Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как растения зимуют зимой»

Баландина Вера Юрьевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как растения зимуют зимой»

КАК РАСТЕНИЯ ЖИВУТ ЗИМОЙ

Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.

Задачи:

формирование восприятия природы как сложной экосистемы;

воспитание чуткого, бережного отношения к природе;

развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.

Оборудование:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Как растения зимуют зимой“» размещена в разделах

панорама, украшенная под зимний лес; картинки: Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк. Художественное слово: “Лесные правила”.Н. Рыжова

Ход деятельности:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю

Белю поля, дома,

Зовут меня …

(зима)

Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Расскажите, какая погода зимой? (снежная, холодная, морозная, дует холодный ветер) Ребята, я вас приглашаю пойти в лес. Взгляните в окно. Какое время года (мнемокартинки зимы) Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая: зимняя одежда).

- Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).

Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся. (кружась приседают).

Воспитатель подходит к Березе. Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!

Береза:(воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)

Воспитатель. Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!

Береза. Эх, вы! Я свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. Глядите, какие я кисточки вырастила (Показывает на кисточки, красота! Авось новые березки вырастут! Но это потом! А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!

Воспитатель. Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете?

Как зиму зимуете?

Береза. Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем (засыпает)

Воспитатель. Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!

БЕРЕЗА. Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Воспитатель. А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает - сбрасывает!

Береза. Можно и без ветра. Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая ни соки, ни воду не пропускает.

Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)

А на каких еще деревья листья опадают (осина, рябина, черемуха)

Воспитатель. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки! Нет, и она спит!

Ель. Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!

Воспитатель: А кто еще не сбрасывает листья

Дети:сосна

Воспитатель обращаясь к ели. Неужели вы никогда свой наряд не меняете?

Ель. Меняю! Но не сразу, а постепенно. Нам, чтобы полностью переодеться – сменить старые иголки – нужно около 9 лет! Есть правда у меня сестричка- выскочка, та все успевает: и хвою осенью сбросить, и весной одеться новой хвоей, и за лето шишками полными семян обзавестись. Так это оттого, что времени ей на все хватает. А зовут ее как, знаете? (Ответы детей. Лиственница.) А еще мы, Ели зверям и птицам, со своими иголками зимой помогаем выжить.

Воспитатель. Каким таким зверям и птицам? Я думала, в лесу никого нет?

Ель. А вы спрячьтесь, и понаблюдайте, а мне спать пора, зимой так спится – благодать! (Зевая – засыпает.)

Воспитатель: и ель уснула, а мы с вами поиграем но только тихо не будем забывать «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревев не ломай,

Никогда не забывай

Из рогатки не стреляй,

Ты пришел не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

Клест влетает. Кле-кле-кле! Мы, Клесты-еловики, уж очень Ель уважаем. Тут нам и дом и столовая. Здесь же с нами и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже Ель уважают, здесь же селятся.

Мышь выбегает из-под березы и смеётся. Ой, смешной! Ой, потешный! Ой, я сейчас умру от смеха! Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Это ты что ли своим клювом все шишки разворошил, ни одной с семенами мне не оставил?

Клест недоумённо. Да, я наверное… Для нас клестов, еловые шишки основная пища в зимнем лесу. Тут мы и птенцов в самые трескучие морозы выводим. Тут и кормимся.

Мышь. Вот так выдумал! Вот так соврал! Я, Мышь хоть и серая, но не глупая, какие - такие птенцы зимой? Я знаю-знаю, когда птенцы выводятся! Вот настанет весна! Растает снег! Зазеленеет все кругом, появятся насекомые, вот тогда птицы птенцов и выводят! А ты, выдумал-придумал, зимой птенцов выводить, неправда все это!

Клест. Ничего я не выдумал, и не соврал нисколечко! Мы Клесты, своих птенцов кашей из еловых шишек кормим. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот мы птенцов в феврале и выводим. Строим гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилаем, чтобы птенцам потеплее было. Откладываем в пуховую подстилку яйца, а на них мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а я весь в трудах, весь в заботах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушу, в кашу превращаю, и весь день маму-клестиху кормлю. А когда птенцы появятся, мне работы прибавляется: тогда я и маму-клестиху кормлю и всех своих сыновей и дочек выкармливаю, пока они сами не научатся шишки шелушить. Ладно, некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать, день короткий, полетел я своих кормить …

Мышь. Вот это да! Все так необычно! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное! А я самая обыкновенная Мышь серая сейчас найду шишку поспелее, и пойду вон под ту березу домой, будем с ней всю ночь зернышки грызть, что с осени. Нам зимой не страшен, ни холод, ни голод а боюсь я только лису, пока вам, до свиданья.

Воспитатель :Ребята а каких зимующих птиц вы знаете?

Появляется Лиса довольно облизываясь. Ой, какие зимой мыши вкусные, да питательные! А мы, Лисы хитрые да внимательные. Нам зима не страшна: мы свою куцую летнюю шубку на зимние богатые меха поменяли. Не зря говорят, Лиса - всему лесу краса! И не холодно нам, и не голодно! Мы за зиму столько мышей ловим-истребляем, что нам пора памятник за сохранение леса от вредителей ставить на каждой опушке!

Воспитатель: Лиса тихо, а то медведя в берлоге разбудишь.

Лиса испуганно, но с достоинством. Пойду я, а то опять меня лису обвинят во всем, крайней оставят!

На поляне появляется Заяц. Ой, как зимой хорошо! Зимой мы свою летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняем! Я - белый, снег – белый! Никто меня не видит! А на задних лапах у нас такая длинная шерсть вырастает, как лыжи лапы становятся. И я на этих лыжах с горки на горку, с оврага на полянку, как стрела! Никто меня не поймает! Никто мне зимой не страшен! Ой! Кто это? Ой, ё, ёй! Лиса? Поскакал я от неё .

Пальчиковая игра «Зайчик в лес пошел гулять»

Воспитатель:А ещё есть зверь лесной, он ребята, очень злой.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит зверь молчком,

Уши серые торчком… (волк)

- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк). Почему? (Еды мало, голодает).

- Какой у него мех? (серый). А летом какой? (тоже серый)

- Почему волк не меняет окраску зимой? (ему не надо ни от кого прятаться)

- Как называется жилище у волка? (логово).

- Почему говорят: "Волка ноги кормят?"

Волк, озираясь и принюхиваясь. У, у, у! Привет, ребята! Лиса такая гладкая, да упитанная? Мы волки, зимой голодные, никого поймать не может. Мы за зайцем бежать, прыг –в снег, и проваливаемся – тяжелые, мы. А зайца уже и след простыл! А так есть хочется! У, у, у (Уходит)

Воспитатель обращает внимание детей на высокое дерево с дуплом.

- Кто знает, что за отверстие наверху? (Дупло).

Кто по елкам ловко скачет,

Вмиг взлетает на сосну?

Кто в дупле шишки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

- Где живут белки?

- Какая шерсть у белки зимой? (серая, густая, защищает от холодов).

- Почему белки хорошо лазают и прыгают по деревьям? (У белки на ногах длинные когти, ими легко цепляется за ветки деревьев; хвост пушистый, большой, помогает прыгать с дерева на дерево).

- Чем питается белка зимой?

Воспитатель: Вот это да! А я думала, зимой все умирает в лесу. А ведь нет! Зимой лес живет, только немного засыпает.

Береза. Ой, кто-то тут у меня зашевелился. А, это насекомые, которые зимуют под моей корой. (Воспитатель показывает насекомых.)

Холодно, чтобы не замерзнуть

Отправляемся в дорожку, в детский сад идти пора.

Одеваем лыжи и домой. (ходьба приставным шагом. Садятся на места)

Воспитатель:Что нового вы узнали, путешествуя по зимнему лесу?

Как живут деревья зимой?

Дети, а вы знаете, какое животное впадает зимой в спячку так же как медведь? (Еж, барсук.)

Ребята, а как живется зайцу зимой? А кому сложнее всего зимой приходится? (Волку.) Почему? Каким зверям зима не страшна? Как они к этому приспособились?

Воспитател: А я сейчас проверю, знают ли вы деревья, которые растут в лесу! Нужно хлопнуть в ладоши, если дерево растет в нашем лесу, и не хлопать, если не растет:

яблоня, груша, малина, береза,

ель, саксаул, облепиха, мимоза,

вишня, черешня, лимон, сосна,

слива, осина, каштан,

кофе, рябина, платан,

тополь, сосна, каланча.

Воспитатель. Дети, а знаете ли вы птиц, которые не умеют летать и живут там, где постоянно холодно? (Пингвины).

Проводится игра “Пингвин”. Пройти с мячом, зажав его ногами до елки и обратно.

А теперь отгадайте загадки

Сам мост мостил

Без молотка, без топора,

Без топорища.

(Мороз)

Всю зиму пролежит

Весной в речку убежит.

(Снег)

Что летом и зимой

в рубашке одной?

(Ель)

Кругом нашего села

Бежит лошадь весела.

(Метель)

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не человек.

(Береза)

Сероспиный, красногрудый,

в зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

(Снегирь)

Угадайте, что за шапка:

меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

у стволов грызет кору.

(Заяц)

Зверька узнали мы с тобой

по двум таким приметам:

он в шубке серенькой зимой,

а в рыжей шубке – летом.

(Белка)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, убежало. Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Воспитатель: Дети, к нам сегодня в детский сад пришло письмо от наших елей, живущих в лесу. В этом письме к вам просьба: не ставьте живые елки дома на Новый год! Мы хотим жить, а если вы срубите нас мы умрем. Не губите ради праздничной недели половину леса!

И еще одно письмо от птиц. Они просят устроить кормушки на нашей площадке и не забывать подсыпать в них корм.

Воспитатель: сегодня на прогулке мы повесим нашу кормушку и будем подкармливать птиц. Как вы думаете, кто прилетит к кормушке (Ответы детей)

Как мы оденемся на прогулку (ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как звери к зиме готовятся» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Василек» Конспект непосредственно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Одежда, обувь, головные уборы зимой» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отельных предметов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсомоторному развитию «Как мы помогали Барбосу» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсомоторному развитию Тема: «Как мы помогали Барбосу» Возрастная группа – I-я.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Как мы заботимся о малышах» Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Как мы заботимся о малышах» Интеграция.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!» Цель. Продолжать знакомить детей с зимующими.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Покормите птиц зимой» .

Конспект занятия «Как растения живут зимой» Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу. Задачи:.

План-конспект образовательной деятельности детей младшей группы «Как зимуют дикие звери» Тема: «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)» Цель: Дать детям первоначальное представление о наиболее распространённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как растения зимуют зимой»
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 19:49
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД