Космическое путешествие. Обучение грамоте с элементами логики

Елена Смирнова
Космическое путешествие. Обучение грамоте с элементами логики

«Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

(Старшая группа)

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,

твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные

слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и

действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,

мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.

Материал:

- демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два

больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,

зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;

- раздаточный; картинки – схемы «Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

Воспитатель:

- Отгадайте, про какую планету здесь говорится?

- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».

- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад)

- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

- Какие еще планеты вы знаете?

- Определите в названиях первый звук.

- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.

Физкультурная пауза:

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И матросский наш отряд

Заниматься спортом рад!

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

И когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель: Кроме гласных есть другие,

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти!

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Артикуляционная гимнастика:

Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)

А подвижный язычок, работой заниматься

Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)

А потом забор построил - красота! (забор)

Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)

По нему несется воздуха поток, (дуть)

Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась – хороша!

Далее проводятся игры.

«Буки – Буки – Закорюки»

- Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.

«Живая модель»

а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М»,

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем.

(Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.

Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т. п.

Далее дети располагаются на ковре.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т. д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т. д.).

Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать «Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»

в виде разных картинок.

Публикации по теме:

Конспект занятия ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТЕМА: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Совместная работа детей и родителей. по подготовке к грамоте. При обучение детей грамоте в подготовительной группе всегда возникают моменты, когда ребёнку требуется индивидуальный подход для лучшего.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Космическое путешествие. Обучение грамоте с элементами логики
Опубликовано: 2 февраля 2012 в 08:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации с использованием природного материала «Осеннее дерево»
Скоро начнется золотая пора- осень! А кто не любит прогуляться по парку с детьми, внуками ранней осенью, когда под ногами шуршат разноцветные листья! Дети и...
Индивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского...
В рамках проекта «Огород», разработанного для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста, дети изучают агротехнику различных...
Конспект творческо-познавательного занятия «Яблочный Спас угостит яблочком нас»
Раздался стук в дверь. В группу, с полным ведром яблок, вошла Валюша. «На те вам, к празднику, ешьте». Дверь закрылась, Валюша убежала домой, а...
Фотоотчет о развлечении «Праздник воздушного шарика»
История шаров, наполненных воздухом, началась очень давно. Только вот выглядели пра-пра-деды наших шариков совсем не так, как сейчас. И воздушные шары...
Мастер-класс по изготовлению накопителя из бросового материала
Добрый день, дорогие коллеги! Давно я не писала в блоге, но причина была уважительная ( ездила отдыхать на море. То, что хочу представить на ваш суд...