Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»

Светлана Гринцова
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

ИЗЛУЧИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на основе технологии проблемного обучения)

«ВОЛШЕБНИК МАГНИТ»

Формирование у детей 6-7 лет

элементарных представлений о физических свойствах магнита

Гринцова Светлана Владимировна,

воспитатель

2012 г.

ВОЛШЕБНИК МАГНИТ

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность, «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель образовательной деятельности: Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; о способности некоторых предметов проводить магнетизм.

Задачи:

Познание: формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов; поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез.

Развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Социализация: формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками; развивать и закреплять сенсорные способности (раздел Д. И.).

Коммуникация: приучать детей – будущих первоклассников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (магнит, магнетизм, болт, мех).

Безопасность: обучение безопасному проведению опытов. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита.

Оборудование и материалы:

Технические средства: мультимедийное оборудование, мультфильм «Путешествие с Лунтиком».

Раздаточный материал: магниты полосовые, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, лист бумаги, стекло, картон (на каждого ребёнка, стаканчик с водой и металлическими предметами, картонный мольберт, герои сказки «Репка», скрепки.

Мотивация (установление положительного контакта, мотивация на последующую деятельность).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Очень рада нашему знакомству. Ребята, вам нравятся фокусы?

Демонстрирую фокусы «Самая длинная цепочка из скрепок», «Достань скрепку из стаканчика».

Воспитатель: Вы, ребята, хотели бы узнать тайну фокуса? Что вам хочется об этом узнать?

Ход непосредственно- образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Любите ли вы приключения, открытия? (Да). Тогда, мои маленькие исследователи, я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, в Изумрудный город, где живут добрые сказочные герои (дети называют: девочка Элли, Железный Дровосек, Тотошка, где мы сможем стать настоящими Волшебниками. Но в пути мы можем столкнуться с препятствиями. Вы готовы их преодолеть? Отправляемся все вместе в путь. Давайте скажем «Раз, два, три – повернись, в волшебной стране очутись».

Включить эпизод «Изумрудный город»

Демонстрация магнита.

Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную страну. Это Изумрудный город. Смотрите, это что? Волшебная шкатулка. Такая же, как в сказке. А там что лежит. (Достаю коробочку, в ней лежат магниты).

Воспитатель: А кто знает, что это такое?

Ответы детей: Камень, железо…

Воспитатель: А какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, железный, тяжёлый.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Если дети затрудняются, то называю я). Это магнит. Магниты бывают разных форм и размеров. Этот предмет нам поможет совершать чудеса.

Побуждение к экспериментированию с магнитом и различными материалами.

Воспитатель: Ребята, у вас на столе стоит коробка из волшебного сундучка. Давайте заглянем туда, что вы видите?

Ответы детей:….

Воспитатель: Правильно, ребята, там лежат разные материалы: и ткань, и бумага, и кусочки резины, и металлические предметы, и железные скрепки… Как вы думаете, все ли предметы притянет магнит?

Дети выдвигают свои гипотезы.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, каким интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы не забыли проверить все предметы, у вас есть карточка с изображением различных предметов рядом с магнитом: ткань, стекло, металл, резина, мех. Проведите стрелку от магнита к тому предмету, который он притягивает.

Дети экспериментируют с различными предметами. Отмечают в карточках результат.

Воспитатель: Расскажите, что же вы увидели? (Ответы детей).

Дети обмениваются опытом о том, что у них получилось.

Воспитатель: А как вы думаете, почему притянулись болтики и скрепки. Что у них общего? Из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать? (Ответы детей).

Вывод.

Воспитатель: Только металлические предметы как будто приклеились к магниту, примагнитились. Предметы из других материалов не примагничиваются. Это свойство примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.

2. Основной этап. Экспериментирование.

Продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что происходит в волшебной стране.

Включить слайд с эпизодом «К нам летит птица».

Воспитатель: Ребята, вот письмо, которое принесла волшебная ворона. Читаю: «Злая волшебница Бастинда заколдовала жителей волшебной страны. Помогите расколдовать их. Для этого надо выполнить три задания Бастинды».

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает первое задание Бастинды: «Я не люблю воду, но мне нужны металлические предметы – достаньте их из воды, не замочив рук».

На столе у каждого ребенка баночка с водой. В воде лежат металлические предметы.

Воспитатель: Ребята, как можно это сделать, ваши предположения. (Если дети затрудняются, то предлагаю план-карту). Ребята, кто хочет рассказать последовательность наших действий.

Дети самостоятельно проводят опыт (если дети выполняют правильно, то план дается для проверки правильности действий).

Самостоятельный опыт: Дети берут стаканчик с водой и металлическими предметами. Магнит опускают в воду и достают металлические предметы.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Металлические предметы примагнитились.

Воспитатель: Ура, мы справились.

Физминутка «Магнетизм» Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.

- Ребята, вам интересно узнать почему Бастинда боится воды?

Слайд с эпизодом «Волк сообщает…».

Воспитатель: А вода нам еще пригодится. Вы помните, что рассказал волк (Бастинда боится воды). Слейте воду из стаканчиков в ведерко.

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает второе задание Бастинды: «На столе у вас карточки с разными дорожками. Не прикасаясь к дорожкам карандашом, пройдите весь путь».

Воспитатель: Ребята, как это сделать? Что может нам помочь?

Ответы детей:… Дети выдвигают предположения.

Если предположений нет, предлагаю первую подсказку – бумага проводник магнетизма. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

Игра: На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной.

Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

Воспитатель: Дети, в вашей волшебной коробочке хранятся различные предметы – бумага, пластмассовая пуговица, стекло, ткань. Давайте проверим, какие материалы еще являются проводником магнетизма? Как вы думаете, как проверить?

Ответы детей:…. Дети выдвигают предположения.

Свои предположения дети проверяют экспериментальным путем.

Воспитатель: Ребята, какие материалы проводят магнетизм? (Ответы детей). Какие не проводят? (Ответы детей).

Игра на закрепление «Найди скрепку» (развитие сообразительности, логического мышления).

Воспитатель: Ребята, потерялась скрепка, найдите ее. (Скрепка накрыта салфеткой, дети ищут).

Физминутка «Магнетизм»

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает третье задание Бастинды: «Сделайте настольный театр из предметов, которые лежат в волшебной шкатулке. Фигурки героев должны передвигаться по картону без помощи рук».

Воспитатель: Да. Это очень сложное задание. Но я уверена, нам удастся справиться? Ребята, как сделать театр, чтобы фигурки передвигались без помощи рук? Ваши предположения.

Ответы детей:…. Дети выдвигают гипотезы. Если нет предположений, даю первую подсказку – картон проводит магнетизм.

Воспитатель: Кто расскажет последовательность действий? (Ответы детей).

Дети выполняют задание.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Каким свойством обладает магнит? (Магнетизм). Какие материалы проводят магнетизм? (Бумага, картон, стекло).

Ребята, мы выполнили все задания Бастинды. Посмотрим. Удалось ли нам освободить героев волшебной страны и победить Бастинду?

Включить последний эпизод

Ребята, мы молодцы, освободили героев Волшебного города, победили злую волшебницу Бастинду. А помог нам в этом? (Ответы детей).

Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в группу. Давайте скажем «Раз, два, три – повернись, снова в детском саду очутись».

Ребята, какое у вас настроение после путешествия по волшебной стране? Давайте отобразим наше настроение с помощью магнитов на доске (Дети отмечают смайликами настроение при выполнении заданий).

Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства?

Ответы детей: «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске и т. д.

Установка на дальнейшую деятельность, итог.

Воспитатель: Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать об этом воспитателю. А также вы можете забрать с собою магнитный театр и с ребятами сделать другие сказки.

Воспитатель: За ваши добрые дела и старание я награждаю вас медалью маленького исследователя и предлагаю вам посмотреть в группе мультфильм «Лунтик Магнит» с вашими друзьями, там вы еще раз увидите, какими волшебными свойствами обладает магнит.

Публикации по теме:

Конспект организации поисковой деятельности. Что может магнит Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Конспект организации поисковой деятельности с детьми.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 10:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...