Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»

Светлана Гринцова
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

ИЗЛУЧИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на основе технологии проблемного обучения)

«ВОЛШЕБНИК МАГНИТ»

Формирование у детей 6-7 лет

элементарных представлений о физических свойствах магнита

Гринцова Светлана Владимировна,

воспитатель

2012 г.

ВОЛШЕБНИК МАГНИТ

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность, «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель образовательной деятельности: Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; о способности некоторых предметов проводить магнетизм.

Задачи:

Познание: формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов; поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез.

Развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Социализация: формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками; развивать и закреплять сенсорные способности (раздел Д. И.).

Коммуникация: приучать детей – будущих первоклассников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (магнит, магнетизм, болт, мех).

Безопасность: обучение безопасному проведению опытов. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита.

Оборудование и материалы:

Технические средства: мультимедийное оборудование, мультфильм «Путешествие с Лунтиком».

Раздаточный материал: магниты полосовые, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, лист бумаги, стекло, картон (на каждого ребёнка, стаканчик с водой и металлическими предметами, картонный мольберт, герои сказки «Репка», скрепки.

Мотивация (установление положительного контакта, мотивация на последующую деятельность).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Очень рада нашему знакомству. Ребята, вам нравятся фокусы?

Демонстрирую фокусы «Самая длинная цепочка из скрепок», «Достань скрепку из стаканчика».

Воспитатель: Вы, ребята, хотели бы узнать тайну фокуса? Что вам хочется об этом узнать?

Ход непосредственно- образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Любите ли вы приключения, открытия? (Да). Тогда, мои маленькие исследователи, я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, в Изумрудный город, где живут добрые сказочные герои (дети называют: девочка Элли, Железный Дровосек, Тотошка, где мы сможем стать настоящими Волшебниками. Но в пути мы можем столкнуться с препятствиями. Вы готовы их преодолеть? Отправляемся все вместе в путь. Давайте скажем «Раз, два, три – повернись, в волшебной стране очутись».

Включить эпизод «Изумрудный город»

Демонстрация магнита.

Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную страну. Это Изумрудный город. Смотрите, это что? Волшебная шкатулка. Такая же, как в сказке. А там что лежит. (Достаю коробочку, в ней лежат магниты).

Воспитатель: А кто знает, что это такое?

Ответы детей: Камень, железо…

Воспитатель: А какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, железный, тяжёлый.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Если дети затрудняются, то называю я). Это магнит. Магниты бывают разных форм и размеров. Этот предмет нам поможет совершать чудеса.

Побуждение к экспериментированию с магнитом и различными материалами.

Воспитатель: Ребята, у вас на столе стоит коробка из волшебного сундучка. Давайте заглянем туда, что вы видите?

Ответы детей:….

Воспитатель: Правильно, ребята, там лежат разные материалы: и ткань, и бумага, и кусочки резины, и металлические предметы, и железные скрепки… Как вы думаете, все ли предметы притянет магнит?

Дети выдвигают свои гипотезы.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, каким интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы не забыли проверить все предметы, у вас есть карточка с изображением различных предметов рядом с магнитом: ткань, стекло, металл, резина, мех. Проведите стрелку от магнита к тому предмету, который он притягивает.

Дети экспериментируют с различными предметами. Отмечают в карточках результат.

Воспитатель: Расскажите, что же вы увидели? (Ответы детей).

Дети обмениваются опытом о том, что у них получилось.

Воспитатель: А как вы думаете, почему притянулись болтики и скрепки. Что у них общего? Из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать? (Ответы детей).

Вывод.

Воспитатель: Только металлические предметы как будто приклеились к магниту, примагнитились. Предметы из других материалов не примагничиваются. Это свойство примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.

2. Основной этап. Экспериментирование.

Продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что происходит в волшебной стране.

Включить слайд с эпизодом «К нам летит птица».

Воспитатель: Ребята, вот письмо, которое принесла волшебная ворона. Читаю: «Злая волшебница Бастинда заколдовала жителей волшебной страны. Помогите расколдовать их. Для этого надо выполнить три задания Бастинды».

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает первое задание Бастинды: «Я не люблю воду, но мне нужны металлические предметы – достаньте их из воды, не замочив рук».

На столе у каждого ребенка баночка с водой. В воде лежат металлические предметы.

Воспитатель: Ребята, как можно это сделать, ваши предположения. (Если дети затрудняются, то предлагаю план-карту). Ребята, кто хочет рассказать последовательность наших действий.

Дети самостоятельно проводят опыт (если дети выполняют правильно, то план дается для проверки правильности действий).

Самостоятельный опыт: Дети берут стаканчик с водой и металлическими предметами. Магнит опускают в воду и достают металлические предметы.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Металлические предметы примагнитились.

Воспитатель: Ура, мы справились.

Физминутка «Магнетизм» Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.

- Ребята, вам интересно узнать почему Бастинда боится воды?

Слайд с эпизодом «Волк сообщает…».

Воспитатель: А вода нам еще пригодится. Вы помните, что рассказал волк (Бастинда боится воды). Слейте воду из стаканчиков в ведерко.

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает второе задание Бастинды: «На столе у вас карточки с разными дорожками. Не прикасаясь к дорожкам карандашом, пройдите весь путь».

Воспитатель: Ребята, как это сделать? Что может нам помочь?

Ответы детей:… Дети выдвигают предположения.

Если предположений нет, предлагаю первую подсказку – бумага проводник магнетизма. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

Игра: На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной.

Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

Воспитатель: Дети, в вашей волшебной коробочке хранятся различные предметы – бумага, пластмассовая пуговица, стекло, ткань. Давайте проверим, какие материалы еще являются проводником магнетизма? Как вы думаете, как проверить?

Ответы детей:…. Дети выдвигают предположения.

Свои предположения дети проверяют экспериментальным путем.

Воспитатель: Ребята, какие материалы проводят магнетизм? (Ответы детей). Какие не проводят? (Ответы детей).

Игра на закрепление «Найди скрепку» (развитие сообразительности, логического мышления).

Воспитатель: Ребята, потерялась скрепка, найдите ее. (Скрепка накрыта салфеткой, дети ищут).

Физминутка «Магнетизм»

Проблемная ситуация.

Воспитатель читает третье задание Бастинды: «Сделайте настольный театр из предметов, которые лежат в волшебной шкатулке. Фигурки героев должны передвигаться по картону без помощи рук».

Воспитатель: Да. Это очень сложное задание. Но я уверена, нам удастся справиться? Ребята, как сделать театр, чтобы фигурки передвигались без помощи рук? Ваши предположения.

Ответы детей:…. Дети выдвигают гипотезы. Если нет предположений, даю первую подсказку – картон проводит магнетизм.

Воспитатель: Кто расскажет последовательность действий? (Ответы детей).

Дети выполняют задание.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Каким свойством обладает магнит? (Магнетизм). Какие материалы проводят магнетизм? (Бумага, картон, стекло).

Ребята, мы выполнили все задания Бастинды. Посмотрим. Удалось ли нам освободить героев волшебной страны и победить Бастинду?

Включить последний эпизод

Ребята, мы молодцы, освободили героев Волшебного города, победили злую волшебницу Бастинду. А помог нам в этом? (Ответы детей).

Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в группу. Давайте скажем «Раз, два, три – повернись, снова в детском саду очутись».

Ребята, какое у вас настроение после путешествия по волшебной стране? Давайте отобразим наше настроение с помощью магнитов на доске (Дети отмечают смайликами настроение при выполнении заданий).

Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства?

Ответы детей: «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске и т. д.

Установка на дальнейшую деятельность, итог.

Воспитатель: Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать об этом воспитателю. А также вы можете забрать с собою магнитный театр и с ребятами сделать другие сказки.

Воспитатель: За ваши добрые дела и старание я награждаю вас медалью маленького исследователя и предлагаю вам посмотреть в группе мультфильм «Лунтик Магнит» с вашими друзьями, там вы еще раз увидите, какими волшебными свойствами обладает магнит.

Публикации по теме:

Конспект организации поисковой деятельности. Что может магнит Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Конспект организации поисковой деятельности с детьми.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе технологии проблемного обучения) «Волшебник магнит»
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 10:48
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...