Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»

Лидия Лукьянчук
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»

цели:

- Уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах.

- Уточнять и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, применять приемы ТРИЗ.

- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, музыкальная коробка, разноцветные кружочки, нарисованная ель,

наборы картинок «времена года» на каждого ребенка (не цветные).

игрушка снеговик.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Послушаем, ребятки, дети загадают вам загадки., а вы придумайте разгадки.

1 – й ребенок:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

2 –й ребенок:

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (дети мороз).

3- й ребенок:

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь — вода в руке? (дети отгадывают)

2. Беседа о времени года.

Воспитатель: снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает? (ответы детей).

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках, по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края? А с какого месяца берет начало календарная зима? Как мы определяем, что зима уже наступила? (дети - в этот день снег ложиться на землю, и приходят настоящие морозы.)

Почему зимой так холодно?

Много ли солнечного тепла падает на Землю зимой

Почему зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?

Что такое снег? Почему зимой идет снег а не дождь?

Перечислите зимние месяцы. И т. д.

3. Дыхательное упражнение «Снежинки»

- Ребята, посмотрите! Это те снежинки которые вы вырезали. (Раздать каждому ребенку снежинку на ниточке)

- Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки затанцевали. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз). Как красиво наши снежинки закружились, а теперь мы их отпустим и посмотрим, что у нас получиться? (дети – снегопад).

4. «Времена года»

- Снежинки улетели, а мы поиграем еще в одну игру. - - Я приготовила для вас непростое задание, но вы с ним обязательно справитесь! (Дети отбирают картинки, на которых изображены времена года и раскладывают их в нужном порядке).

Дети рассказывают почему они именно в таком плорядке разложили картинки.

Воспитатель: - дети вы с этим заданием справились, а сейчас

Небольшая разминка. (проводит ребенок).

Дети стоят полукругом:

Посмотрите в верх - посмотрите вниз,

на соседа с права – на соседа с лева,

Облизнитесь и друг другу улыбнитесь. (следить, чтоб хорошо дети вытягивали язычки и широко растягивали рот).

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель: зимой на улице бывает разная погода,

то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить:.

Мороз (что делает) — ответы детей: (трещит, щиплет, кусает.)

Метель (что делает)(вьется, бушует, воет, метет.).

Снег (что делает)(идет, летит, падает, кружится)

Дети (что делают)(гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются)

6. Воспитатель: а теперь поиграем в игру «Хорошо – плохо» (с мячом)

(Дети становятся в круг. Педагог бросает мяч называет признаки зимы, дети, ловя мяч объясняют, что в этом признаке хорошего, а что плохого.

(Наступили холода. Плохо – потому, что можно замерзнуть;

Хорошо – потому, что можно одеть новую шубку. И т. д.)

7. Игра «да- нет – ка» (Коробочка закрыта салфеткой).

Воспитатель: Это то, что бывает и маленьким и большим,

Это то, что нужно и взрослым и детям,

Это то, что может быть деревянным, бумажным, пластмассовым,

Это то во что можно положить разные предметы.

В.: Что это? Дети: - шкатулка, коробка и. т д.

Воспитатель: - посмотрим, что в ней лежит (дети смотрят: - это же разноцветные кружочки)

Воспитатель: - эти кружочки не простые, они в ваших руках превратятся в елочное украшение.

8. Воспитатель: дети обратите внимания кто там под елкой такой грустный.

Дети: - это снеговик? В.: - как вы думаете почему он грустный?

Дети: - потому, что скоро Новый год, а у него елочка не украшена.

В.:- давайте в волшебной коробочке возьмём разноцветные кружочки и превратим их в елочное украшение, украсим елку, сделаем праздник снеговику.

Дети берут кружочки, снимают клейкую бумагу и украшают елочку,

Затем рассказывают стихотворения про елочку.

Воспитатель: - как вы думаете, Правильно мы поступили?

Помогли украсить елку снеговику. (ответы детей).

Публикации по теме:

Дидактические игры направленные на формирование умения обобщать, сравнивать, выявлять признаки, обобщать, классифицировать 1 блок: Дидактические игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки предметов 1. Дидактическая игра «Для чего.

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Осень».Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Осень». Тема: «Осень».                Дидактическая игра «Приметы.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 21:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Самая крупная кувшинка в мире».
В публикации «С Международным Днём цветка» я рассказала о цветах – символах в разных странах. Эту тему я хотела бы продолжить и рассказать о самой...
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей группы «Мамы в гости к нам пришли».
Цель : продолжать учить детей выразительному чтению стихов; учить элементам театрализованной деятельности; воспитывать уважительное отношение к взрослым,...
Проект «Звезда по имени Солнце»
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка» Интеграция образовательных областей :...
Маркеры игрового пространства.
Доброго всем время суток, дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры детей среднего...
Мастер-класс «Подсолнухи в вазе»
Изготовление коллективных работ в летнее время - одно из любимых занятий воспитанников средней группы. Сейчас все работы мы выполняем на прогулке, используя...