НОД по математике (формирование представлений о временных периодах) в подготовительной группе «День, ночь — сутки прочь»

Марина Белова
НОД по математике (формирование представлений о временных периодах) в подготовительной группе «День, ночь — сутки прочь»

Тема: «День – ночь, сутки прочь»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о временных периодах и значение их в жизни людей.

Задачи: Уточнить знания детей о временах года. Закрепить умение детей определять время по часам. Развивать познавательные способности детей, через осмысливание содержания художественного слова (пословиц и поговорок). Приучать детей к самостоятельности суждений. Воспитание чуткости к художественному слову.

Интергация образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество».

Демонстрационный материал: циферблат часов, показывающие разное время; картинки «Времена года», игрушка из папье-маше, мяч, циферблат часов на потолке.

Раздаточный материал: рабочие тетради и ручка по количеству детей.

Предшествующая работа: Знакомство с часами, дид/игра «Что сначала, что потом», дид/ игра «Круглый год», дид/игра «Когда это бывает».

Ход.

Дети заходят в группу и по просьбе воспитателя и встают полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел «Старичок-Часовичок». (Показывает игрушку.) Почему его так зовут «Часовичок?» Это имя от слова часы. Часы - это то, что напоминает нам о времени. И сегодня он хочет поговорить с нами о времени. Время – это бесконечность событий нашей жизни, которые сменяют друг друга, образуя прошлое, настоящее и будущее. Ведь как в народе говорится:

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

Воспитатель. Что это? Правильно, время. Оно течёт и изменяется, а его временные периоды постоянно повторяются, сменяя друг друга. Так, например, день сменяет ночь. А после зимы наступит весна и т. д. О времени можно говорить очень много. И сегодня «Старичок – Часовичок» приготовил вам много интересных игр и заданий. Так что скучно вам не будет. Слушайте новую загадку:

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет.

Обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены картинки «Времена года». Если дети затрудняются, то прочитывает загадку повторно.

Воспитатель. Совершенно верно, это времена года. А как вы догадались? Да, их четыре. А какое время года Седое? Молодое? Скачет? Плачет? (Дети отвечают и воспитатель, добивается, чтобы они отвечали полными предложениями.)

Воспитатель. Ну, молодцы. Сейчас «Часовичок» предлагает вам поиграть в интересную игру.

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель объясняет правила игры.

Воспитатель. Я буду называть вам времена года, а вы, перебрасывая мяч друг другу, будете называть признаки данного времени года. Например, весны: «Тает снег», «Бегут ручьи» и т. д. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков времени года.

Воспитатель. Вот видишь «Часовичок» наши дети хорошо знают признаки времён года. Дети, внимательно слушайте следующую загадку:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Воспитатель. Как вы считаете кто это? Верно, это месяцы. Какие месяцы вы знаете? К какому времени года они относятся? По сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей.) А такую загадку отгадаете?

Потянулся мост

На семь верст,

А в конце моста

Золотая верста.

Воспитатель. Совершенно верно, это неделя.

А что это за «семь верст»? – Семь дней в неделе.

А «золотая верста»? - Выходной день - воскресенье.

Давайте вспомним названия остальных дней недели. (Ответы детей.) Умницы, все знаете. Часовичок очень рад. Он хочет еще в одну игру с вами поиграть и приготовил загадку. Подумайте, что это за такое:

Два братца ходят день и ночь,

А все не сходят с места прочь.

В одной избе вдвоем живут,

Захочешь – время назовут.

Воспитатель. Это стрелки часов. (Вешает на доску изображение часов.) Посмотрите, это часы. Сколько стрелок у этих часов? - Две.

Одна стрелка, длинная. Показывает минуты, а короткая - часы. Если длинная и короткая стрелки стоят на цифре двенадцать, значит, ровно двенадцать часов. Если короткая стрелка стоит на цифре один, а длинная на цифре двенадцать - значит один час ровно. Вспомнили? Хорошо.

Посмотрите, у вас на столах лежат часы, которые показывают разное время. Найдите часы, которые показывают восемь часов, девять, десять, двенадцать, два, четыре часа. (Ответы детей.) Так, молодцы. Не устали? Интересно, что будет дальше?

Игровое упражнение «Один день Маши»

Воспитатель. А теперь я буду вам рассказывать про Машеньку, а вы будете показывать те или иные часы.

• В восемь часов утра встала Машенька, оделась, позавтракала, а в девять часов в сад побежала. В десять часов она с мамой пошла в магазин, а в двенадцать часов вернулась домой.

(Во время рассказа контролирует, правильно ли дети выбирают часы.)

• Машенька пообедала и в два часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Который час?»

(Дети должны назвать и показать на часах.)

Воспитатель. Что это? День или ночь? Утро или вечер? (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз

1. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Двигать глазами вверх к цифре двенадцать – вниз к цифре шесть, влево к цифре девять – вправо к цифре три. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Повторить 4-5 раз.

3. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Обводить циферблат глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Повторить 4-5 раз.

4. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула.

Двигать глазами вправо к цифре три – вверх к цифре двенадцать;

влево к цифре девять - вверх к цифре двенадцать;

вправо к цифре три – вниз к цифре шесть;

влево к цифре девять – вниз к цифре шесть.

Повторить 3-4 раза.

5. Исходная позиция - сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Работа в тетрадях.

Воспитатель. А сейчас, ребята, откройте свои тетради. У вас там нарисованы часы. Я вам буду называть время, а вы должны будете правильно нарисовать стрелки. Готовы?

• На первых часах – один час;

• на вторых часах – три часа;

• на третьих – шесть часов;

• на четвертых – восемь часов;

• на пятых – пять;

• на шестых – десять часов.

Теперь отложите в сторону карандаши, закройте тетради.

Чтение пословиц и поговорок.

Воспитатель. Послушайте пословицы и поговорки про время и подумайте, почему так говорят.

Век долог, да час короток.

Время денег дороже.

Вчерашнего дня не воротишь.

День да ночь – сутки прочь.

За делами дня не видно.

Утро вечера мудренее.

Летний день за зимнюю неделю.

Воспитатель. Ну, «Старичку-Часовичку» пора уходить, но он ещё придет к вам. А на память он дарит нам дидактическую игру: «Детям о времени», в которую мы поиграем после сна. Давайте попрощаемся с ним. До свидания!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Часики».Дидактическая игра «Часики». Для создания этой игры мне понадобились бельевые прищепки, циферблат со стрелочками из картона, картинки с изображением различных видов.

Методика формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой формирование представлений.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
Автор публикации:
НОД по математике (формирование представлений о временных периодах) в подготовительной группе «День, ночь — сутки прочь»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 08:15
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...