Лучший педагог года

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Лариса Кобзева
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой.

Задачи:

1. Актуализировать знания детей о классической музыке, продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и сказочными героями его произведений;

2. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

3. Создавать игровые, творческие ситуации через использование классической музыки.

4. Развивать музыкальное восприятие, умение вслушиваться в звуки музыки, определять её настроение, смену музыкальных образов.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах

5. Учить детей исполнять детские песни на различных музыкальных инструментах.

6. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.

Предварительная работа:

• Слушание М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»;

• Беседы с детьми об истории создания фортепианной сюиты «Картинки с выставки»;

• Чтение художественной литературы (Веселая девочка (англ. нар. песенка, Гном, Грустный котенок);

• Рассматривание репродукций картин (Богатырские ворота, Старый замок);

• Игра на музыкальных инструментах (треугольники, металлофоны, бубенцы, колокольчики, бубны);

• Музыкально-дидактические игры «Музыкальная шкатулка», «Назови композитора»;

• Экскурсия в Школу искусств, знакомство с музыкальными инструментами, музыкальными жанрами.

Словарная работа:

Активизация словаря: композитор, художник, характер музыки, натюрморт, пейзаж, портрет, темп, тембр, динамика.

Оборудование: компьютер, телевизор, музыкальные инструменты, фортепиано.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Приемы:

• Беседа о творчестве Модеста Петровича Мусоргского;

• Загадывание загадки;

• Рассказ о художниках и картинах;

Художественное слово;

• Вопросы (открытые, на уточнение, оценочные, проверочные);

• Рассматривание репродукций картин с использованием компьютерных технологий;

• Проведение музыкально-дидактических игр;

• Разыгрывание мимических этюдов;

• Использование элементов театрализации;

• Исполнение песни «Песня о картинах», муз. Гр. Гладкова, сл. А. Кушнера, «Пёстрый колпачок», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой//Г. Струве;

• Слушание «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети заходят в зал. Их приветствует музыкальный руководитель (м. р.).

М. р. Здравствуйте, ребята!

Скажите, а вы любите ходить на выставки? Я предлагаю вам пойти в картинную галерею, где ждет вас много таинственных и сказочных сюрпризов. А для того, чтобы туда пойти, у всех у вас должно быть веселое, радостное настроение. Давайте, поиграем в одну игру: я буду рассказывать стихотворение, а вы с помощью мимики и движения все покажите. (Читаю стихи, дети разыгрывают мимический этюд.)

Мы – веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Хлопают в ладоши.

Мы ногами топаем, Топают ногами.

Надуваем щечки, Надувают щеки.

Скачем на носочках. Прыгают на носочках.

И друг другу, даже,

Язычки покажем.

Показывают языки.

Дружно прыгнем к потолку, Прыжок.

Пальчик поднесем к виску. Крутят пальцем у виска.

Оттопырим ушки, Руками оттопыривают уши.

Хвостик на макушке. Помахать рукой у макушки.

Шире рот откроем, Открывают рот.

Гримасы все состроим. Делают любые гримасы.

Как скажу я цифру "три",

Все с гримасами - замри.

Замирают с гримасой.

Предлагаю добавить краски – передать голосом и мимикой характер кота в песенке. (Пою вместе с детьми, дети выполняют задание.)

Чёрный кот у ворот грозно песенки поёт,

Рыжий кот у ворот нежно песенки поёт.

Молодцы! Вы сумели передать два разных характера голосом и мимикой. А что, по-вашему, помогает передать настроение и характер художнику? (Краски.) Правильно! Приглашаю вас в картинную галерею, а иначе – на выставку картин. Здесь находятся репродукции и оригиналы картин разных художников. Давайте пойдем и внимательно их рассмотрим.

(Дети самостоятельно определяют жанр картин – натюрморт, портрет, пейзаж).

М. Р Портрет какого композитора вы здесь видите?

(Ответы детей)

М. Р. Правильно ребята, это М. П. Мусоргский.

«Песня о картинах», муз. Гр. Гладкова, сл. А. Кушнера

(Дети садятся)

М. р. Однажды Модест Петрович был на выставке своего друга – художника Виктора Карловича Гартмана. Эта выставка ему настолько понравилась, что, вернувшись домой, он превратил свои впечатления от увиденных работ в живые музыкальные картинки, которые так и назвал – «Картинки с выставки». На языке музыкальных звуков он рассказал и об избушке в лесу, в которой живет Баба Яга, о старом замке, и о гноме.

Ребята, что вы знаете о гномах? Как вы их себе представляете? В каких сказках они живут? (Ответы детей). Я предлагаю вам послушать отрывок из пьесы «Гном» и определить музыкальный характер этого гнома.

Слушание «Гном»

М. р. : Ребята, какое настроение было у этого гнома? Что вы чувствовали, когда слушали это произведение? Какой характер музыки?

(Ответы детей)

М. р. : Ребята, а давайте послушаем отрывок из пьесы в темноте, сидя на ковре, не испугаетесь?

(Выключается свет, освещается натянутое на большую раму полотно). Звучит «Гном» М. Мусоргского. На полотне появляется тень гнома, который исполняет движения под музыку.

По окончании музыки включается свет.

Звучит музыка, неожиданно из-за рамы выходит хмурый Гном (воспитатель).

М. р. Милостивый государь, здравствуйте! Мы с детьми хотим стать вашими друзьями, а вы такой сердитый. Ребята, что надо сделать,чтобы развеселить гнома?

(Ответы детей).

Я предлагаю исполнить песню на музыкальных инструментах. Хотите послушать?

(Дети исполняют мелодию «Пёстрый колпачок», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой//Г. Струве.

Гном начинает пританцовывать, а потом и подпевать детям. После окончания мелодии благодарит их.

Гном (радостно). Какая весёлая мелодия. Спасибо ребята, я побегу домой. (Быстро направляется к выходу.)

М. р. (детям) Мы слушаем музыку про гнома, и он появился у нас в зале. А это значит, что музыка действительно волшебная. А что, если прослушать другое произведение? (Детям.) Ну что, попробуем ещё раз проверить силу волшебства музыки? (Дети соглашаются) Условия остаются прежними – слушать в тишине и темноте и сидя на ковре.

Звучит пьеса «Баба Яга» (фрагмент). Из-за рамы – то с одной стороны, то с другой стороны – выглядывает Баба Яга (воспитатель). Под музыку, пританцовывая, она появляется в зале.

Баба Яга (останавливается перед детьми) Чую знакомый запах! Фу ты, ну ты! Что вам здесь надобно?

М. р. Добрый день, госпожа!

Баба Яга: Никто ещё меня так не величал! Чего вам надобно от меня?

М. р. Нет, нет! Ничего нам от вас не надо! Мы с детьми хотим с вами просто поиграть.

Баба Яга: Поиграть, говорите? Ой, давненько я не играла… (Оглядывает детей) Вижу, ребятки вы хорошие, веселые. Так и быть, поиграю с вами. Только, чур, не кричать, а то у меня голова от крика раскалывается. Старость не радость. Эх. (Тяжело вздыхает.)

(Баба Яга и дети играют в игру «Ищи».)

Баба Яга: (запыхавшись) Ой! Всё! Хватит! Больше не могу!

М. р. Спасибо Вам, наша драгоценнейшая! Нам было очень приятно с вами познакомиться и поиграть.

Баба Яга: И вам спасибочко! Мне пора в свой лес дремучий возвращаться. (Прощается и уходит)

М. р. Как время бежит незаметно! Вот и закончилась наша экскурсия по выставке. Что интересного, ребята, вы узнали, и что понравилось, побывав на волшебной выставке.

(Ответы детей)

Много интересного ещё осталось не увиденным и не услышанным. Но неизменным остаё тся одно:

Таится радость в каждом цвете –

Как много красок на планете!

Окрашен мир во все цвета,

И это очень нужно!

Пусть будет в мире красота!

Пусть будет в мире доброта!

Пусть будет в мире дружба!

(Ф. Лаубе)

Публикации по теме:

«Музыка нас связала» Музыка нас связала— проект по приобщению дошкольников к классической музыке. Лариса Францева Балаково 24. о9.2013 год Я,участник проекта,.

Анкета для родителей по теме «Классическая музыка в детском саду» В последнее время классической музыке уделяется всё большее внимание. Предлагаем Вам анкету для родителей, разработанную мной, по этой теме. Анкета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Опубликовано: 22 января 2015 в 11:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД