Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» «Золотая хохлома»

ирина ныркова
Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» «Золотая хохлома»

Тема: «Золотая хохлома»

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Образовательная область «Художественное творчество»: учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.

Развивать самостоятельность в выборе посуды (силуэтов, чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение презентовать свои работы.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья, мелкие элементы: травка, осочки и т. д.).

Предварительная работа:

1. Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

2. Чтение художественной литературы по теме.

3. Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

4. Цикл непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме.

5. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

6. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».

7. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.

8. Прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир».

Материал и оборудование.

Выставка предметов народно – прикладного искусства.

Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты предметов жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки.

Музыкальное сопровождение: М. Пахоменко «Хохлома»,красивые русские мелодии.

ХОД

Дети заходят в группу, садятся полукругом перед телевизором.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Послушайте загадку и отгадайте её.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

- закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

Слайд 1

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Иконы для церкви писал. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой.

Слайд 5-9

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. А вот когда именно не может сказать никто. Почему? (Дерево – недолговечный материал.)

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. (Включаю тихую музыку)

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (Высказывания детей: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

-Какие значения придаёт народ этим цветам?

-Красный – огонь, любовь, преданность.

-Золотой – свет, солнце.

-На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки,, капельки, осочки, кустики,, ягодки). (показ слайда) показываю слайды дети называют

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику). Показ слайда

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. (встаем полугругом)

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- А вы знаете, ребята, в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир.

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Хохлома – искусство современное. От таких аксессуаров никто не откажется. (фото выставка современности).

Посмотрите, здесь и машины,и компьютер и т. д.

- давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами.

Посмотрите как здесь много предметов которые можно украсить хохломской росписью, выбирайте и садитесь за столы.

- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, ватную палочку).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

- Молодцы, ребята, всё знаете! Выбирайте себе то что вы хотите украсить хохломским узором. (берут садятся за столы)

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. Проводится индивидуальная работа с детьми.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!

- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ).

Анализ работ.

- Посмотрите, какая чудесная получилась работа– яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!

- А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

- Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.

- Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается!

Дети читают стихи:

1. Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

2. Вот посмотрите!

Выросла золотая травка,

Распустился цветок,

Ягодка клюква поспела.

3. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

5. Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

6. Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Гости подходят, рассматривают работы.

- Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами? А дети наши довольны?

- Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!

Звучит народная мелодия.

Прикреплённые файлы:

hohloma_e4agh.pptx | 4278,3 Кб | Скачан: 7
 
Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание и Художественное творчество в Первой младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности ПОЗНАНИЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: Цветочная полянка.

«Пасхальное яичко». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» Автор: Полошевец Т. В. воспитатель МДОУ ЦРР – детского сада № 21. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Осень
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» «Золотая хохлома»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 13:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...