Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»

Татьяна Никифорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»

Интеграция ОО: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Тема: Знакомство со звуком Ч и буквой Ч

Группа: подготовительная к школе

Программное содержание: Воспитательные задачи: Воспитывать у детей терпения и выдержку. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к друг другу.

Развивающие задачи: Развивать у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение). Развивать моторику с помощью графического диктанта. Развивать фонематический слух через игру «Хлопушка». Через малоподвижные игры развивать эмоциональную сферу.

Образовательные задачи: Знакомство со звуком [ч], с буквой [ч] и правилом что звук [ч] всегда мягкий согласный. Называть слова с заданным звуком, определять звук в слове. Продолжать учить детей составлять предложения из 3 – 4 слов.

Предварительная работа:

Материал и оборудование:

Продолжительность: 30 минут

Место проведения занятия: групповая комната

Этапы занятия:

I Знакомство и разбор звука и буквы Ч

II Дидактическая игра «Хлопушка»

III Дидактическая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч»

IV Дидактическая игра «Назови ласково»

V Физминутка «Тик – так»

VI Сюрпризный момент «Необычные часы»

VII Речевая зарядка

VIII Пальчиковая гимнастика «Замок»

IX Графический диктант

X Анализ занятия

Ход занятия:

I Воспитатель: Мы сегодня на занятии познакомимся с новым звуком и новой буквой, будем составлять предложения, напишем графический диктант. Сейчас я вам загадаю загадку:

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать

Когда встать

Когда работу начинать. (Часы)

Кто угадал, поднимаем руку.

Воспитатель: Правильно, это часы. Назовите первый звук в слове «ЧАСЫ» (Ч). Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – Ч. Посмотрите и послушай те когда мы произносим звук Ч язык находится за верхними зубами. Произнесите звук Ч несколько раз.

Дети, самостоятельно произнося звук Ч

Звук Ч обозначается вот такой буквой Ч

Воспитатель показывает демонстрационную карточку с буквой Ч

Воспитатель: Что это за звук? (согласный) Правильно это согласный звук, потому что он встретил преграду во рту и не поется. Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука Ч. Нет, не вибрирует, значит, этот звук глухой. Ребята, запомните, что звук Ч всегда мягкий. Ребята, давайте все вместе повторим хором звук Ч - согласный, глухой, мягкий.

Дети повторяют вместе с воспитателем

II Воспитатель: Поиграем игру «Хлопушка». Хлопните в ладоши если услышите звук Ч: Д, Т, Б, Ч, П, ДА, БА, МА, ЧА, ЧУ, ДУБ, ТУМБА, ЧАШКА, ЦВЕТЫ, ЛАСТОЧКА. Молодцы.

III А теперь, следующая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч», за каждое правильное слово я вам буду давать фишку. Но вы должны мне сказать где спрятался звук Ч в начале, в середине или в конце слова. Проходит игра

IV Дидактическая игра «Назови ласково»:

Кольцо - …

Курица - …

Яйцо - …

Огурец - …

Палец - …

Пуговица - …

Птица - …

И т. д.

V Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так,

Налево раз, направо два.

Мы тоже можем так.

Тик – так - тик – так.

VI Воспитатель: Посмотрите, на картинку на ней изображены необычные часы. А чем они необычны? Правильно, необычные часы вместо цифр изображены буквы.

А

При продвижении стрелки мы будем с вами читать буквы.

Воспитатель двигает по циферблату стрелку и вместе с детьми произносят звуки: А,О,И,Е,У (на циферблате буквы обозначены красным цветом).

Какие буквы мы прочитали? (ответы детей) Почему они называются гласными? (ответы детей) Ребята, посмотрите, а теперь на середине нашего циферблата у нас появилась буква? Почему она обозначена зеленным цветом? (ответы детей)

А

А теперь мы с вами, ребята, читаем слоги: ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ,ЧУ. Читаем наоборот: АЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ, УЧ. Слоги прочитываем несколько раз, можно индивидуально, для закрепления.

VII Речевая зарядка:

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чу – чу- чу – молоточком я стучу.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

VIII Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

IX Графический диктант:

Две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, десять клеток вниз, две клетки влево, четыре клетки вверх, четыре клетки влево, шесть клеток вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Правильно, молодцы! Возьмем зеленый карандаш и закрасим букву в зеленый цвет. Почему мы закрашиваем букву зеленым карандашом? (ответы детей).

X Анализ занятия

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»
Опубликовано: 7 мая 2013 в 08:36
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...