Лучший педагог года

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста (41 фото)

Назарова Оксана Ивановна
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Как у нас на Дону»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Назарова Оксана Ивановна.

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Как у нас на Дону“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом. Активизировать в речи детей слова: казаки, курень, низы, верхи, ставни, балясы, рундук, плетень, печь, чугунок, махотка, макитра, сундук, рубила, прялка, станица и др.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал.

Ход НОД:

1 слайд: портрет донских казаков.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель (в образе казачки): Здорово дневали? Здорово ночевали, казаки и казачки?

Дети: Слава Богу!

Воспитатель с мешочком в руках:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Фото «Как у нас на Дону»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранил на груди у самого сердца, считая, что она придаёт ему сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Дети: Это земля.

Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?

Дети: Донская земля.

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?

Дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.

Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием реки Дон. Ребята, назовите, пожалуйста, столицу Ростовской области?

Дети: Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.

Воспитатель:

2- 11 слайд: Любимый край степной.

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной.

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Конспект НОД по патриотическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста - фото

12 слайд: Воспитатель: Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называл по-разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали?

Дети: Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.

Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?

Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Воспитатель: Дети, как назывались люди, селившиеся на Дону?

Дети: Донские казаки.

13 слайд: Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня расскажу и покажу, как жили донские казаки. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!»

14 слайд: Дети открывают глаза и оказываются у Куреня.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Фото №1 Конспект непосредственно образовательной деятельности по

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово - курень?

Дети: «Курень» означает «круглый».

Воспитатель: Правильно казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Скажите, а из чего строили казаки свои жилища?

Дети: Дома строили из дерева и камня.

15 слайд: Воспитатель: Верно ребята, дома строили из дерева и камня, одноэтажные и двухэтажные: первый этаж - низы, а второй этаж – верхи. Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне. Крышу крыли соломой или камышом, а позднее железом.

Фото №2 Патриотическое воспитание

Воспитатель: А какие окна у куреня?

16 слайд:

Фото №3 Конспекты занятий патриотическому воспитанию для детей

Дети: Окна у куреня закрывались ставнями - деревянными дверцами.

17 слайд: Воспитатель: У дома ещё были балясы. Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни. Для того чтобы зайти в жилище, перед ним казаки строили деревянное, резное, красивое и расписное?

Дети: Крыльцо.

Фото №4 Старшая группа старшего дошкольного возраста Как у нас на Дону Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Назарова Оксана Ивановна

Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук». Двор и хозяйство куреня огораживалось забором из переплетенных прутьев. Скажите, как он назывался?

Дети: Плетень.

18 слайд: Воспитатель: У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в казачью игру «Плетень».

Игра «Плетень. Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги. Скрещивают (переплетают) руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Воспитатель говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:

- Мы плели, плели плетень

- Любовались целый день (одна команда поднимает руки и опускает, эти же слова повторяет 2 команда)

Фото №5 Цель Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края

- Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)

- Очень долго (обе команды поворачиваются налево)

- Только никакого толку (на эти слова вернуться в исходное положение и поднять руки вверх, чья команда вперед).

Фото №6 Публикация Конспект НОД по патриотическому воспитанию Как у нас на Дону для детей старшего дошкольного возраста размещена в разделах Конспекты занятий

Воспитатель: Давайте зайдём с вами в курень и посмотрим, как жили казачьи семьи? (ответы детей)

19 -20 слайд: Воспитатель: Вот эта казачья горница. В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Фото №7 Все конспекты Нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание

Дети:Работал в поле, сеял хлеб, занимались домашним хозяйством, выращивал скот, занимался рыболовством, виноградарством, садоводством, строил дом.

21-25 слайд:

Фото №8 Конспекты занятий Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД март Задачи Формировать представление детей об истории своей малой Родины

Воспитатель: А как звали жену казака?

Дети: Казачка.

Воспитатель: Чем она занималась дома?

Дети: Воспитывала детей, ходила к колодцу, чтобы принести воды, стирала, готовила еду.

26-29 слайд:

Фото №9 Развивать способность понимать ценность народных традиций уважать культурное историческое прошлое предков

Воспитатель: Да казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар.

30-34 слайд:

Фото №10 Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Дети: В печи.

35 слайд:

Фото №11 Активизировать в речи детей слова казаки курень низы верхи ставни балясы рундук плетень печь чугунок махотка макитра сундук рубила прялка станица и др

Воспитатель: Почему печь казаки называли «печь – матушка», «печка-кормилица»?

Дети: Потому что она обогревала жилище, кормила и лечила людей.

36-42 слайд: Воспитатель: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные.

Фото №12 Воспитывать чувство гордости за свой родной край чувство причастности к нему Фото №13 Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал

43 слайд: Воспитатель: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. А за каким столом ели казаки?

Фото №14 Ход НОД слайд портрет донских казаков

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

44 слайд: Воспитатель: Спали на топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже и стали украшением куреня. Застилали её вязаными покрывалами или лоскутными одеялами. На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Фото №15 Воспитатель Ребята у меня в руках самое дорогое что может быть у человека

45-46 слайд: Воспитатель: Ещё одним из украшений куреня считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Почему?

Фото №16 Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек кисет и хранил на груди у самого сердца считая что она придаёт ему сил в бою

Дети: Потому что главное дело казака было защищать Родину.

Воспитатель: Верно, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи. Сейчас наши казачата покажут, как они умеют владеть шашкой.

Игра «Разруби воду». Девочки льют воду в ведро, а мальчики машут шашкой по воде.

Фото №17 Как вы думаете что ценное находится в моём кисете Дети Это земля Фото №18 Воспитатель Это не просто земля это наша родная земля

47 слайд: Воспитатель: Самый верный друг у казака был конь. Не зря говорится в пословице: «Казак с конём и ночью и днём». Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.

Игра «Передай подкову»:

Фото №19 Это наша Родина А кто знает как называется земля на которой мы живём Дети Донская земля

-Казак силён и крепок дружбой с конем.

-Верный конь казака никогда не подведёт.

-Казак сам не поест, а коня накормит.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Казаку конь себя дороже.

-Не конь красит казака, а казак - коня.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Не хвались на коня садяся, а хвались с коня слезая.

-Где Дон льётся туда и конь рвется и т. д.

48 слайд: Воспитатель: Ходили казаки в поход, а из похода приносили красивые украшения для своих молодушек и жемчуга, и бриллианты, и украшения невиданной красоты. И украшали, наряжали они своих молодушек.

Игра «Наряди Казачку» (мальчики на конях носят бусы, платки и наряжают казачек, а потом катают на коне, кто быстрее).

Фото №20 Воспитатель Правильно Фото №21 А почему возникло такое название Дети Потому что мы живём в Ростовской области а наша главная река Дон

1. Ангелина М. : Как у нас на Дону зорьки ясные,

2. Настя С. : Как у нас на Дону ветры – ястребы.

3. Поля В. : Как у нас на Дону люди сильные

4. Лера Б. : Как у нас на Дону дали синие.

5. Лика П. : А казачки то у нас – все красивые!

Девочки исполняют танец с платками.

Фото №22 Воспитатель Верно Фото №23 И название главного города столицы нашей области также связано с названием реки Дон Фото №24 Ребята назовите пожалуйста столицу Ростовской области Дети Столица Ростовской области город Ростов на Дону

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

49 слайд:

Фото №25 Воспитатель слайд Любимый край степной

Воспитатель: Верно. А вы знаете, что до появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом.

Фото №26 Любимый край Донской И луг цветущий здесь весной

Воспитатель: А что ещё было в каждом доме у казачки?

Дети: В каждом доме была прялка.

50 слайд:

Фото №27 И степь Донская всегда со мной И вся вот эта красота Казачья Родина моя

Воспитатель: Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни. У нас в группе девочки тоже умеют и песни спевать, и плясать, а теперь посмотрим, как они умеют прясть?

Игра «Веретенце». Девочки под музыку наматывают пряжу на веретенце. Кто быстрее, та лучшая мастерица.

Фото №28 слайд Воспитатель Народ очень любил свою реку кормилицу уважал её и называл по разному но всегда ласково

51 слайд: Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод!

Дети исполняют песню с обыгрывание «Эх, донские казаки!»

Фото №29 Какие названия реки Дон вы слышали Дети Дон Иванович Дон кормилец Тихий Дон Дон батюшка и т Фото №30 Воспитатель А почему люди так почтительно к ней относились Дети Река давала им пищу заработок воду жизнь

Воспитатель: А все помнят что казаки – это вольные люди и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.

Игра «Забытые слова». Дети становятся в круг, играет музыка, ведущий выбирает участников, надевая папаху, а выбранный ребенок называет слово:

Н-р: Воспитатель: Шелковица –Ребенок: тютина

Колоши - чуни

Командир – атаман

Обрыв – яр

Очень – дюже

Кострюля – чугунок

Полотенце- рушник

Часы – ходики

Дом – курень

Говорят – гутарят

Отец – батя

Компот – узвар

Город – станица

Зал – горница

Фото №31 Воспитатель Дети как назывались люди селившиеся на Дону Дети Донские казаки Фото №32 слайд Воспитатель Ребята я рада видеть вас у себя в гостях

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошла к концу. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся снова в нашем детском саду: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!».

Дети закрывают глаза и произносят слова.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня были и о чём мы с вами сегодня говорили.

Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.

Подведение итогов.

Воспитатель: Не перевелись ещё казаки и казачки на Дону, казачьему роду нет переводу! А значит, будет наш Донской край жить и процветать. А наши маленькие казачата вырастут и ещё не раз прославят наш донской край! Спасибо вам за беседу! До новых встреч!

Сегодня расскажу и покажу как жили донские казаки Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом Раз два три четыре пять повернулось время вспять слайд Дети открывают глаза и оказываются у Куреня Воспитатель Кто из вас знает как называется казачий дом Воспитатель А что означает это слово курень Дети Курень означает круглый Воспитатель Правильно казаки строили дома так чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу Скажите а из чего строили казаки свои жилища Дети Дома строили из дерева и камня
Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать у детей умение определять по силуэту городской объект. Задачи: - учить определять по черно-белому контуру памятники,.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг» Всем пользователям образовательного портала Маам доброго и наконец то весеннего вечера. Спешу поделится со всеми вами своей очередной авторской.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага»Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага» Беседу подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель беседы:Дать представление.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 13:39
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД