Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Ольга Селезнева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

в подготовительной к школе группе

(образовательная область "Коммуникация")

ТЕМА: ПАРОВОЗИК ЗВУКОЗНАИКА

Составитель:

воспитатель Селезнева О. В.

2012 уч. год.

Тема: Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Паровозик Звукознайка».

Программные задачи :

- закреплять умение составлять предложения из 3-4 слов, с использованием

союза «чтобы» (сложноподчиненное предложение)

- составлять графические схемы предложений

- членить простые предложения на слова

- членить слова на слоги, определять количество слогов в слове

- определять ударный слог (звук)

- определять твердость мягкость звука с опорой на слух

- проводить звукобуквенный анализ слов (5-6 звуков)

- выполнять штриховку в горизонтальном (вертикальном) направлении

- правильно сйдетпгнри выполнении графических заданий

- читать короткий текст

- отгадывать слово по опорным буквам

Коррекционная работа:

- выработка правильных и ритмичных движений пальцев рук при штриховке,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию через

штриховку и чтение коротких предложений, развивать произвольное внимание, устойчивость внимания.

Активизация словаря:

перемена, знания, школа, парта, ученик, звонок.

- Предварительная работа:

- придумывание слов с заданным звуком

- членение слов на звуки, слоги

-определение количества слогов в слове

-определение ударного звука, слога

-дифференциация звуков по твердости, мягкости с опорой на слух

- составление предложений с заданным словом

- графическая запись предложений

- звуковой анализ слов

- графические упражнения в тетрадях

- обучение чтению

Последующая работа:

- закрепление знаний детей через дидактические игры, ролевую игру

«Школа»

- продолжать закрепление умения проводить звукобуквенный анализ слов.

Индивидуальная работа:

- четко и ясно проговаривать слова (Клара Г., Максим 3.)

- правильно проводить звуковой анализ слов: давать характеристику

согласным звукам (Богдан Р., Максим 3., Вероника М.)

- правильно определять ударный слог (звук) (Вероника, Артем, Лена, Максим

Г.)

Подготовка воспитателя :

- составление конспекта

- изготовление пособий к занятию

Материал: паровозик с вагонами синего, зеленого и красного цвета, карточки с изображением птиц и животных, матрешки, домики с окошками, бабочки со словами на крыльях (одно- и двусложными, цветы со звуковыми схемами, различные предметы (ручка, пенал, книга, кукла, шапка и т. д., таблица «перемена» с опорными буквами, пеналы для звукобуквенного анализа слов, желтый картон, схемы слов для графического изображения предложений, ручки, контурные изображения матрешек для штриховки, письмо от Королевы Азбуки.

Методические приемы:

- сказочный персонаж - паровозик Звукознайка

- загадка

- вопросы детям

- дидактические игры: «В зоопарке новоселье», «Рассыпались буквы»,

«Цветочная поляна», «Ты чей, малыш?», «Чудесный мешочек».

- физ. минутка «Утренние лучи»

- упражнение для глаз «Бабочка порхает»

- чтение предложений

- штриховка

- художественное слово: короткие четверостишия о птицах, животных,

школьных принадлежностях.

Ход занятия:

1. Загадка.

Чу-чу-чу - спешу, спешу Черным дымом я дышу

Дел не счесть у (паровоза) :

День и ночь кручу колеса.

Отдыхать я не хочу, через чаши вдаль качу.

- Ребята, как вы думаете, о ком или о чем эта загадка? Какое слово здесь

пропущено? (ответы детей).

- Верно, это паровоз. Но он непростой. Живет в стране Азбуковедения. А

зовут его Звукознайка. Он привез нам письмо от королевы Азбуки.

«Дорогие ребята!"~"Вы уже совсем взрослые и скоро пойдете в школу. Помогите нам, пожалуйста. В стране Азбуковедения царит беспорядок и нам очень нужна ваша помощь. Королева Азбука».

-Ну, что поможем жителям страны Азбуковедения? (Да).

Тогда нам пора отправляться в путь.

Ой, но что-то наш паровозик не двигается с места. Нужно выяснить, в чем причина. (Воспитатель осматривает паровозик со всех сторон).

-Я, кажется, поняла. Еще не все пассажиры на своих местах и поэтому паровозик не может ехать. Звукознайка говорит, что королева Азбука просила его привести в зоопарк птиц и животных. Вот, кстати и они. Но, ребята, вы же помните, что паровозик наш непростой. Поэтому птицы и животные не могут сесть не в свой вагон. Давайте поможем им скорее занять свои места.

(На столе разложены карточки с изображением птиц, животных. Вагоны поезда синего, зеленого и красного цветов. Ребенок выбирает карточку, произносит вслух название изображенного на ней животного и дает характеристику первому звуку в произнесенном слове, соответственно определяя по цвету вагона место для выбранной карточки). В момент, когда ребенок выбрал карточку с изображением животного или птицы, воспитатель зачитывает короткие четверостишия. Например: Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

***

Он в море ест и в море спит

Всю жизнь в воде проводит кит.

***

Спать ложимся. Свет потух,

А разбудит нас петух.

***

В реках Африки живет злой зеленый пароход!

Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит крокодил.

***

Очень ласковый и чистый, Лапой моется пушистой, Если пустит когти в ход, Страшный зверь - домашний кот.

***

Вы зимой кормили птиц? Голубей, ворон, синиц? Не теряйте ни минутки:

Под мостом зимуют утки.

***

Окраской - сероватая Повадкой - вороватая

Крикунья хрипловатая.

Известная персона - это ворона!

***

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын жираф.

***

Больше всех на суше он

Очень, очень добрый слон.

***

Вещунья белобока

И зовут ее сорока.

***

- Молодцы, ребята! Поезд готов к отправке! Поехали!

2. Д/и «Цветочная поляна».

Ребята посмотрите по сторонам. Из окон нашего поезда я вижу очень красивую цветочную поляну. А над цветами порхают разноцветные бабочки.

Давайте выйдем и полюбуемся этой красотой.

Ребята, прислушайтесь. Бабочки нам о чем-то говорят. Слышите. Озорник ветерок подул, и они разлетелись, кто куда и теперь не знают, кому на какой цветок нужно садится. У них уже совсем устали крылышки. Мы ведь можем им помочь? Конечно. У бабочек на крылышках написаны слова, а на цветах звуковые схемы. Нам просто надо подобрать к слову подходящую схему. И тогда все будет в порядке.

Вот, все бабочки на своих цветках и мы спокойно можем отправляться дальше.

Гимнастика для глаз «Бабочка порхает» : прослеживание взглядом за бабочкой.

3. Д/и «Новоселье в зоопарке»

Я вижу, что мы приближаемся к следующей станции с названием «Зоопарк». Помните просьбу королевы Азбуки? (Да).

Вот и домики для птиц и животных. Здесь им будет хорошо. Нужно только правильно их расселить. Смотрите, на домиках есть окошки. На каждом домике их разное количество. Для того чтобы животные нашли свои домики, вы ребята будете произносить название животного и делить это слово на слоги. Сколько слогов окажется в слове-названии, столько комнат будет и в домике, предназначенном для этого жильца.

Справились? Никто не остался без жилья? Молодцы, ребята! Поехали дальше.

Стоп! Впереди какая-то преграда.

4. Д/и «Чудесный мешочек», «Зачем это мне».

Прямо на рельсах кто-то оставил мешок. Интересно, что в нем? Он такой большой, что не поместится ни в один вагон нашего поезда. Давайте сделаем вот что: каждый из нас опустит руку в мешок, нащупает один из предметов, находящихся там,-©кажет что это, а потом достанет и скажет, зачем ему этот предмет может пригодиться. (Воспитатель начинает первый, показывая детям пример: «Я взяла ручку, чтобы писать».)

Ребенок вытаскивает предметы из мешочка, воспитатель говорит:

Портфель у меня не велик и не мал:

Лежит в нем задачник, букварь и (пенал).

***

Бежит по белому полю остроносый, деревянный, за собой черный след

оставляет, (карандаш).

***

Не рубашка, а сшита. Не куст, а с листочками. Без языка, а рассказывает, (книга)

Дорога к знаниям свободна и мы еще не раз по ней пройдем, но нам пора в обратный путь.

5. Д/и «Ты чей, малыш?»

Мы подъезжаем к нашей самой первой станции под названием «Зоопарк». Там какой-то переполох. Надо разобраться, в чем дело.

Перессорились между собой кот, утка и гусь,. Их детеныши расшалились и решили поменяться местами. Поможем их родителям вернуть непослушных деток на места. Для этого нужно сначала вспомнить, как называются детеныши утки (утята, кота (котята, гуся (гусята) и позвать их (поставить в словах ударение). (На столах у детей лежат карточки с предложениями, разделенными на две части. Стрелочками дети должны правильно соединить эти части). Счастливые семьи снова вместе и радуются лучам ласкового утреннего солнышка. Воспитатель обращает внимание детей на то, сколько слов в получившихся предложениях. (Во всех по три). И предлагает составить графическую схему предложения, одного из трех, так как они одинаковы по строению.

Физминутка «Утренние лучи»

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю. Первый луч полетел и попал на гусенка.

Встрепенулся гусенок, выскочил из гнездышка, поднялся на высокий пригорочек и запел песенку.

Второй луч упал на утенка. Передернул хвостиком утенок и весело запрыгал по роскошной лужайке: побежал пощипать сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Четвертый луч заглянул прямо в улей и труженица пчелка расправила крылья и закружила над душистыми цветами. Пятый луч попал в дом и добрался до маленького лентяя - котенка: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой бок и снова заснул, (движения выполняются в соответствии с текстом).

6. Д/у «Слоги рассыпались»

Ребята на этой станции наша помощь требуется еще кому-то. Посмотрите-ка сюда! Кто это»куда направляется таким неровным строем? Да это же Матрешки. Спросим у них: «Что случилось?» Оказывается, на Фабрике игрушек заболел художник. И теперь Матрешки, которым завтра нужно быть на прилавках магазинов остались раскрашены не полностью. У пятерых матрешек на передничках даже слово написано, обозначающее цвет, в который должен быть раскрашен их наряд. Но читать Матрешки не умеют, да и перемешались они, когда торопились на фабрику, что теперь и слово не прочесть, пока не поставишь всех матрешек по росту.

(Ребенок у доски «выстраивает» матрешек по росту и прочитывает слово обозначающее название цвета, которым нужно заштриховать переднички у матрешек. На местах детям раздаются карточки с контурным изображением матрешек. Дети заштриховывают переднички оранжевым цветом сверху вниз, либо слева направо, либо другим способом, для чего перед началом работы педагог раздает детям карточки с образцами штриховки.)

Ребята, Матрешки благодарны вам за помощь, ведь теперь они такие красивые. А нам пора возвращаться. Ту-ту!

И мы уже незаметно оказались на своей родной станции «Группа №5». Ребята, здесь что-то есть. Какая-то тетрадь и на ней что-то написано. Как же прочитать эту надпись? Кто догадался, что здесь написано? (Дети разгадывают надпись по опорным согласным буквам ПРМН, поочередно подставляя к ним гласные ЕЕЕА).

- Так что же здесь написано? (Перемена)

-Правильно, перемена. (После урока непременно нужна ребятам перемена).

Итог:

Значит, мы можем попрощаться ненадолго с паровозиком Звукознайкой и отдыхать, ведь мы столько дел переделали, справились со всеми трудностями на пути. Помогли королеве Азбуке, навели в ее царстве порядок. Что же мы сегодня сделали? Чем помогли жителям Азбуковедения? (Ответы детей).

Используемая литература:

1. Волина В. В. Игры в рифмы/ Ред. Л. К. Семенова, С-Пб: изд-во

Дидактика Плюс, 1997.

2. Зуева Л. Н. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для

подготовки к школе/ Л. Н. Зуева, О. П. Солошенко. - М. :ООО «Издательство

ACT», 2004.

3 Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия

развития, 2002г.

4 Программа специальных коррекционных образовательных учреждений

IV вида /под ред. Л. И. Плаксиной.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 27 января 2013 в 07:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД