Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста «Солнышкина семья»

Татьяна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста «Солнышкина семья»

МДОБУ центр развития ребенка - детский сад № 63 г. Сочи

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательно- речевому развитию

на тему: «Солнышкина семья»

Разработала: воспитатель

Розанова Т. Г.

Задачи

Образовательные задачи: Продолжать формировать у детей представление о Солнце и планетах солнечной системы, закреплять их название, расположение на орбитах, расширять знания детей о планете Земля.

Развивающие задачи: Развивать у детей интерес к астрономии, желание как можно больше узнать о планетах. Обогащать словарь детей астрономическими терминами: планета, орбита, названия планет, солнечная система.

Воспитательные задачи: Воспитывать привычку сообща заниматься.

Развивающая среда: Глобус, географический атлас «Мир и человек», лист картона, цветная бумага, ножницы, календарь, настольная лампа.

ХОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель вместе с детьми рассматривает глобус.

Воспитатель: Дети, как называется наша планета?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А земля единственная планета в космосе, которая дружит с солнцем?

Дети: Нет, Земля – одна из планет большой Солнечной «семьи».

Воспитатель: Как еще можно назвать Солнечную «семью»?

Дети: Солнечная система.

Воспитатель: Сколько планет входит в солнечную систему?

Дети: 9 планет.

Воспитатель: Как движутся все планеты?

Дети: По круглым дорожкам (кругам) вокруг солнца.

Воспитатель: Как астрономы называют эти круги?

Дети: Орбитами планет.

Воспитатель: Кто такие астрономы?

Дети: Люди, изучающие космос.

Воспитатель предлагает одному из детей показать на рисунке путь какой-нибудь планеты (планету обязательно назвать).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы в вашей группе был макет Солнечной системы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в этом вы мне должны помочь.

2. Изготовление макета Солнечной системы.

Воспитатель располагается с основой макета так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в работе, имел доступ к листу картона.

Воспитатель: Вспомните, еще раз вокруг чего движутся все планеты?

Дети: Вокруг Солнца.

Воспитатель: Значит, в центре макета нам нужно расположить что?

Дети: Солнце – большой желтый круг.

Детям предлагается из заготовленной заранее цветной бумаги вырезать выбранную ими планету. Воспитатель обращает внимание на цвет планеты, ее размер по сравнению с другими, спрашивает название планеты.

Воспитатель: Итак, планеты готовы. Теперь их нужно распределить по орбитам. А сделаете это вы сами, узнав некоторые из своих планет в моих загадках.

Загадки:

1. Прекрасная звезда нВ небе

Звучит оно как слово «вера»

Как имя девушки (Венера).

2. Для звездочета я - загадка

И начинаюсь я на «М»

Но только я – не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем (Марс).

3. Кружат в небе голубом

Наш огромный круглый дом

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой,

Дом кружится возле Солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Что за огромный круглый дом? (Планета Земля).

4. Я очень привлекателен,

Меня все узнают в лицо.

Бесспорно, я влиятелен, Ношу я модное кольцо. (Сатурн).

Воспитатель: А какие планеты не нашли свою орбиту?

Оставшиеся планеты воспитатель предлагает распределить по своим орбитам, назвав их.

3. Опыт: «На какой планете больше света и тепла».

Воспитатель: Дети, а на одинаковом ли расстоянии находятся планеты от Солнца?

Дети: На разном. Одни – близко, другие – далеко.

Воспитатель: Найдите и назовите самую ближнюю планету.

Дети: Меркурий.

Воспитатель: Самую дальнюю.

Дети: Маленький Плутон.

Воспитатель: Как вы думаете, на какой планете будет больше света и тепла, на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него?

Воспитатель подводит детей к выводу: слишком близко – очень горячо, слишком далеко – очень холодно.

Воспитатель: Какая по счету планета Земля?

Дети: Третья.

Воспитатель: На нашей модели планеты Земля вы видите голубые, синие участки, что они обозначают?

Дети: Воду.

Воспитатель: А коричневые участки?

Дети: Сушу.

Воспитатель: Дети, планета Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода.

Воспитатель: Как вы думаете, наша планета живой организм?

Дети: Да, на нашей планете живут животные, растут деревья, на ней много птиц.

Воспитатель: Она может «болеть» как и мы?

Дети: Планета Земля начинает «болеть», когда люди обижают зверей, птиц, вырубают леса, засоряют реки, моря, озера.

Воспитатель: Да, люди должны оберегать свою замечательную планету Земля. Такая планета во Вселенной одна и если люди научатся жить в мире и дружбе, сделают землю еще лучше, чем она есть сегодня, то они смогут еще долго и прекрасно жить на ней.

4. Физкультминутка: «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Это солнышко.

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше. Поднять руки вверх. Потянуться.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Присесть. Руки опустить на пол.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется. Хлопать в ладоши. Улыбаться.

А под солнышком нам

Весело живется. Взяться за руки. Ходьба по кругу.

5. Опыт: «День – ночь».

Воспитатель: Посмотрите на макет Солнечной системы. Как вы думаете, одинаковое ли время нужно планетам, чтобы сделать свой круг вокруг Солнца? Почему?

Дети: Разное. Чем ближе планета к Солнцу, тем быстрее она пройдет свой круг.

Воспитатель: Наша планета проходит свой путь вокруг Солнца за год (от одного нового года до другого). Из чего состоит год?

Дети: Из 12 месяцев.

Воспитатель наглядно показывает путь Земли, используя календарь, перелистывая его страницы и называя месяцы. Ребенок демонстрирует движение планеты Земля на макете.

Воспитатель: Дети, планета Земля движется не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

Воспитатель ставит на стол глобус и настольную лампу. Показывает, как глобус вращается вокруг своей оси.

Глобус – это Земля, лампа – это Солнце. Воспитатель прикрепляет к глобусу кружок и показывает место, в котором мы живем на Земле.

Воспитатель: Место, в котором мы сейчас живем освещено?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит у нас сейчас какое время суток?

Дети: День.

Воспитатель: А теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что место, в котором мы «живем» не освещено Солнцем. Как вы думаете, какое время суток наступило?

Дети: Наступила ночь.

Воспитатель: А когда снова будет день?

Дети: Когда Земля еще «повернется» и нас опять будет освещать Солнце.

Воспитатель: Отчего же на Земле бывает день и ночь?

Дети: Оттого, что Солнце нас, то освещает, то не освещает. Оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.

Воспитатель: Правильно, Земля подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. Вот люди и говорят: «День и ночь – сутки прочь!»

6. Упражнение «Земля – наш общий дом».

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей.

Воспитатель: Дети, но как бы человек не был далек от Земли, он должен знать наш космический адрес, давайте вспомним его:

-- В каком городе мы живем (Сочи).

-- Как называется наша страна (Россия).

-- Как называется наша планета? (Земля).

--А как называется система, в которой она находится? (Солнечная система).

Кроме космического адреса, у нас, у каждого есть адрес, а он продолжение космического. Ведь Земля – наш общий дом в космосе.

7. Окончание занятия. Оценка работы детей.

(По предложению педагога дети рассказывают о том, чему научились на занятии, что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка)

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста «Солнышкина семья»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 11:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...