Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»

Агавнык Гургеновна Дружкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»

Программные задачи: 1. Закрепить понятие семья, родственники, предки,

Родина, герб семьи. Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Закрепить знания о временах года, домашних животных, домашних птицах. Формировать представление о весенних работах на земле (посадка лука, проращивание картофеля).

2. Упражнять в умении лепить из теста вареники.

3. Активизировать и обогащать словарь детей: утварь, чугунок, подворье, папаха, бешмет, шаровары, рубаха, люлька, рушник.

4. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Моя семья», изготовление гербов семьи, слушание песен «Кубанского казачьего хора», рассматривание фотографий казаков, кубанской вышивки, беседы с детьми.

Оборудование: папахи, платки, кубанская хата, кукла (казак, казачка, сундук, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с животными по временам года, картошка для опыта, лук для посадки, рушники, фартуки, тесто, начинка для вареников, 2 чугунка, аудиозапись Кубанского казачьего хора «Варенички», сервированный стол, 2 корзинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам что-то показать. Вы знаете что это? (показывает на герб на стене).

Дети: Герб семьи.

Воспитатель: Правильно. Недавно вы дома придумывали и рисовали с мамами и папами герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне нашего Кубанского флага. А что это за альбомы лежат? Это выставка ваших семейных фотоальбомов с фотографиями вашей семьи.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья (мама, папа, близкие люди). Скажите, как можно назвать близких вам людей (семья, родственники).

Правильно, близкие люди – это мама, папа, бабушка, дедушка. Это родственники.

А у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости. (Показывает на дом) Как вы думаете, куда мы сейчас с вами попадем?

Правильно, в этот дом. Но мы с вами живем на Кубани, где живут казаки. А на Кубани дом называют хатой. Это кубанская хата. Давайте рассмотрим хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам нужно надеть на голову казачьи головные уборы. Папахи наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже вместе с вами накину платочек на плечи. А теперь надо повернуться вокруг себя, сказать: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись»

(Дети надевают папахи, набрасывают на плечи платочки, кружатся вокруг себя, проговаривая слова).

Воспитатель: Вот теперь вы казачата, а я казачка. Мы попали в прошлое казаков.

Воспитатель: Давайте поприветствуем хозяина дома. Кто это? (казак)

А вы знаете, чем занимался казак? (добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото).

Воспитатель: Посмотрите, в казачьей хате для нас есть сюрприз (Воспитатель достает сундучок). Но чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют).

Воспитатель: Посмотрите, вот настоящий костюм казака. Красивый костюм?

– Да.

Воспитатель: Что казак надевает на голову?

– Папаху.

– Что казак надевает на себя? Рубашку, брюки, черкеску с двумя рядами гызырей для хранения патронов. Раньше зимой казак на плечи накидывал бурку (показ фото, чтобы было тепло.

Воспитатель: А как называют женщину казака?

Казачка.

– Чем занимается казачка?

–Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила белье? Ведь раньше не было утюгов, как сейчас с паром, а гладили вот этим предметом (показывает рубель).

И название у него интересное – рубель. Давайте вместе скажем - рубель.

Дети повторяют.

Воспитатель: Посмотрите, какой он ребристый. (Воспитатель на каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем, белье становится гладким).

Дети пробуют гладить рубелем.

Воспитатель: Давайте заглянем в хату. Ой,что, это?. Люлька.

– Для чего она нужна? Чтобы деток качать.

– Дети казаков спали вот в таких люльках, а играли вот такими куклами.

Вы возьмите этих кукол и покачайте их вместе со мной.

Воспитатель качает в люльке куклу и поет колыбельную песню вместе с детьми.

А баю –баю –баю, дед ушел за рыбою,

Бабушка коров доить, а отец дрова рубить.

А –а – а-ааааа. Березонька у окна,

Расшумелась она. Березонька скрип да скрип,

Наша дочка сладко спит. А – а –а –ааааа.

Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите на кровать.

Ребята, я же совсем забыла! Расшумелось, проголодалось во дворе мое богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдемте.

А ну-ка, скажите мне, кто живет на моем подворье?л

– Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года на этом дворе?

– Зима.

– Сегодня у нас очень интересный день. Сегодня последний день зимы.

А завтра наступит долгожданная весна. Вы рады приходу весны?

Весной становится теплее, радостно и весело, просыпается вся природа.

Вот сейчас мы выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.

Инсценировка потешки: «Картошка».

Дети: Как под горкой под горой,

Торговал старик золой (поют с усмешкой)

Старик: Картошечка моя,

Вся поджаренная (нахваливает картошку)

Старик злится на детей и догоняет их.

Дети убегают (повтор 2 раза).

Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, за ней нужно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, но не какую попало, а отбирают хорошую, здоровую с крепкими ростками, которые проращивают на свету (показ детям).

Воспитатель: Ребята, что кроме картошки можно посадить на огороде?

Дети: Огурцы, лук, морковь и другие овощи.

Воспитатель: А вот я уже кое-что вырастила на своем огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород!

Посмотрите, какой у меня вырос лучок (зеленый, сочный, густой).

Давайте рядышком на грядке посадим еще лучок (посадка лука).

Ты расти, расти лучок,

Золотистый бочок.

Хорошо тебя польем,

Витамины соберем.

(дети проговаривают слова)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь помоем руки.

Теки вода не туда, а сюда.

Не на рубашку, не к стене.

А в ладошки ко мне.

Воспитатель: Дети, руки вытирайте рушниками.

Воспитатель: А сейчас за ваш труд мне хочется угостить вас настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?

– Да!

– Тогда быстренько мои помощники все на кухню, подкатывайте рукава, надевайте фартуки.

Из чего лепят вареники?. Из теста.

Вот мое тесто мягкое, белое, оно полежало и подошло. Мы сейчас его разомнем, сделаем лепешки. Внутрь вареника положим начинку, картошечку с лучком и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?

Дети: Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.

Воспитатель: Складываем вареники на блюдо и несем к печке. Вода в чугунке уже закипела, бросаем вареники, пусть варятся.

А пока варится угощение, я расскажу, как надо лепить кубанские вареники.

Пальчиковая гимнастика.

Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.

А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку. Тесто замесили.

Для начинки мы картошку с луком положили.

Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.

Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.

Воспитатель: Ребята подходите к столу, а я схожу за варениками.

Дети угощаются варениками.

Воспитатель включает песню Кубанского казачьего хора «Варенички».

Поели, а теперь можно потанцевать (дети танцуют).

Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое?

– Да!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши кубанские головные уборы, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись»(дети повторяют слова).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веер»Дидактическая игра «Веер» .

Презентации детей к проекту «Мои домашние питомцы» В нашей группе проходил проект "Наши домашние питомцы" Целью данного проекта была: привить любовь и бережное отношение к животным Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 13:08
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...