Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»

Агавнык Гургеновна Дружкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»

Программные задачи: 1. Закрепить понятие семья, родственники, предки,

Родина, герб семьи. Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Закрепить знания о временах года, домашних животных, домашних птицах. Формировать представление о весенних работах на земле (посадка лука, проращивание картофеля).

2. Упражнять в умении лепить из теста вареники.

3. Активизировать и обогащать словарь детей: утварь, чугунок, подворье, папаха, бешмет, шаровары, рубаха, люлька, рушник.

4. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Моя семья», изготовление гербов семьи, слушание песен «Кубанского казачьего хора», рассматривание фотографий казаков, кубанской вышивки, беседы с детьми.

Оборудование: папахи, платки, кубанская хата, кукла (казак, казачка, сундук, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с животными по временам года, картошка для опыта, лук для посадки, рушники, фартуки, тесто, начинка для вареников, 2 чугунка, аудиозапись Кубанского казачьего хора «Варенички», сервированный стол, 2 корзинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам что-то показать. Вы знаете что это? (показывает на герб на стене).

Дети: Герб семьи.

Воспитатель: Правильно. Недавно вы дома придумывали и рисовали с мамами и папами герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне нашего Кубанского флага. А что это за альбомы лежат? Это выставка ваших семейных фотоальбомов с фотографиями вашей семьи.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья (мама, папа, близкие люди). Скажите, как можно назвать близких вам людей (семья, родственники).

Правильно, близкие люди – это мама, папа, бабушка, дедушка. Это родственники.

А у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости. (Показывает на дом) Как вы думаете, куда мы сейчас с вами попадем?

Правильно, в этот дом. Но мы с вами живем на Кубани, где живут казаки. А на Кубани дом называют хатой. Это кубанская хата. Давайте рассмотрим хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам нужно надеть на голову казачьи головные уборы. Папахи наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже вместе с вами накину платочек на плечи. А теперь надо повернуться вокруг себя, сказать: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись»

(Дети надевают папахи, набрасывают на плечи платочки, кружатся вокруг себя, проговаривая слова).

Воспитатель: Вот теперь вы казачата, а я казачка. Мы попали в прошлое казаков.

Воспитатель: Давайте поприветствуем хозяина дома. Кто это? (казак)

А вы знаете, чем занимался казак? (добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото).

Воспитатель: Посмотрите, в казачьей хате для нас есть сюрприз (Воспитатель достает сундучок). Но чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют).

Воспитатель: Посмотрите, вот настоящий костюм казака. Красивый костюм?

– Да.

Воспитатель: Что казак надевает на голову?

– Папаху.

– Что казак надевает на себя? Рубашку, брюки, черкеску с двумя рядами гызырей для хранения патронов. Раньше зимой казак на плечи накидывал бурку (показ фото, чтобы было тепло.

Воспитатель: А как называют женщину казака?

Казачка.

– Чем занимается казачка?

–Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила белье? Ведь раньше не было утюгов, как сейчас с паром, а гладили вот этим предметом (показывает рубель).

И название у него интересное – рубель. Давайте вместе скажем - рубель.

Дети повторяют.

Воспитатель: Посмотрите, какой он ребристый. (Воспитатель на каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем, белье становится гладким).

Дети пробуют гладить рубелем.

Воспитатель: Давайте заглянем в хату. Ой,что, это?. Люлька.

– Для чего она нужна? Чтобы деток качать.

– Дети казаков спали вот в таких люльках, а играли вот такими куклами.

Вы возьмите этих кукол и покачайте их вместе со мной.

Воспитатель качает в люльке куклу и поет колыбельную песню вместе с детьми.

А баю –баю –баю, дед ушел за рыбою,

Бабушка коров доить, а отец дрова рубить.

А –а – а-ааааа. Березонька у окна,

Расшумелась она. Березонька скрип да скрип,

Наша дочка сладко спит. А – а –а –ааааа.

Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите на кровать.

Ребята, я же совсем забыла! Расшумелось, проголодалось во дворе мое богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдемте.

А ну-ка, скажите мне, кто живет на моем подворье?л

– Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года на этом дворе?

– Зима.

– Сегодня у нас очень интересный день. Сегодня последний день зимы.

А завтра наступит долгожданная весна. Вы рады приходу весны?

Весной становится теплее, радостно и весело, просыпается вся природа.

Вот сейчас мы выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.

Инсценировка потешки: «Картошка».

Дети: Как под горкой под горой,

Торговал старик золой (поют с усмешкой)

Старик: Картошечка моя,

Вся поджаренная (нахваливает картошку)

Старик злится на детей и догоняет их.

Дети убегают (повтор 2 раза).

Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, за ней нужно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, но не какую попало, а отбирают хорошую, здоровую с крепкими ростками, которые проращивают на свету (показ детям).

Воспитатель: Ребята, что кроме картошки можно посадить на огороде?

Дети: Огурцы, лук, морковь и другие овощи.

Воспитатель: А вот я уже кое-что вырастила на своем огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород!

Посмотрите, какой у меня вырос лучок (зеленый, сочный, густой).

Давайте рядышком на грядке посадим еще лучок (посадка лука).

Ты расти, расти лучок,

Золотистый бочок.

Хорошо тебя польем,

Витамины соберем.

(дети проговаривают слова)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь помоем руки.

Теки вода не туда, а сюда.

Не на рубашку, не к стене.

А в ладошки ко мне.

Воспитатель: Дети, руки вытирайте рушниками.

Воспитатель: А сейчас за ваш труд мне хочется угостить вас настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?

– Да!

– Тогда быстренько мои помощники все на кухню, подкатывайте рукава, надевайте фартуки.

Из чего лепят вареники?. Из теста.

Вот мое тесто мягкое, белое, оно полежало и подошло. Мы сейчас его разомнем, сделаем лепешки. Внутрь вареника положим начинку, картошечку с лучком и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?

Дети: Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.

Воспитатель: Складываем вареники на блюдо и несем к печке. Вода в чугунке уже закипела, бросаем вареники, пусть варятся.

А пока варится угощение, я расскажу, как надо лепить кубанские вареники.

Пальчиковая гимнастика.

Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.

А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку. Тесто замесили.

Для начинки мы картошку с луком положили.

Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.

Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.

Воспитатель: Ребята подходите к столу, а я схожу за варениками.

Дети угощаются варениками.

Воспитатель включает песню Кубанского казачьего хора «Варенички».

Поели, а теперь можно потанцевать (дети танцуют).

Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое?

– Да!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши кубанские головные уборы, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись»(дети повторяют слова).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веер»Дидактическая игра «Веер» .

Презентации детей к проекту «Мои домашние питомцы» В нашей группе проходил проект "Наши домашние питомцы" Целью данного проекта была: привить любовь и бережное отношение к животным Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 13:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...