Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух-невидимка»

Вера Барабанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух-невидимка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№52»

Конспект

занятия по экспериментальной деятельности

«воздух - невидимка"

средняя группа

Воспитатель:

Барабанова В. А.

Программные задачи:

-развивать пытливость, любознательность, желание проводить простейшие опыты;

-уточнить и расширить знания детей о воздухе;

-развивать речь, мышление, умение делать предположения, простейшие выводы;

-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Словарная работа:

Летательный воздушный шар, воздух-невидимка, невидимый,пузырьки, газированная вода.

Предварительная работа:

беседы о воздухе, которым мы дышим, опыты с воздушными шарами, наблюдения за ветром, игры «Кораблики», игры с вертушками, воздушными шарами.

Оборудование:

воздушный шар, стаканчики и емкости с водой на каждого ребенка, мелкие резиновые игрушки, трубочки, надувной круг, стаканы с простой и газированной водой, 2 виноградинки, конверт с загадкой.

Организационный момент.

Дети входят в зал. В углу стоит воздушный шар. В центре зала столы буквой «п» с оборудованием для опытов (емкости с водой, трубочки для коктейля, резиновые мелкие игрушки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня в детском саду, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите на них, а теперь пусть гости смотрят на вас, а вы на меня поднимите свои глазки. Сегодня мы отправимся в путешествие на полянку к Почемучке, куда он нас пригласил. Вы готовы? Тогда я говорю волшебные слова: «Покрутись, повертись, на поляне очутись!»

Ход занятия.

-Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались на полянке Почемучки, только где же он сам, он же приглашал нас к себе? Ой, ребята, а это что такое? (воздушный шар). Откуда он здесь и зачем он Почемучке? Как вы думаете? (ответы детей). Вот здорово, Почемучка летает на воздушном шаре! Ребята, а почему шар называется воздушным? - Дети: Он летает по воздуху, он накачан воздухом. – Воспитатель: Накачан не простым воздухом, а нагретым, теплым, чтобы шар мог высоко подняться вверх. Первый воздушный шар люди изобрели очень давно, когда еще не было самолетов. Вот бы полетать на нем, да, ребята? Где же Почемучка, без него мы лететь не можем (заглядываю внутрь). Ребята, тут какое-то письмо, давайте посмотрим. Это Почемучка оставил его для нас, вот написано «Детям средней группы», он опять просит отгадать новую его загадку. Попробуем, ребята? Тогда слушайте внимательно.

(загадка про воздух)

- Он прозрачный невидимка Легкий и бесцветный газ, Невесомою косынкой Он окутывает нас.

-Дети: Воздух. –Воспитатель: Да, ребята, это воздух. А что мы с вами знаем про воздух?. Ребята, где находится воздух? –Дети: Он вокруг нас. –Воспитатель: А мы его видим? -Дети: Нет. –Воспитатель: А может его и нет? Как же узнать, что он вокруг нас? Мы можем его почувствовать (дети машут ладошкой около лица, что вы почувствовали? - Дети: Ветерок. -Воспитатель: Ветерок-это движение воздуха. Скажите, а воздух нам нужен? Зачем? -Дети: Мы им дышим -Воспитатель: Положите руку на животик и глубоко вдохните, теперь выдохните. Что вы почувствовали? (воздух вошел к нам внутрь и вышел). А можем мы не дышать? Давайте попробуем. (Носики зажали). Тяжело? Без воздуха мы жить не можем. А кому еще нужен воздух? -Дети: Зверям, птицам, насекомым; всему живому на Земле. –Воспитатель: А каким воздухом полезней дышать – чистым или грязным? –Дети: Чистым. - А для этого надо, чтобы вокруг было больше зелени, деревьев, кустов, цветов. Я надеюсь, вы не ломаете веточки у деревьев, не топчете цветы, от них воздух становиться чище и мы с вами меньше болеем.

-Воспитатель: Много вы знаете про воздух, а еще больше хотите узнать? Для этого давайте пройдем в лабораторию. Ребята, а что такое лаборатория? Это где ученые проводят разные опыты. У Почемучки то же есть своя лаборатория, вот она. Почемучка хочет, чтобы мы в его лаборатории как настоящие ученые изучали воздух, посмотрите, он и приборчики разные для опытов приготовил. Будем учеными? Проходите за столы. А я буду главным ученым.

Практическая часть.

Опыт №1. Возьмите трубочки и подуйте на ладошку. Что вы почувствовали? (это воздух). Откуда он взялся в трубочке? (мы его выдохнули, т. к. мы дышим воздухом). А вы его увидели? (нет). Воздух невидим, но так хочется на него посмотреть, правда, ребята? А давайте попробуем.

Опыт №2. Опустите конец трубочки в воду и подуйте в трубочку, только осторожно, чтобы вода не выплескивалась. Что вы видите? (пузырьки). Что это за пузырьки? Это пузырьки воздуха. Вот здорово, мы смогли его увидеть, но только в воде. Давайте запомним: воздух невидим, но в воде мы можем увидеть пузырьки. Так что мы узнали? (Что пузырьки воздуха можно увидеть в воде). Интересно, что умеют эти воздушные пузырьки?

Демонстрация опыта.

У меня на столе стакан с обычной водой и с газированной (наливаю при детях). Кто пил газированную воду? Что же это за вода? (она наполнена газом, т. е. воздухом). Я беру виноградинки и опускаю их в стакан с простой водой и с газированной. Что с ними произошло? В стакане с простой водой виноградинка утонула. А в стакане с газированной водой, что вы видите? Виноградинка не тонет. А почему, как вы думаете? Да, пузырьки воздуха не дают виноградинке утонуть, поддерживают ее и она плавает. Вот он какой, воздух, помогает предметам держаться на поверхности воды. Что же мы узнали? (повторить еще раз).

Мой знакомый мальчик Петя любит купаться и всегда берет на речку вот такой круг (показываю). Вам этот круг знаком? Может быть вы тоже брали его на море или на озеро? Скажите, зачем? (он помогает держаться на воде, плавать). Почему? (внутри находится воздух).

Опыт №3. У вас на столе – разные игрушки. Возьмите их и попробуйте нажать, подставив ладошку, что вы почувствовали? (Ветерок) Значит, что находится внутри? (воздух). А интересно, что будет, если мы игрушки опустим в воду, они утонут, как вы думаете? Давайте проверим. Отодвиньте стакан с водой, опустите игрушки в баночку с водой, игрушки утонули? Нет. Что помогает игрушкам плавать? (воздух, который в них находится).

-Воспитатель: Ребята, люди научились использовать это свойство воздуха, например, им надувают или накачивают разные предметы. Какие надувные воздухом предметы вы знаете? (дети называют). Молодцы, много назвали предметов, а сейчас, дружок, становись в кружок, будем мы играть, будем мячик надувать. Проводится игра. –Носом – вдох, а выдох – ртом, (показываем) Дышим глубже, а потом, Воздух мягко набираем, мячик красный надуваем. Высоко свой мячик брошу (как бы подбрасываем, Хлопну весело в ладоши (хлопки, А потом ловлю, счастливый, (имитируют ловлю мяча, Мячик круглый и красивый. То одной, то другой бью по мячику рукой (показывают, Мячик весело скакал (двумя руками, По дорожке убежал (покатили воображаемый мяч).

-Воспитатель: Ребята, я слышу чьи-то шаги, может это Почемучка возвращается? Да, это Почемучка.

Заходит Почемучка (взрослый персонаж) с воздушными шарами.

-Почемучка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! - Воспитатель: Здравствуй, Почемучка! Где ты был так долго? - Почемучка: Готовил вам сюрприз, надувал вот эти воздушные шарики. А вы отгадали мои загадки?

-Воспитатель: Мы не только отгадали, но и с удовольствием поработали в твоей лаборатории, как настоящие ученые.

-Почемучка: Интересно, что же вы узнали?

Заключительная часть.

-Дети: воздух можно почувствовать, мы увидели пузырьки воздуха в воде, воздухом дышим мы и все живое на Земле, воздух помогает предметам держаться на воде, им накачивают разные предметы.

-Почемучка: Как много вы узнали, молодцы! Моему воздушному шару тоже нужен воздух для полета. А вы хотите полетать на моем шаре? Но одним лететь нельзя, я полечу с вами, потому что умею управлять воздушным шаром. Полетим в ваш детский сад. Пойдемте за мной, занимайте места, держитесь крепко, полетели. (Играет музыка). Приземлились.

-Почемучка: Вот и ваш детский сад. Ребята, вам понравилось? –Воспитатель: Спасибо тебе, Почемучка, такого подарка нам еще никто не делал. Интересное было путешествие, правда, ребята. Мне очень понравилось, как вы все сегодня старались, работали в лаборатории, молодцы! Ребята, а давайте пригласим Почемучку в наш мини-музей воздуха.

-Почемучка: Я с удовольствием пойду с вами и подарю вашему музею вот эти воздушные шарики, ведь в них тоже находится воздух. - Воспитатель: Ребята, давайте скажем гостям «До свидания!»

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Опытно-экспериментальная деятельность. В феврале 2013 года в нашей группе проводилась работа по опытно-экспериментальной деятельности. В фотоотчете представлены: самостоятельная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 21:28
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....