Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»

Елена Шахова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Почва - живая земля».

Подготовительная группа

Подготовила: старший воспитатель

Шахова Елена Геннадьевна

г. Феодосия

2016 г.

Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, познакомить с её составом.

Задачи:

образовательные :

• формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Почва — живая земля“» размещена в разделах

• при помощи опытов показать, из чего состоит почва почве есть воздух, влага,

как происходит её загрязнение, как листья превращаются в почву.

• познакомить детей с обитателями почв.

развивающие:

• развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов.

• развивать воображение.

воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям.

Развитие словаря: растения, насекомые, грызуны, песок, глина, воздух.

Обогащение словаря: почва, свойства, перегной.

Оборудование: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; микроскоп или лупы, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка); для игры-листья, стаканчики с землей, песком, глиной (по количеству детей, шапочки с изображением куста - 2 штуки, с изображением дождевого червя-2 штуки, 4 обруча.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, грызунах, почвах, игры с листьями и наблюдения за ними в разное время года, опыты с почвой.

Ход НОД:

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям подарок от Шуршика, предлагает угадать, что в нём спрятано.

Воспитатель: Этот ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки.

Эта земля называется почвой — самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя: Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но из-за ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Воспитатель: Почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду нам не нравится, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит : из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

ОПЫТ 1: показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах,

растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп (лупу). Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2:

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время видно, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Мы сказали, что в почве есть воздух. Находится он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы увидеть это – проведём опыт.

ОПЫТ 3:

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.

- Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? почве есть воздух).

В почве есть вода, поэтому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке мы идём (ходьба на месте)

Листья на земле найдём (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды (приседания)

И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками)

Воспитатель: Дети, мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (ответы детей)

1. КРОТ- небольшой зверек, живет на опушках леса, в полях, и везде ведет роющий образ жизни, поэтому его трудно увидеть. Он прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых, личинок, а также для отдыха, где крот устраивает гнездо.

2. ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю жизнь проводит в почве. Питается останками

перегнивших листьев. Все его тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности червяка можно увидеть во время дождя.

3. МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

4. МЕДВЕДКА – насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Живёт на огородах и роет там ходы.

5. ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек, живет на лугах, полях. Днём живёт в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки (с показом иллюстраций).

1. Маленький рост, длинный хвост,

Сероватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2. Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3. Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки (дождевой червь)

4. Погляди на малышей: так резвы и бойки

Волокут со всех концов материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, здесь народ хороший.

Без работы, уж поверь, жить не может… (муравей)

5. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «КУСТЫ И ЧЕРВЯЧКИ»

Разделить детей на две команды. В каждой команде выбрать своего «червяка» и свой «куст». В одном конце помещения на полу на одной линии, на расстоянии друг от друга положить два обруча, это «норки» червяков. От каждой команды выбрать ребенка, который будет «дождевым червяком». Он становится в круг, около него, в кругу на полу поставить стаканчики с землей, песком, глиной. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «кустов». Эти дети встают в круг, держа в руках листья. На голове у детей соответствующие шапочки.

Остальные дети - участники становятся друг за другом. По команде ведущего

«Листопад!» дети бегут к «кусту» берут у него лист, далее бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей, песком или глиной. Потом возвращается с ним к кусту и отдает.

Участники команд повторяют действия пока последний не принесет землю, песок или глину своему кусту.

Итог занятия:

- Дети, сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва». Почва - что это?

Из чего она состоит? Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло много лет.

- Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

- Кто в ней обитает (ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих существ?

Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - они очень нужны почве.

- Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Земля снежного барса» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска».

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля - наш общий дом!» подготовительная к школе группа МБДОУ №41 ВОСПИТАТЕЛЬ: МАГОМЕДОВА Ж. Р. 2017г. Конспект.

Конспект непрерывно образовательной деятельности «Разбор рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Светлячок» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области».

Конспект образовательной деятельности «Огонь, вода, воздух, земля» На стене нарисована башня старого замка, в которой живет Волшебный маг. Он обращается к детям с посланием. Маг - здравствуйте ребята! Три.

Конспект организованной образовательной деятельности «Земля — мой дом родной» Конспект «Земля - мой дом родной» Цель:создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе познавательной деятельности. Задачи:.

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Славься, земля Кубанская» Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конструкт совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Зеленая елочка-живая иголочка» Тема: «Зеленая елочка – живая иголочка» Возрастная группа: 5 – 6 лет. Форма НОД: совместная деятельность в Центрах активности. Форма организации.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля — наш общий дом»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля — наш общий дом». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета»Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета» Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 12:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД