МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Путешествие в осенний сказочный лес» с детьми 6–7 лет

Раиса Попова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Путешествие в осенний сказочный лес» с детьми 6–7 лет

Автор: ПОПОВА РАИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Аннотация: Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности, реализуется через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием разнообразных форм, видов детской деятельности, методов и приёмов работы.

Вся организация процесса обучения направлена на развитие познавательного интереса детей к природе и формирование самостоятельности в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе разрешения специально – смоделированной проблемной ситуации.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии „Путешествие в осенний сказочный лес“ с детьми 6–7 лет» размещена в разделах

В процессе деятельности решаются задачи совершенствования у детей умения развёрнутого рассказывания о последовательности изменений, происходящих в природе, подмечая множество признаков её объектов, используются средства языковой выразительности.

НОД носить развивающий характер, обеспечивает максимальную активность и самостоятельность детей в процессе познания.

Цель: Закрепить знания и представления детей о периодах осени, их характерных признаках, умение находить причинно – следственные связи и явления живой и неживой природы;

Программное содержание: формировать представления детей о природе путём целенаправленного общения их с окружающей средой; систематизировать экологические знания детей через художественно – речевую деятельность;

формировать у детей грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательные : закреплять умение классифицировать явления природы по периодам осени;

обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуры, связях и отношениях, существующих между ними;

способствовать становлению устойчивого интереса детей к доровьесберегающему и безопасному поведению в природе;

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к природе;

развивать самостоятельность детей в познавательно - исследовательской деятельности в процессе разрешения специально - смоделированной проблемной ситуации;

развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, память, внимание;

развивать связную речь, умение правильно строить предложение,

совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого

произношения звуков и слов, правильной постановки ударений;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»

Воспитательные: воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологии правилам в деятельности и поведении.

Методы: словесные, практические, применение наглядных средств, моделей.

Приё мы: рассматривание, художественное слово, загадывание загадок. Чтение пословиц, примет, игровые приёмы, словесная игра, аудиозапись «звуки леса».

Формы и виды детской деятельности : игровая ситуация, дидактические игры, дидактические упражнения, игра-инсценировка, речевая игра «Степка-Растрепка», рассказывание по экологическим знакам, коммуникативная, двигательная деятельность,

Предварительная работа: экскурсии в парк и лес, наблюдения за изменениями в природе осенью, чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных, птиц, насекомых и растений, дидактические игры.

Здоровьесберегающие технологии: перед НОД проветривание, влажная уборка, валеологическое упражнение, дыхательное упражнение, физкультминутка, игра с мячом, речевая игра с ритмическими движениями, двигательная активность.

Оформление (наглядность) : зал украшен под «Осенний, сказочный лес»

Программное обеспечение: магнитные доски, «Волшебный, кленовый листочек», картинки по временам года, картинки грибов. Экологические знаки, осенние листья, модели «Живое», модели для художественно - творческой деятельности, мячик. Корзинка с грибами, аудиозапись «звуки леса».

Сценарий организации НОД

Валеологическое упражнение «Добрый день!

Добрый день!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее

Мы погладим лобик, носик, щёчки

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее

А теперь похлопаем смелее, смелее

Улыбнёмся снова

Будьте все здоровы!

Воспитатель: добрый день, милые дети, вы всех прекраснее на свете! Вот, таких добрых и хороших, я приглашаю в путешествие в осенний, сказочный лес. Вы, согласны! А осенний, кленовый листочек, который залетел к нам в детский сад, поможет нам. Он укажет нам путь.

Музыка «Звуки леса».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Мы попали в настоящий, сказочный, осенний лес.

Осень - хозяйка леса. Бережёт его красоту и чистоту. Тихо в осеннем лесу. Только слышно, как ветерок шумит да листочки шуршат.

- Ребята давайте покажем, как играет ветерок с листочками

Дыхательное упражнение «Осенние листочки»

Шаловливый ветерок в лесочек залетел: Ш-ш-ш!

Тихо-тихо веточкам песенку он запел: Ш-ш-ш!

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел: Ш-ш-ш!

Громко-громко веточкам он песенку запел: Ш-ш-ш!

Ветерки по очереди листьям песни пели, То тихую: Ш-ш-ш! То громкую: Ш-ш-ш! То тихую: Ш-ш-ш! То громкую: Ш-ш-ш! А после - улетели!

- Осенний листочек, который к нам залетел не простой, а загадочный.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года. как зовется?

Воспитатель:- Дети, а что такое Осень?

Дети: Осень – это такое время года, когда в природе всё меняется.

- Воспитатель: Какая бывает Осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

- К нам ветер залетал, и листочки разбросал.

- Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать. Поднимите листочки.

- А что с листочками? (Листочки непростые)

- Да Осенние листики не простые, они с картинками.

- чем похожи эти картинки? (Все картинки про Осень)

- Чем, картинки отличаются? (На картинках разные периоды осени)

- Осенний ветер перемешал все картинки. Но, мы сейчас с вами поиграем - в игру «Периоды Осени» Под музыку вы должны быстро распределиться по периодам осени.

Дети, у вас какая осень? У вас, а, у вас?

- Молодцы, ребята вы правильно определили периоды осени.

- Матвей, почему ты решила, что у тебя на картинке ранняя осень?

Матвей: Потому что в начале осени на деревьях и кустарниках уже есть жёлтые, красные листья, но зелёных листьев больше. Листья с деревьев опадают. Ранней осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. А в лесу люди собирают съедобные грибы.

Воспитатель: Что можно сказать о солнце в этот период осени?

Дети: Ранней осенью солнце ещё ярко светит, но греет уже меньше. Небо голубое, иногда идут дожди, но ещё не очень холодно. День становится короче, ночь длиннее.

- Какие изменения происходят в жизни птиц?

Дети: Перелётные птицы все улетели в тёплые края. Зимующие птицы приближаются поближе к жилью человека. Нам нужно позаботиться о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Воспитатель: Вика, а что тебе подсказала твоя картинка с белочкой?

Вика: Дикие животные готовятся к зиме. Белка готовит запасы на зиму. Заяц, белка, и другие звери меняют окраску шерсти, она становится гуще. - Назовите месяц ранней осени? (Сентябрь)

Воспитатель: В тишине осенних рощ

Золотистый льётся дождь (Листопад)

- В какой период осени бывает листопад?

(В период Золотой Осени)

Воспитатель: почему этот период называют золотая осень?

Дети: Потому, что на деревьях листья красные, жёлтые, оранжевые, или одним словом, разноцветные. Они сияют и переливаются будто золотые.

Дети, как вы понимаете слово «Листопад?»

Ветер срывает листья с деревьев, листья летят и кружатся в воздухе, начинается листопад.

- Настя, почему ты решила, что твоё солнышко относится к золотой осени?

Настя: Потому, что в этот период осени Солнце тусклое, светит редко и не греет. Небо серое, идет мелкий холодный дождь, поэтому люди надевают осеннюю одежду. Дни стали ещё короче, ночь длиннее.

- Назовите месяц золотой осени?

Воспитатель: После золотой осени, наступил какой период осени?

(поздняя осень)

Воспитатель: Дети, какие признаки этого времени, вы заметили?

Дети: Поздней осенью стало очень холодно, потому, что Солнце очень редко показывается, совсем не греет. Небо серое, хмурое, идут холодные дожди со снегом, ночью заморозки, земля промерзла. Лёд на лужах. День становится ещё короче, а ночь длиннее.

Листья с деревьев почти все облетели и потемнели, ветки деревьев покрываются инеем, травы побурели, цветы завяли. Сосны и ели стоят зеленые.

- Что, ещё можно добавить по этому периоду?

Дети: Насекомые исчезли, они все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике. Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны.

Лягушки, жабы, тоже залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов. Дышат они при этом кожей.

- Назовите месяц поздней осени.

- Ребята, а теперь расставьте картинки по периодам осени.

- Назовите осенние месяцы по порядку.

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)

- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе, получилась интересная книга об Осени

Игра "Погода осенью"

- У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

- Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идёт дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

- Ребята, как вы думаете, почему листья на деревьях желтеют и опадают?

Дети: потому что, растения живые существа, зимой им не хватает питания: света и тепла. Так, деревья приспосабливаются к зиме.

- Да ребята, вы правильно сказали, что растения живые существа, которые растут, дышат, живут и поэтому деревьям необходимы определённые условия.

А, какие условия, мы рассмотрим на модели сухого дерева.

(Демонстрируется модель “Сухое дерево”)

Воспитатель: Дети, какое это дерево?

Дети: Дерево сухое.

- Что нужно сделать? Его нужно оживить!

- Ребята, возьмите вот эти модели и расскажите, что нужно сделать, чтобы оживить дерево?

Дети:

- Чтобы дерево дышало – ему нужен воздух. (Модель «Воздух»)

- Чтобы дерево стало большим, надо его поливать. У него появятся жизненные силы. (С помощью магнита прикрепляется модель “Лейка”)

- Чтобы дерево было сильным, могучим, ему нужны корни. Они из земли берут питательные вещества. (Модель “Земля (почва)”)

- А ещё нужно солнышко. Оно даёт всем растениям свет и тепло.

(Модель - «Солнце»)

- Чтобы воздух проникал лучше и быстрее к корням дерева, нужно рыхлить почву. (Модель “Лопата”)

- Вот когда мы это всё сделаем, тогда на дереве появятся листочки, а потом цветы и плоды. Можно будет собирать урожай. (Модель “Зелёные листья”)

- Чтобы дерево всегда было живое, зелёное, давало тень в жаркую погоду, надо его охранять. Пусть на нашем дереве птичка совьёт гнездо и поедает вредных гусениц и жуков-короедов. (Модель “Птичка”)

- Если солнышко пригреет, а вода оживит землю, то на полянке вырастут цветы необычайной красоты.

Воспитатель: Ребята, а если я уберу модель воздуха, солнца и воды. Что произойдёт с деревом?

Дети:

- Растения живые существа, они дышат, без воздуха растение погибнет.

- Не смогут жить растения и без солнца, потому, что солнце источник света и тепла, которые необходимы растениям.

- Так как растения живые существа, они питаются, поэтому, без воды растение погибнет.

Всем нужна водичка:

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

Везде и всегда

Помогает природе вода!”

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали все необходимые условия для роста и развития растений и обозначали их моделями.

Дети присаживайтесь, пожалуйста, на лесную полянку.

Хорошо осенью на лесной полянке, можно посидеть и побеседовать.

Воспитатель: Ребята вам нравится Осень?

Дети: Нам очень нравится Осень.

- А за что вам нравится осень?

Дети:

- Мне нравится осень за урожай овощей и фруктов.

- За красоту, за редкие тёплые дни.

- За осеннею паутинку.

- За красивый цвет листьев. За листопад.

- За то, что Осень щедра дарами : И лес и сады и огороды, дарят людям много полезного и вкусного.

- За то, что всё живое осенью успевает приготовиться к зиме.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, да, ребята осень бывает прекрасна.

- С давних времен люди писали стихи, музыку, песни, сочиняли загадки, пословицы, приметы.

- У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времён года.

- А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

- Тогда возьмите свои зарисовки о приметах и пословицах.

В круг ребята, становитесь

И в картиночки всмотритесь

Я шкатулочку возьму

И приметы и пословицы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы

Приметы: Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Если гуси, журавли не спешат к отлету, стужа наступит не скоро, и зима будет мягкой.

Журавли летят высоко, не спеша — осень предстоит хорошая.

Много «одежки» на луковицах — зиме быть холодной.

Осенний иней – к сухой и солнечной погоде.

Пословицы: Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нет.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Будет дождь – будут и грибы.

Физкультминутка:

Ребята, так как мы сейчас находимся в осеннем, сказочном лесу, давайте поиграем с листочками. Посмотрите, какие они красивые, возьмите их.

Пусть каждый из вас на минуту станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.

Игра «Осенние листочки».

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Воспитатель: Хорошо в осеннем лесу, но иногда сюда приходят безобразники. Устраивают здесь такой беспорядок! Вот и сейчас, слышите? Кто-то так шумит!

Вбегает Степка-Растрепка.

Стё пка: Я люблю в лесу гулять!

Птиц пугать! Зверей гонять!

Все вокруг бросать, ломать,

Насекомых обижать!

Воспитатель: Ты кто такой? Почему так шумишь?

Степка-Растрепка: Я Степка-Растрепка.

- Ты, наверно целый день бездельничаешь. Тебе даже умыться и причесаться лень!

Степка-Растрепка: Это у меня прическа такая! Называется «воронье гнездо».

И дел у меня в лесу видимо-невидимо! Да я их столько сегодня переделал!

Вот, например, костер в лесу разводил, чтоб тепло было. Осень, ветром студеным дует.

Степка-Растрепка: А ещё я в птиц шишками бросал, чтоб, потише кричали.

Степка-Растрепка: Осенью в лесу столько грибов! Я их рвал и топтал. А самые красивые домой взял (показывает корзину с мухоморами).

Осень : Ребята, какие грибы собрал домой Степка? (Мухоморы)

Воспитатель: А разве можно собирать мухоморы?

Дети: Нельзя собирать несъедобные грибы, их есть нельзя: они ядовитые.

Воспитатель: Дети, а что обозначает слово «ядовитые»?

Дети: они опасные для здоровья, ими можно отравиться и умереть.

Мухомор убивает даже мух.

Воспитатель: Для чего они нужны?

Дети: Их едят лоси, они ими лечатся.

-Ребята, а какие нужно собирать в лесу грибы?

Дети: Съедобные грибы те, которые можно употреблять в пищу, есть.

Ведущая; Ребята, а вы можете отличить съедобные грибы от ядовитых?

Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы».

(Дети на доске выкладывают картинки съедобных грибов, и ядовитых, объясняют)

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Стёпке – Растрёпке о правилах поведения в лесу.

(Показ экологических знаков)

Смотри Стёпка, слушай и запоминай!

- В лесу смотри под ноги! В лесу нужно быть аккуратным! Ходить осторожно, под твоими ногами могут пострадать мелкие животные, ценные растения.

- С. В лесу веди себя тихо! В лесу веди себя тихо, чтобы не распугать лесных обитателей. Наслаждайся красотой родной природы лучше в тишине: смотри, слушай, восторгайся! Не следует громко кричать в лесу.

- Не рви растения с корнем! Этим ты сокращаешь численность травянистых растений. Пусть красивые растения остаются в природе. Растения радуют нас своей красотой и запахом, приносят нам пользу во время болезней в виде отваров и мазей.

- Не ломай ветки деревьев и кустов! Растения – живые существа.

Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений дышится легко. Благодаря деревьям можно жить на земле.

- Не вырывай грибы с грибницей! Этим ты сокращаешь численность. Срезай грибочки осторожно ножом, не нарушая лесную подстилку.

Грибы наше богатство и украшение леса. Не сбивай ногой грибы, даже несъедобные.

- Не разрушай птичьи гнёзда! Птица при наличии постороннего запаха может отказаться высиживать птенцов, или будет очень беспокоиться. Птицы – наши друзья, они поедают вредных насекомых, радуют, нас своим пеним, переносят семена растений.

- Не трогай лесных обитателей! Не трогайте ежей, они плохо переносят жизнь в неволе.

- Не разрушай муравейники! В лесу надо идти осторожно, потому что можно наступить на муравьёв, на и их дорожки. Разорять муравейники нельзя. Муравьи приносят пользу лесу (лечат его от тли, животным - как лекарство от болезней.

- Нельзя в лесу разводить костер. От огня может случиться пожар, погибнут растения и животные, насекомые.

Дети: Запомни Стёпка ещё одно правило:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Стёпка, мы думаем, что теперь ты хорошо запомнил правила поведения в лесу.

Степка-Растрепка: Вот спасибо, вам ребята за то, что научили меня правилам поведения в лесу. Вы такие добрые дети, всё знаете. Я тоже стану добрым, буду любить животных' и охранять природу. Я даже лесником стану!

Воспитатель: Поверим ему, ребята? (да)

Степка-Растрепка: а теперь давайте поиграйте в мою любимую игру.

Речевая игра «Степка-Растрепка»

Что ж, мне пора за дело приниматься. До свидания, ребята! (Убегает)

Воспитатель: Дети, вот и подошло наше путешествие к концу, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Воспитатель; Посмотрите дети, наш листик засиял, и у него появилось новое сообщение.

Листик: «Молодцы, ребята, все справились с заданиями: правильно отвечали на все вопросы полными предложениями, интересно рассказали об изменениях в природе осенью, об экологических знаках. Правильно назвали все необходимые условия для роста и развития растений. Умеете, вести себя в лесу, и помогли научить Стёпку правилам поведения в лесу. Хозяйка Осень дарит вам угощение, оно находится на лесной полянке под грибком.

Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Путешествие в осенний сказочный лес» с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 23 марта 2013 в 21:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД