Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»

Надежда Милашевская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»

Конспект НОД с детьми старшей группы

«Прогулка в зимний лес.

Звуки -з-, - зь».

Учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 172

Милашевская Н. В.

Цели:

- уточнить артикуляцию звуков - з, зь, продолжить учить давать характеристику звуку (согласный твердый, (мягкий, звонкий);

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать фонематический слух: умение выделять слова с изучаемым звуком из предложения, фразовой речи, умение находить изучаемый звук в слове;

- совершенствовать умение определять место звука в словах;

- уметь различать твердость и мягкость согласного звука;

- развивать навык проведения звукового анализа и звукового синтеза слов и умение правильно объяснять весь порядок выполнения;

- автоматизация звуков в речи;

- уточнение и расширение словаря;

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде, учить работать с деформированной фразой, выделять предлог в предложении как самостоятельное слово;

- развивать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;

- развитие навыка взаимопроверки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками, звуковые пеналы, деревья.

Ход.

І. Орг. момент

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим прогулку по зимнему лесу, поможет нам в этом хозяйка этого леса.

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки.» (зима)

ІІ. Сообщение темы занятия:

(входит логопед -"зима")

-Здравствуйте, ребята, вот и я, зима. Я рада видеть вас у себя в лесу, проходите, присаживайтесь (дети садятся на скамейку). В лесу я не одна, со мной мои звуки. (звучат звуки вьюги, ветка). Но у меня есть любимые звуки и о них я бы хотела с вами поговорить. А какие это звуки вы догадайтесь сами. Я расскажу вам о себе, какие звуки в моем рассказе будут часто встречаться, это и есть мои любимые звуки.

«Зябнут птицы, зябнут звери, замерзают в норах звери. Залезают в дупла, гнезда, в синем небе звезды мерзнут».

- Правильно, это звуки -з, -зь. На чьи песенки похожи эти звуки?

- Правильно, -з- песенка большого комарика,

-зь- песенка маленького комарика.

В каких словах встречается -з- в этом стихотворении? (замерзают, звери, звезды, залезают, мерзнут). А в каких словах встречается -зь? (зябнут)

-А как вы понимаете слово зябнут, как можно сказать по - другому (мерзнут)

-Как вы думаете, почему это мои любимые звуки, вспомните как меня зовут?

ІІІ. Уточнение характеристики звуков.

-Давайте встанем и погреемся, вам наверное холодно в зимнем лесу. Погреем сначала руки, подуем на них и скажем -з-, -зь-.

-Что мы можем сказать об этих звуках? Кто они друг другу? (братцы)

-з- какой братец? старший- твердый

-зь- какой братец? младший- мягкий

- А как воздух выходит из ротика свободно или нет? Давайте подойдем к волшебному зеркалу, произнесем эти звуки еще раз и посмотрим это в нем (дети произносят звуки и рассматривают в зеркалах артикуляцию).

(воздуху мешают зубки, прижимаются друг к другу, а язык (спинка) выгибается и закрывает выход воздуху из ротика).

- Правильно, в ротике воздуху что-то мешает, значит что мы можем сказать об этих звуках, они какие? (согласные)

-А еще давайте проверим спит ли наш «моторчик» или работает? (дети кладут руку на горло, осуществляя тактильный контроль). Моторчик работает, значит это какие звуки? (звонкие)

-А что еще можно о них сказать, мы уже сегодня говорили, кто они друг другу? (братцы)

-з- твердый согласный, -зь- мягкий согласный.

-А почему эти звуки не видно рядом со мной? (звуки- «невидимки», мы слышим их, но не видим, потрогать не можем).

ІV. Произнесение звуков в слогах.

-Пойдемте, прогуляемся по лесу. Очень часто в лесу можно услышать эхо. Что такое эхо, когда его слышим? (ответы детей- (Эхо повторяет звуки, увидеть мы его не можем, только слышим).

Д/И "Эхо"

за-зя, зу-зю, зи-зы.

-Молодцы.

V. Произнесение - З, -ЗЬ в словах и словосочетаниях (можно сесть на пол)

а)согласование сущ. с прил. в роде.

-Мы гуляем с вами в зимнем лесу. Лес зимний. О чем еще мы можем сказать зимний? (день,.)

О чем мы можем сказать зимняя? (сказка,.)

О чем мы можем сказать зимнее? (утро)

б) Развитие фонематического слуха

-Посмотрите, у меня под елкой лежат картинки. Давайте возьмем их и выберем только те, в названии которых есть наши звуки -з-,- зь-.(каждый берет себе картинку с этим звуком.

Взаимопроверка:

- А теперь встаньте в круг и посмотрите друг на друга - проверьте себя, те ли картинки вы взяли, если заметите у кого-то ошибку, поднимите руку.

-В каждом из ваших слов есть звук -з или -зь. Скажите, а где звук может стоять в слове? (начало, середина, конец).

-Посмотрите на свои картинки, произнесите эти слова шепотом и послушайте, какой звук -з или -зь в слове и где он там стоит.

(заяц- здесь звук -з, он стоит в начале слова).

-Молодцы

в)«Измени слово»

-Давайте сядем на бревнышко.

-А сейчас мы поиграем с вами в игру «Измени слово»

-Я называю вам слова, вы первый звук заменяете на -з- и называете новое слово.

Губы-зубы гнать-знать

Намок-замок наряд-заряд

Двери-звери вагон-загон

Ров-зов лоб-зоб

Горько -зорька (после каждой пары, объясняете значение слов)

Молодцы

г)«Слова рассыпались»

-А давайте поиграем с вами еще в одну игру, в моем зимнем лесу кроме звуков живут и слова, было очень холодно и слова рассыпались на звуки, давайте соберем их.

М,а,к- мак с,о,к- сок

К,о,нь- конь м,о,с,т- мост

В,о,л,к- волк з,у,б,ы- зубы

Зь,и,м,а- зима з,а,б,о,р- забор

И,зь,у,м- изюм в,а,з,а- ваза

З,о,н,т- зонт

-Молодцы. А теперь, вспомните все слова, которые у нас получились и назовите только те, в которых встречались звуки -з, -зь.

VІ. Развитие общих движений и мимики лица (психогимнастика).

-Давайте встанем, погреемся, наверное вы замерзли. Скажите, в какие игры вы зимой любите играть (ответы детей). А какое у вас настроение при этом?

-Покажите, как вы катаетесь на лыжах, чтобы все поняли как вам весело.

-Представьте, что вы катитесь на коньках - покажите это,

-вы катитесь и упали, покажите это; вам радостно, нет больно, покажите как вам больно; вы катались очень долго, замерзли, покажите это;

-играем в снежки и один снежок попал вам в лицо, вам радостно? грустно? покажите это.

-мы в лесу, кругом снег, сугробы по колено, покажите, как будем ходить по такому снегу;

-мы выбрались из сугробов, выглянуло солнышко и стало теплее, мы этому очень обрадовались.

-А еще зимой лепят снеговиков, давайте и мы представим, что лепим снеговика.

б)Массаж биологически активных зон:

«Раз рука, два рука

(вытянуть вперед одну руку, потом другую)

лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков)

3-4,3-4 (погладить ладонями шею)

нарисуем рот пошире.

5 - найдем морковь для носа.

угольки найдем для глаз.

(кулачками растереть крылья носа)

6- наденем шляпу косо

пусть смеется он у нас.

(приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб)

7-8,7-8

мы плясать его попросим».

(под музыку танцевальные движения).

VІІ. Звуковой анализ слова

-Мы с вами отдохнули, стало нам теплее. Послушайте, что я сейчас вам скажу

(в, пришла, лютая, зима, лес)

-Слова, это предложение? Нет, т. к слова в нем не дружат. Давайте сделаем так, чтобы слова в нем подружились. Скажем его правильно.

(В лес пришла лютая зима.)

-как вы понимаете лютая? Это значит какая? (холодная, морозная,

- из чего состоит предложение (из слов,

- давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (5,

- а какое слово главное в этом предложении, о чем говорится в нем? (зима,

- из чего состоит слово, когда мы его произносим? (из звуков,

- давайте узнаем какие звуки в моем имени, их порядок и сколько их.

- Для этого мы снова пойдем к бревнышку, там лежат цветные льдинки, которые нам помогут это узнать. (дети выполняю звуковой анализ слова зима)

-Давайте вспомним для чего нужен красный кружок, зеленый, синий?

(выполняют каждый самостоятельно, 1 ребенок у доски).

-Молодцы, оставьте свои льдинки и подойдите ко мне.

VІІІ. Итог занятия

-Скажите, о каких звуках мы говорили сегодня в лесу? (-з-,-зь-)

-Молодцы, мне понравилась прогулка с вами, и я вам подарю мои сладкие снежки, посмотрите, как они называются? (зефир)

-А почему я подарила вам зефир? (там есть мой любимый звук -зь-)

-Кушайте на здоровье, не забывайте эти звуки и меня. До свидания!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Зима
  • Лето
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 16:40
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...