Конспект НОД с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», в выпускной группе

Надежда Егорова
Конспект НОД с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», в выпускной группе

Конспект НОД с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», в выпускной группе

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» в выпускной группе

на тему «Загадки портретной живописи»

Задачи:

Образовательные: 1. Закрепить устойчивую потребность в рассматривании произведений изобразительного искусства: портрет.

2. Продолжать обучать составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению на интерактивной доске.

3. Продолжать знакомить детей с разными видами портретной живописи, её признаках и особенностях изображения: одиночный (мужской и женский, детский) портрет, семейный (групповой и парный, автопортрет.

4. Продолжать обучать рисовать человека, передавая его половые и возрастные особенности, обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

5. Закрепить умения детей в составлении светлых тонов при рисовании гуашью;

6. Совершенствовать технические навыки работы с различными материалами: гуашью, восковыми карандашами, цветными карандашами, акварельными красками.

Речевые:

1. Ввести в активный словарь детей слова: портретная живопись, автопортрет, художник-портретист.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям портретной живописи.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, ноутбук, телевизор;

ЭОР: интерактивная образовательная программа «Фантазёр. Весёлый конструктор»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., интерактивная образовательная программа «Учимся понимать живопись»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., электронная картинная галерея (презентация «Виды портрета»);

Изобразительные материалы: акварельные краски, гуашь, простые карандаши, цветные карандаши, восковые карандаши;

Рама под импровизированную картину;

Раздаточный материал: бумага для черчения, зеркала для детей.

Предварительная работа:

Знакомство с жанром «портрет»:

Рассматривание картин в картинной галерее.

Дидактические игры «Определи жанр картины», «Выложи портрет».

Работа с интерактивной доской с использованием интерактивных образовательных программ «Фантазёр. Весёлый конструктор»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., «Учимся понимать живопись»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г.

Репродукции картин:

Женский портрет: И. Е. Репин «На солнце», «Портрет Екатерины 2», «Женский портрет» И. Н. Крамской, А. Г. Венецианов «Крестьянка за вышивкой»

Мужской портрет: И. Н. Крамской «Александр 3», «Портрет князя Оболенского» Брюллов К. П., И. Н. Крамской «Художник Шишкин», И. Н. Крамской «Портрет старого крестьянина»

Семейный портрет: Корнелис де Вас «Семейный портрет»; «Портрет дочерей художника Александры и Фелициты» А. Венецианов; «Портрет детей Жербиных» П. Федотов; «Портрет Е. И. Новосильцевой с детьми» К. Барду; Славянский Ф. М. «Семейный портрет»; «Портрет сыновей художника» И. Гладышев, К. Брюллов «Портрет сестер Шишмаревых»

Детский портрет: В. А. Серов «Девочка с персиками»; В. А. Серов «Мика Морозов»; В. Тропинин «Голова мальчика»; В. Максимов «Девочка»; «Девочка с куклой» В. Тропинин; «Мальчик с жалейкой» В. Тропинин; И. Е. Репин «Стрекоза»; «Портрет Ольги, дочери художника» В. А. Серов; «Девочка с венком из мака» О. Кипренский; «Мальчик с мёртвым щеглёнком» В. Тропинин

Музыкальный ряд: «Песня о картинах», музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнира.

Непосредственно образовательная деятельность:

-Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть, и приглашаю вас в удивительно волшебное место. Пройдёмте за мной (дети проходят из группового помещения в мини - галерею на лестничной площадке детского сада)

Воспитатель:

Ребята, мы с вами находимся в удивительном месте, здесь вы не в первый раз. Как вы думаете, где мы находимся?

Дети:

Мы - в картинной галерее.

Воспитатель:

Правильно, мы в картинной галерее. Пройдёмся по ней. Посмотрим, как много здесь картин и полюбуемся (дети обходят картины, звучит тихо «Песня о картинах», музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнира)

Воспитатель: Ребята, а какие из представленных картин вам знакомы?

Дети: «Три богатыря», «Девочка с персиками»

(Дети называют картины: название, художника и показывают их).

Воспитатель: Верно, это картина называется «Богатыри», её написал художник Васнецов. Вот эта картина называется «Девочка с персиками», её написал художник В. А. Серов. К какому жанру относится эта картина? (портрет)

Воспитатель:

Портрет – это …

Дети:

(Дети самостоятельно дают определение портрета). Портрет – это изображение человека или группы людей.

Воспитатель: Саша, повтори, пожалуйста, портрет – это изображение одного человека.

Воспитатель: Когда-то давным-давно стали развиваться города, появились цеха ремесленников, богатые горожане стали заказывать портреты своих близких. Именно тогда особенно расцвел жанр портрет. Каждый художник был первооткрывателем мира, в котором он жил. А кто знает, как называют художника, который пишет портреты? (художник-портретист). Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Ребята, скажем все вместе: художник-портретист. Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Художники-портретисты в основном писали портреты только людей.

- А сейчас, ребята, предлагаю пройти из картинной галереи в электронную картинную галерею. Попрошу присесть на пуфики, посмотреть на экран телевизора (включается телевизор с презентацией «Виды портрета»). Что вы видите на экране телевизора? Подскажите, почему на экране только женские лица? (На экране показаны женские портреты)

-Чем же эти женские портреты отличаются друг от друга? (ответы детей)

-Посмотрите на этот женский портрет, и на другой чем же они отличаются? (Из богатой и бедной семьи, старая и молодая женщина). Посмотрите, как важно и чинно изображены женщины и девушки на картине.

- Переходим к следующим картинам. Как вы думаете, чьи портреты изображены? (мужские портреты)

-А чем отличаются эти портреты? (военные, знатные, простые) Андрей, как ты думаешь кто по профессии этот мужчина? А ты как думаешь Ксюша? (Рыбак, охотник)

Воспитатель: Интересные профессии вы придумали для персонажа. А это на картине изображён художник Шишкин.

Воспитатель: Ребята, а если присмотреться к следующим картинам, то видно, что на этих картинах изображены… кто, как вы думаете? (целая семья) Значит, этот вид портрета называется….

Дети:

– семейный портрет.

Воспитатель:

А как вы думаете, кого можно изображать в семейных портретах? (ответы детей)

- Верно, ребята, в семейном портрете художники изображали своих близких родственников, особенно детей. Семейные портреты бывают групповые, где изображена вся семья; парные, где нарисованы только сёстры или братья, мама с ребёнком.

- Ребята, посмотрим следующие картины. Как вы думаете, как называется этот вид портрета? Почему?

Дети:

Это детский портрет. На этих картинах изображен только один ребёнок.

Воспитатель:

-Вы заметили, ребята, что все персонажи, изображённые на картинах, нарисованы не в одном положении. Так, есть картины, нарисованные по грудь, сидя, в полный рост, они так и называются: погрудной, поясной, поколенный (сидя, во весь рост (стоя).

-А вот перед вами портрет мальчика. Какое имя вы бы дали этому мальчику? (ответы детей) Его зовут Мика Морозов. Написал портрет В. А. Серов. Посмотрите на выражение его лица. Какое оно? (встревоженное, удивлённое). Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что мальчик привстал на кресле. Что-то увидел, замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Приоткрыл пухлые розовые губки, у него румяные щёчки.

-Как вы думаете, что он хочет узнать? Что же такого неожиданного, таинственного, интересного увидел мальчик. (ответы детей)

-Какое настроение написано на его лице? (хмурое, сосредоточенное, грустное, прохладное).

Сегодня мы с вами рассмотрели много портретов, разные виды портретов, портретную живопись. Скажем все вместе - портретная живопись. (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Проводится физкультминутка «Художник и картины»

Сейчас мы с вами поиграем, где я буду художником, а вы будете мне позировать для картины. Кто хочет позировать сидя? Ксюша, прими, пожалуйста, интересную позу. Андрей твоя очередь позировать. Прими, пожалуйста, позу мужчины. (Мальчик и девочка имитируют позу для картины, а воспитатель подставляет импровизированную раму.) Молодцы, у вас получились настоящие картины.

Воспитатель: Ребята, а сейчас пройдём в мастерскую «Весёлого Карандаша». (Дети проходят по лестницам по левой стороне, держась за перила за воспитателем)

Воспитатель:

Ребята, а сейчас, с помощью интерактивной доски, я вам предлагаю создать портрет некого человека, при этом важно придерживаться последовательности изображения лица (волосы, глаза, нос, рот). На экране интерактивной доски есть готовый контур изображения человека. Вам предстоит составить из деталей, которые расположены на левой части экрана от вас, портрет человека. Пройдите к доске Влада и Андрей. (Самостоятельная деятельность детей) Молодцы. Отличный портрет получился у Влады с Андреем. После долгой работы с электронной галереей и интерактивной доской наши глазки устают, и мы сейчас выполним упражнение для глаз.

Гимнастика для глаз (повторяется 3 раза)

Ночь наступит

Глазки спят

Утром как они проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

«А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

- Ребята, мы с вами сегодня просмотрели много видов портрета. Какие виды мы рассмотрели, кто скажет? (Женские, мужские, семейные, детские) Но среди большого количества разных портретов следует отметить автопортрет. Портрет мы знаем – это картина, на котором изображён человек. Кто же может ответить мне, что такое автопортрет? (ответы детей)

Дети: (Автопортрет – это когда художник изображает самого себя)

Воспитатель:

Ребята, скажем все вместе - автопортрет. Саша, повтори, пожалуйста, и т. д.

Воспитатель:

А как же можно нарисовать самого себя?

Дети:

Взять зеркало, поставить его возле себя и рисовать.

Воспитатель:

Ребята, считается, что первый в мире автопортрет нарисовал немец-Альбрехт Дюрер. Произошло это очень давно, в 1484 году, и возможно это стало благодаря зеркалу. Стоит уточнить, что на момент создания автопортрета гениальному художнику было всего 13 лет.

Воспитатель:

На что важно обратить внимание при создании автопортрета?

Дети:

Важно передать внешний вид, настроение человека.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете: какие изобразительные материалы можно использовать для написания автопортрета?

Дети:

Можно использовать краски акварельные, гуашь, карандаши, ….

Воспитатель:

А восковыми карандашами можно нарисовать автопортрет?

Дети:

Можно.

Воспитатель:

Верно. А сейчас я вам предлагаю нарисовать свой автопортрет.

Но прежде чем вы начнете хорошо подумайте:

- какой у вас внешний вид: волосы, глаза, нос, рот;

- какой вы по характеру человек, какое у вас настроение;

Мы должны будем по вашему автопортрету узнать ваше настроение и особенности вашего характера, лица.

Поразмышляем все 1 минутку над этим.

А сейчас, кто уже решил, каким он будет изображать себя на автопортрете, может взять нужное оборудование и материалы, зеркало и приступать.

(Постепенно, по мере завершения детьми своих работ, педагог размещает их для дальнейшего рассматривания детьми. Завершивший работу, ребенок убирает свое рабочее место).

Выставка детских работ и их самопрезентация детьми. Выслушиваются дети, желающие сказать свои впечатления о работе товарища: каким он увидел товарища на портрете.

Воспитатель:

(Поощрения, похвала педагога.) Молодец, Андрей (Влада, как точно он (она) отобразила свое настроение. Об этом нам сказали ее глаза на автопортрете.

Умница, как удачно Милена выбрала изобразительные средства (гуашь ярких, сочных тонов, тем самым передала свое яркое настроение и т. п.

Воспитатель:

Все ребята постарались, молодцы! Скажите ребята, что мы с вами сегодня рисовали? – Автопортрет. Скажем еще раз все вместе: мы рисовали автопортрет.

Мне очень хотелось бы узнать, какие впечатления вам оставила наша сегодняшняя встреча?

Дети: высказывания детей, что им понравилось - кратко.

Воспитатель: (выстраивание перспективы)

Я рада, что вам понравилась наша сегодняшняя встреча и хочу вам предложить в следующий раз быть ведущими такой же подобной встречи с ребятами другой группы. И для этого предлагаю каждому из вас подготовить небольшую презентацию вместе с родителями о том, что нового вы сегодня узнали, что интересного запомнили, может быть, вас что-то серьезно заинтересовало. Все ваши презентации мы объединим в одну, и у нас получится интересная большая презентация «Загадки портретной живописи».

Публикации по теме:

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе Тема: «Безопасная дорога» Данная образовательная деятельность позволяет закрепить у детей старшей группы правила дорожного движения и практические навыки поведения.

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», в выпускной группе
Опубликовано: 23 октября 2012 в 18:04
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...