Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности «У Аксиньи в курене»

Оксана Елисеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «У Аксиньи в курене»

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, трудовая, игровая.

Цели НОД:

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, традициям казаков.

- Учить правильно и логично составлять предложения, отвечать на вопросы.

- Развивать у детей аккуратность в продуктивной работе.

Задачи образовательных областей :

Познание:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „У Аксиньи в курене“» размещена в разделах

1. Закрепить представления детей о предметах казачьего быта;

2. Расширять представления о женских и мужских обязанностях в казачьих семьях;

3. Развивать логическое мышление.

Безопасность:

1. Приобщать к способам безопасного поведения при использовании инструментов в продуктивной деятельности.

Социализация:

1. Побуждать детей к желанию делится своими знаниями о своих предках.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

3. Воспитывать справедливость при оценке работ товарищей.

Коммуникация:

1. Осваивать элементарные навыки речевого этикета.

2. Обогащать словарь детей пословицами и поговорками.

3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Труд:

1. Поощрять желание изготавливать поделки.

2. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно.

Словарь новых слов: чугунок, взвар, ушник.

Форма организации детей: групповая.

Планируемые результаты: ребенок имеет представление о старинных названия предметов казачьего быта, свободно оперирует ими, владеет знаниями о традициях и укладе жизни своих предков, самостоятельно и правильно изготавливает изделия из теста.

Материалы и оборудование: печь, предметы старинной утвари (чугунок, кувшин, самовар, рушник, ухват, деревянные ложки, корзина с овощами и фруктами, 2 чугунка, макет мельницы, «мешки с мукой» макет речки, игрушка курочка, доски и скалки по количеству детей, небольшие кусочки теста, миска с мукой, тарелки с творогом, чайные ложки, продукты для изготовления теста для вареников (мука, яйцо, вода).

Предварительная работа: рассматривание картин, рисунков с изображением предметов казачьего быта. Посещение музея «комната старины», знакомство с остановкой в казачьей хате. Лепка вареников с картошкой.

Содержание организованной деятельности детей :

Под тихую казачью музыку залетает ворона (Виола)

Кар-кар-кар! Идет к тебе казачка много гостей – Встречай их поскорей!

Хозяйка. Гостям я всегда рада! Входят дети по казачью музыку. – Здорово дневали казаки и казачки? Дети. Слава Богу! Хозяйка. Я очень рада вас видеть в моем курене. Проходите в хату и присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком. Назовитесь, чьи вы будите? Дети. Мы внуки и внучки казаков и казачек. Хозяйка. А знаете ли вы, что означает слово казак? Дети. Казак – это вольный человек, удалец.

Хозяйка. Вы знаете, что издавна казачьи семьи очень крепкие. А сильны они тем, что каждый имеет свои обязанности. Давайте вспомним, кто в казачьей семье является главой семьи? Дети. Казак. Хозяйка. Какие обязанности имеет в семье казак? Дети. - Он смелый и храбрый воин. - Строит дом для своей семьи. - Пашет и засевает поля. - Преданный своему отечеству. Хозяйка. Верно. А как называют жену казака? (казачка) Какие обязанности имеет в семье казачка? Дети. – Занимается домашними делами. - Топит печь. – Готовит еду для своей семьи. – Занимается рукоделием. – А так же занимается детьми. Хозяйка. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях? Дети. – Казачьему роду нет переводу. – Чти родителей своих. - По главному казаку и семья ценилась. – Жизнь сладка, где семья крепка. Хозяйка. А сейчас ребята я вас приглашаю в мою хат у, где самое большое место занимает печь (около печи стоит стол с казачьей утварью). Подходите поближе к печи и расскажите, что вы о ней знаете?

Дети. Печь растапливают сухой травой, а потом кладут дрова. Печь ласково называют печь – матушка, печь – кормилица, она не только обогревала хаты, но и кормила и лечила людей. Кто знает стихотворение про печь? Ребенок. У хозяев гордость печь! Поведу о ней я речь! Все готовится в печи: И хлеба и калачи, Каши и картошка, И баранья ножка! Хозяйка. А в какой посуде готовят казачки? Дети. (Готовили казачки в чугунках, посуда была из глины)

Хозяйка. Кто покажет чугунок? Дети. Чугунок тяжелый, чугунный, а каша в нем очень вкусная. Хозяйка. А молоко в чем хранили? Дети. В глиняном сосуде, который называется кувшин или горшок. Хозяйка. А что это за предмет утвари? (показывает на самовар) Дети. Самовар, из него поили гостей чаем. Хозяйка. А с помощью какого предмета и хлеба встречают гостей? Дети. Рушник – это длинное вышитое полотенце для встречи гостей. Хозяйка. Возле печки всегда стоял. Угадайте-ка? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит - отдает, А сам в угол идет. (ухват) Хозяйка. Казачки любят и умеют готовить для своей и семьи и для встречи гостей. Они очень хорошие хозяйки. На праздник казачки готовят особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков? Дети. Взвар, ушник, щи, холодец, вареники. Хозяйка. И я как раз сегодня затеялась приготовить щи и взвар. Мне нужна ваша помощь, надо разобрать продукты для щей и взвара. Для этого мы с вами разделимся: девочки будут готовить щи, а мальчики - взвар. (после игры дети садятся на лавки)

В хату под казачью музыку вбегает Жихарка. Жихарка. Фу! Наконец-то убежал от кота и петуха! Ой, а куда это я попал? Хозяйка. Здравствуй, Жихарка! Ребята, а куда попал Жихарка? (в гости к Аксиньи) И что тебе, непоседа дома не сидится? Жихарка. Да вот кот да петух попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и не охота мне.

Хозяйка. Ты, оказывается, лодырь! Про таких, как ты, знаешь как говорят? Ребята, давайте напомним, как народ называет лентяев и бездельников. Дети. У ленивого хозяина сапоги с ног стянули. Труд кормит, а лень портит. Жихарка. Ой-ой-ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить! Хозяйка. Да умеют! Они ведь казачата. И тебя научат. Правда, ребята? (Да) Жихарка. А что для этого надо? У меня ничего нет. Хозяйка. Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава и идем мыть руки. Жихарка. А зачем их мыть? (плюёт на них и вытирает об одежду.) Вот и чистые! Хозяйка. Ребята, подскажите Жихарке, зачем надо мыть руки. (Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не пачкать.) Мне хочется рассказать сказку про вареники. Встаньте полукругом. Жихарка слушай внимательно.

Появляется мельник с мельницей, речка- матушка, курочка-хохлатушка. (роль мельника и казачки выполняют дети)

Хозяйка. В одной станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет! Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:

Казачка. «Мельник, мельник дай мне муки – вареников налепить да казачат накормить».

Хозяйка. Мельник дал ей муки. Побежала она к речке:

Казачка: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить».

Хозяйка. Дала река водицы. Набрала казачка водицы в кувшин и поблагодарила речку. И пошла затем казачка к курочке:

Казачка. «Курочка-хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю у меня дома детки голодные».

Хозяйка: Дала курочка ей яичко. И так хозяюшка собрала все продукты для изготовления вареников. Подскажите, что было дальше. Дети. Руки сполоснула, яичко помыла. Взяла сито и просеяла муку. Хозяйка. Яичко разбила, посолила. Дети. Водички налила и помешала. Хозяйка. Насыпала муки и стала месить. Что у неё получилось? (тесто) Давайте с вами вместе научим нашего Жихарку лепить вареники. (Дети вместе с хозяйкой начинают лепить вареники) Заранее заготовленное тесто раскатывают скалкой, начинку кладут в середину и краешки крепко соединяют между собой пальчиками, чтобы начинка не «убежала», спрятали её там. А любим мы вареники с разными начинками. С какими? Дети. С творогом, с картошкой, с фруктами и ягодами.

Хозяйка. Ну, вот мы и налепили вареников, теперь их сложим на блюдо с мукой. Зачем мы посыпаем блюдо мукой? Дети. Чтобы вареники не склеились. Хозяйка. А что теперь надо сделать с варениками? Дети. Отнести на кухню, чтобы их сварили. Хозяйка. Жихарка, отнеси, пожалуйста, вареники на кухню, а мы пока помоем руки.

Хозяйка. Приглашаю вас на выставку казачьих блюд, которые приготовили вы с вашими родителями. Кто что приготовил для выставки, расскажите, пожалуйста? (ответы детей) Хозяйка. Ребята наши вареники уже сварились, приглашаю за столы. Жихарка и ты к нам присоединяйся. Жихарка. Я и так у вас задержался. Кот с петушком волнуются! И пока не знают, что теперь я сам смогу налепить вареников. Дети. Вот тебе миска с варениками. Беги домой и угости кота с петушком. И от нас привет им передай. Жихарка. Спасибо вам большое! Вы меня многому научили. Мне стыдно за то, что я был ленивым и убежал от друзей своих. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята! Хозяйка. Вы сегодня молодцы! Славно потрудились. Многое вспомнили о казачьих семьях. - Почему казачьи семьи считаются самыми крепкими? (каждый выполняет свои обязанности) - Назовите предметы казачьей утвари. (чугунок, кувшин, самовар, рушник, ухват) – Какие продукты нужны для теста? (мука, вода, яйцо, соль)

Хозяйка. А теперь пора попробовать наши вареники и угостить гостей со всех волостей.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «У Аксиньи в курене»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 16:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД