Конспект непосредственно образовательной деятельности «Улицы родного города»

Вера Бурцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Улицы родного города»

Цель: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

• расширить знания детей об истории улиц;

• познакомить с историей памятника самолёта Ил – 2.

Развивающие задачи:

• развивать познавательную активность детей;

• вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи;

• расширение запаса общих сведений о родном городе.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Интеграция областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, фотографии В. Фадеева, Н. Гастелло, Г. Губанова, двусторонняя зелёная бумага, красная бумага, трафареты звезды, карточки - схемы для оригами «самолёт».

Логика проведения

-Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, как называется наша страна? (Ответы детей.)

Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется? (Наш город называется Самара.)

Скоро вся наша страна будет праздновать день Победы. В следующем 2015 году исполнится 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне.

Ребята, что означает слово великий? («Великий» означает очень большой, громадный, огромный.) Действительно, война захватила огромную территорию нашей страны, в ней участвовали миллионы людей, она длилась долгих четыре года. Ужас и потери войны объединили людей, поэтому огромная радость победы охватила весь мир.

В Самаре много улиц, проездов, переулков. Многие жители нашего города не задумываются, память о каких людях и событиях хранят те или иные улицы. Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по улицам нашего города, названным в честь героев Великой Отечественной войны.

Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (Наш детский сад расположен на улице Ново-Садовая.)

Правильно, недалеко от нас находится улица Вадима Фадеева. Кто знает, в честь кого она названа? (Ответы детей.)

Вадим Фадеев – лётчик, наш земляк. Что означает это слово «земляк»?

В июле 1941 года по собственной просьбе он был отправлен на фронт.

Однажды Вадим Фадеев с группой истребителей атаковал колонну кавалеристов. Кто такие кавалеристы?

Расстреляв все патроны, он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолета.

Первый орден Красного Знамени Фадеев получил в 1941 году. Вот как это было. 2-й день наши бойцы сражались за небольшой курган «Пять братьев» и не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг очень низко, совсем бесшумно, с остановившимся винтом летит над немецкими окопами наш истребитель. Фашисты открыли огонь, но ни одна пуля не задела героя. Сел он недалеко от передовой, спокойно, как на ровном месте. Ребята, что такое «передовая»?

Из небольшого самолётика выскочил лётчик огромного роста. Вокруг свистят пули, разрываются мины. Лётчик прибежал к командиру, показал, как расположена бронетехника противника, и повёл пехоту в атаку. Курган был взят. Как вы, наверное, догадались, великаном был летчик-истребитель Вадим Иванович Фадеев.

Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 мая 1943 года. В последнем боевом вылете он встретил группу из 12 истребителей. В этом бою Фадеев сбил 2 самолета, но был тяжело ранен и погиб, возвращаясь на свой аэродром.

Физминутка «Самолет»

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг.

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал — и закончен полет.

Теперь отправимся на другую улицу, название которой вам тоже хорошо знакомо. Это улица Николая Гастелло. Кто знает, в честь кого она названа? Николай Гастелло тоже лётчик. Он прожил короткую жизнь, погиб в 32 года. Последний день его жизни - 26 июня 1941. В тот день по шоссе двигались танки противника. Гастелло вместе с другими лётчиками начал атаковать колонну. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на колонну врага. Так геройски погиб Николай Гастелло.

Ребята, радом с улицей Гастелло расположена улица Потапова. И это не случайно. Пётр Потапов повторил подвиг Николая Гастелло.

Вот один из боевых эпизодов: при атаке противника самолет Потапова загорелся, осколком снаряда ему ранило в руку. Превозмогая боль, он с трудом сумел провести горящий самолет через линию фронта и совершить благополучную посадку.

За успешное выполнение 92 боевых вылетов было присвоено звание Героя Советского Союза. Но случилось так, что Петру Матвеевичу не довелось лично получить Золотую Звезду Героя.

Вот как это было. Петру Матвеевичу было поручено ввести в бой группу молодых летчиков. Противник встретил нашу группу самолетов зенитным огнем. Бомбы сброшены точно в цель. Выполняется второй заход. При выходе из пикирования на втором заходе отстал от группы молодой летчик. Враг сосредоточил огонь на нём. Видя эту ситуацию, Петр Матвеевич развернул самолёт и направил на зенитную батарею противника, приняв весь огонь на себя. Секунды длился поединок, последними словами Петра Матвеевича были: «Ранен. Кровь за кровь, смерть за смерть! Да здравствует любимая Родина!» Самолет “Ил-2, управляемый Петром Матвеевичем, врезался в расположение зенитной батареи противника, похоронив под обломками десятки фашистских солдат. Так 6 января 1945 года погиб П. М. Потапов.

Ещё одна улица носит имя лётчика. Это улица Георгия Губанова. Однажды Губанов в сильном тумане, каким-то шестым чувством, определил местонахождение вражеского линкора (необходимых приборов в то время на наших самолетах не было) и удачным сбросом бомб подбил его. Осколок снаряда задел Золотую Звезду Георгия Петровича, срикошетил, оставив на медали глубокую борозду, но повредил нерв, впившись в руку. Не желая расставаться с любимым делом, Георгий Петрович Губанов летал с самодельным протезом на левом запястье.

Физминутка "Летчики"

Ну-ка, летчики - пилоты,

(Дети стоят прямо, руки по швам.)

Приготовились к полету.

К самолету подошли

(маршируют)

И по трапу мы взошли.

Начинается полет.

(Приседают на одно колено, расставив руки в стороны)

Загудел наш самолет

(Гудят: «у-у».)

Вверх поднялся, полетел.

(Встают на ноги.)

Летчик вправо посмотрел

Летчик влево посмотрел

(Повороты головы вправо, влево.)

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

(Бегут по кругу на носках.)

-Молодцы, садитесь. Ребята, в нашем городе стоит памятник известному штурмовику времён Великой отечественной войны. Я думаю, вы все знаете, о каком памятнике я говорю. Что это за памятник? (Это памятник самолёту Ил-2.)

Правильно. Такие штурмовики производили на нашем авиационном заводе. Интересна история создания этого памятника. Ветераны завода давно хотели установить памятник известному военному самолету, как символ завода, на котором они изготавливались во время войны. Во время войны штурмовая авиация имела решающее значение, и из всех боевых вылетов одна треть принадлежала именно самолетам Ил. Штурмовики Ил-2 не зря заслужили свое прозвище «летающий танк», «мясорубка» и «чёрная смерть». Однако задача создать памятник Ил-2 оказалась не из легких. Ведь после окончания войны и перевооружения армии все самолеты были списаны и сданы в металлолом. Найти настоящий Ил-2, казалось, невозможно. Помог случай.

В Карелии около озера Ориярви был обнаружен самолет. В задней кабине нашли останки человека. Удалось выяснить, что найденный самолет был изготовлен на нашем авиационном заводе, что машиной управлял летчик К. М. Котляревский, а в задней кабине находился стрелок Евгений Мухин. Выяснились подробности боя, в котором самолет был сбит. Оказалось, что в марте 1943 года восемь штурмовиков были направлены на штурм вражеской авиабазы. Этот штурм был самой опасной операцией за время войны. Во время бомбежки было уничтожено более 40 самолетов противника, склад с горючим, сожжены аэродромные постройки, в бою погибли четыре летчика полка, а четыре оставшихся самолета с трудом пробивались к линии фронта. В бою был подбит и самолет летчика К. М. Котляревского, и он вынужден был посадить его на заснеженное болото. Стрелок в бою был убит, а раненый летчик пробирался по глубокому снегу к линии фронта. Только на восьмой день его подобрали разведчики.

Конечно, возможность получить настоящий штурмовик, построенный на своём заводе, обрадовала заводчан. Самолет пострадал от долгого лежания в лесу, в болоте, но это был боевой Ил-2. Самолет был доставлен на наш авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолет установили на постамент около входа на завод. Однако вскоре было принято решение поставить самолет-памятник на одном из самых видных мест города, так как он символизировал трудовой вклад рабочих всего Куйбышева в дело победы, ведь очень многие предприятия принимали участие в строительстве грозных Ил-2.

В год празднования 30-летия Победы, в 1975 году 9 мая в Самаре открыли памятник самолету-штурмовику Ил-2.

Ребята, а сейчас предлагаю вам самим сделать самолёт. Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мотор самолета».

Вот мотор у самолета набирает обороты. Быстро лопасти крути, самолет вперед лети. (Вращать большими пальцами, соединив остальные пальчики рук.)

Самолёт мы будем делать из зелёной бумаги.

1. Согните квадратный лист бумаги по диагонали 2 раза, чтобы обозначились линии сгибов, потом разогните лист.

2. Сделайте надрез.

3. Отогните стороны к диагональной линии.

4. Согните по диагональной линии, отогните угол вверх.

5. Сложите пополам.

6. Сложите вместе углы.

7. Отогните крылья.

Нам осталось только приклеить красные звёзды на крылья самолёта.

Молодцы, ребята. Что вам больше всего понравилось?

Что было самым сложным?

Использованные источники

1. Дорогов Ю. И. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль: академия ра развития: Академия Холдинг, 2004.

2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008.

4. ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Улицы родного города»
Опубликовано: 29 декабря 2013 в 16:57
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...