Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе

ЛЮБОВЬ АГАФОНОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе

Программное содержание.

1. Познавательные задачи.

а)Дать детям первоначальное понятие об инопланетянах, как о

возможных разумных живых существах, населяющих другие планеты.

б)Развивать способности детей к анализу, сравнению, обобщению

по двум свойствам через развивающие игры с логическими блоками.

в)Формировать понятие итогового числа путем упражнений на "изме-рение" числа с помощью условной меры (палочки Кюизенера).

г)Развивать логическое мышление через сенсорное восприятие

(кубики СУ).

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в области „Познания“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах

2. Речевые задачи.

а)Учить понимать скрытый смысл загадки, соотносить признак,

указанный в загадке к определенному предмету, объяснять, как

догадались, что отгадка относится к этому предмету.

б)Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов обозна-

чающих эмоциональное состояние людей, обозначающих характерные

действия животных, разных вариантов приветствия, за счет слов

приключенческой тематики: звезда, комета, планета, инопланетяне,

астронавты, летающая тарелка и т. д.

в)Упражнять детей в монологической речи через построение фраз

из 4-6 слов и составления творческих рассказов по серии картинок.

г)Упражнять детей в звуковом анализе слов. Развивать фонемати-

ческий слух через упражнения в дифференциации звуков с-з.

3. Воспитательные задачи.

а)Воспитывать культуру речевого общения, культуру поведения,

отзывчивость.

б)Создать радостно-эмоциональное настроение.

Материал к занятию

1. Плоскостные логические блоки Дьенеша на липучках на каждого ребенка.

2. Фланелеграф.

3. Палочки Кюизенера и карточки (6x2) см, разделенные на

два поля на каждого ребенка.

4. Пособие на развитие речевого дыхания в виде свечи -

на каждого ребенка.

5."Звуковые фонарики" на дифференциацию звуков по 2 на

каждого ребенка.

6. Кубики СУ на каждого ребенка и карточки-знаки.

7. Игрушка "Летающая тарелка с инопланетянами".

8. Карточки с изображением животных на каждого ребенка,

фишки красного цвета по 6 штук.

9. Объемные геометрические тела (четырехгранная призма,

трехгранная призма, куб, шар).

Предварительная работа

1. Чтение книги Носова "Незнайка на луне".

2. Слушание пластинки с записью музыкальной сказки М. Пляц -

ковского "Кузнечик Кузя на планете Тунами".

3. Дидактические игры:

-"У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок" (Блоки Дьенеша).

-Игра с цветными палочками с использованием игрального кубика.

-Дидактическая игра "Зажги фонарик"

-Знакомство с пиктограммами настроения.

-"Что хорошо - что плохо?" (ТРИЗ).

-"Чтобы это значило?" (ТРИЗ).

-Игры семьи Никитина СУ и Уникуб.

-Упражнения с Монтессори-материалом "Что называют проекцией".

4. Конструирование из строительного материала на тему: "Дома для гостей с другой планеты".

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, что-то у нашего Речевичка случилось, он такой расстроенный. Вы не хотите узнать, что с ним?

Дети:

(Дети поворачиваются к воспитателю, стоят полукругом). Да, хотим. Речевичок, что с тобой случилось? Чем ты встревожен?

Речевичок:

Спасибо, дети. Меня беспокоит моя находка. Подскажите, чтобы это могло быть?

Дети:

Я думаю, это обломок машины. Мне кажется, это части самолета. Нет, это игрушка. А я считаю, что это обломок летающей тарелки.

Речевичок:

Да, ребята, я догадался, над нашим детским садом потерпел крушение летающий аппарат с другой планеты. Возможно, инопланетянам нужна наша помощь? Что же нам делать?

Дети:

Спасать, инопланетян. Я думаю их нужно поскорее отыскать.

Речевичок:

Хорошо. Но с чего начнем?

Дети:

Нужно им подать сигнал, например, покричать: "Ау - у - у. Ау - у". А я думаю, нужно посветить фонариком. А если разжечь костер?

Речевичок:

А "костер" уже горит. Не хотите подойти к нему поближе? Вот только пламя слабое, неяркое.

Дети:

(Дети подходят к вазе с султанчиками. Берут их в руки.)

Речевичок:

А как бы нам помочь ему разгореться? Может быть, подуть на эти маленькие огонечки?

Дети:

(Делают упражнение на речевое дыхание.)

Речевичок:

Вот и костер ярко горит, потрескивает. Но нас опять не заметили. Может быть, фонарики нам помогут. Давайте «зажжем фонарики».

Дети:

(Дети садятся вокруг костра. Дидактическая игра "Зажги фонарики" на дифференциацию звуков с-з.)

Речевичок:

Гроза, коса, зонт, сова, глаза, класс, лизать, лиса, стрекоза, вязанка, санки, созвездие.

Дети:

(Поднимают сигнальную карточку «Собака» - если слышат звук «С», поднимают сигнальную карточку «Заяц» – если слышат звук «З»)

Речевичок:

Умнички, ребятки так старательно сигналили фонариками. Но, увы, пришельцы не подали ответный сигнал. Наверное, их корабль приземлился за холмами. Хотите узнать, что это за холмы?

Дети:

(Дети встают, отходят от костра).

Да, хотим узнать. Какие это холмы?

Речевичок:

Тогда отгадайте загадки.

Первая загадка

«Три вершины у меня, три угла, три сторонки - вот и я»

Вторая загадка

«Что похоже на открытку? на конверт и на альбом? Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром? Вы подумайте, скажите, только помнить вы должны стороны фигуры этой противоположные равны»

Третья загадка

"Четыре мне угла даны и все стороны равны, прямоугольнику я брат, а зовут меня. ".

Дети:

(Дети отгадывают, объясняя свой ответ: "Это треугольник, потому что. ")

Речевичок:

Молодцы! Вы самые лучшие отгадчики загадок.

Но холмов-то много вы назвали, а нам нужно спешить. Хотите поскорее узнать, за каким холмом приземлились инопланетяне?

Дети:

А как это узнать? За каким холмом они сели?

Речевичок:

Ребята, а что помогает путешественникам, спасателям не сбиться с пути, найти нужный объект?

Дети:

Компас может помочь. А я думаю, нужна карта. А мы с папой план рисовали.

Речевичок:

Я думаю, что нам тоже поможет план. Согласны?

Дети:

(Дети подходят к фланелеграфу, на котором представлена игра с логическими блоками Дьенеша на нахождение недостающей геометрической фигуры по двум признакам. Плоскостные логические фигуры на каждого ребенка.)

Речевичок:

Подумали? Покажите мне, пожалуйста, кто какую фигуру взял? А кто думает по-другому. Сашенька, прикрепи недостающую фигуру к фланелеграфу.

Дети:

(Дети прикрепляют изображение красного прямоугольника.)

Речевичок:

Так какой холм нам нужен?

Дети:

Нам нужен холм, похожий на красный прямоугольник – прямоугольная призма.

Речевичок:

Замечательно. Поспешим же к нему.

Дети:

(За прямоугольной призмой дети находят "летающую" тарелку).

Речевичок:

Вот и инопланетяне.

Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей. А как еще можно здороваться?

Дети:

Здравствуйте, доброе утро. Пожать руку, поклониться и улыбнуться, снять шляпу, кивнуть головой.

Речевичок:

А что же это они нам не отвечают? Может у них настроение плохое? А какое настроение было бы у вас ребята, окажись вы на другой планете или, например, в незнакомом месте.

Дети:

(Дети берут пиктограммы: радость, испуг).

Речевичок:

Что в этом хорошего?

Дети:

Интересно посмотреть на другие миры; познакомиться с инопланетянами; узнать, кто наши соседи по космосу.

Речевичок:

А что в этом плохого?

Дети:

Опасно: неизвестно, кто живет на другой планете, как они нас встретят.

Речевичок:

Спасибо, друзья, как интересно вы рассказывали. А может быть, попробуем поднять настроение пришельцам, познакомив их с нашей любимой игрой?

Дети:

Да, конечно, давайте поиграем. Я думаю это хорошее предложение. Я очень люблю играть в придумывание слов.

(Дети садятся полукругом на коврик)

Речевичок:

Догадайтесь, кто будут героями нашей игры?

(Тот из детей, кто первым назовет животное, получает карточку с его изображением)

Рыжая, пушистая, с ветки на ветку перепрыгивающая.

Дети:

Белочка.

Речевичок:

Длинноухий, короткохвостый, трусливый.

Дети:

Заяц.

Речевичок:

Круглый, колючий, коротконогий.

Дети:

Еж.

Речевичок:

Серый, злой, зубастый.

Дети:

Волк.

Речевичок:

Неуклюжий, толстый, косолапый…

Дети:

Медведь.

Речевичок:

Рыжая, пушистая, хитрая.

Дети:

Лиса

Речевичок:

А о чем вы будите рассказывать?

(Речевичок показывает символ обозначающий действие предмета - треугольник с ножками)

Дети:

Мы будем называть слова, которые отвечают на вопрос что делать? Мы будем говорить о том, что звери умеют делать.

(Дети по очереди называют действие, а Речевичок дает им цветные кружочки).

Дети:

Лиса: хитрит, лает, заметает, роет.

Волк: воет, рыщет, злится, голодает, охотится.

Белка: грызет, перепрыгивает, запасает, сушит.

Заяц: прыгает, прячется, дрожит, петляет, хрустит морковкой.

Медведь: косолапит, рычит, купается, спит всю зиму, лапу сосет.

Еж: шуршит, фырчит, колется, сворачивается, днем спит, а ночью охотится.

Речевичок:

Спасибо, дети, как вы меня порадовали!

А гости наши продолжают молчать. Почему, как вы думаете?

Дети:

Да они нашего языка не знают.

Я думаю, нам нужно выучить их язык

Они нас не понимают.

Речевичок:

А я знаю секрет, как научиться понимать речь инопланетян.

Дети:

Какой секрет, Речевичок? Скажи его нам, пожалуйста.

Речевичок:

Понять речь инопланетян можно с помощью волшебных символов и кубиков. Приглашаю вас на поляну "Фантазий".

Дети:

(Дети переходят к месту, где разложены наборы кубиков из серии СУ для каждого ребенка. Наборы пронумерованы. Садятся, складывают узоры. Называют, что у них получилось: дом, звезда, корона, ракета, комета, красный крест).

Речевичок:

Молодцы! Быстро освоили язык инопланетян. Но, наверное, инопланетяне не просто так сказали нам эти слова? Что можно сделать со словами, для того, чтобы узнать, что же случилось с инопланетянами?

Дети:

Я думаю, составить из слов предложения. А из предложений сложить рассказ.

Речевичок:

Попробуем?

Дети:

(Ребенок, у которого набор кубиков под №1 берет Речевичка и говорит придуманное им предложение, а потом передает Речевичка следующему ребенку).

1. Дом инопланетян находится на другой планете.

2. Эта планета называется "Желтая звезда".

3. Император планеты отправил своих подданных в космическое путешествие

4. Астронавты на ракете полетели на другие планеты.

5. По дороге ракета столкнулась с кометой и сбилась с курса.

6. Инопланетяне просят нас о помощи.

Речевичок:

Я очень рад, что вы такие отзывчивые. Я думаю, нужно начать с установления кода компьютера ракеты инопланетян. Согласны? Тогда приглашаю вас к нашему компьютеру. Приступайте к работе.

Дети:

Да, согласны.

(Дети садятся за столы. Д. И. игра с палочками Кюизенера на определение состава числа 6).

Речевичок:

Код найден. Как убедиться в его правильности?

Дети:

Испытать на компьютере "летающей тарелки".

(Дети подходят к "летающей тарелке", кладут карточки на пульт управления, называют код).

Речевичок:

Инопланетяне благодарят вас за помощь. Теперь они могут продолжить путешествие. На память они дарят вам вот эти шапочки с антеннами. А вы хотите, чтобы они так быстро улетели?

Дети:

(Дети надевают шапочки)

Спасибо.

Нет, нам хочется еще с ними поиграть, Пусть они поживут у нас. Останьтесь с нами, дорогие инопланетяне.

Речевичок:

Наши новые друзья с удовольствием согласились погостить у нас.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? А что особенно понравилось?

А как вы считаете, Речевичок справился с ролью руководителя поиска инопланетян?

Вы не хотите его поблагодарить?

Дети:

Речевичок, спасибо тебе за приключения, интересные игры. Мы узнали много нового.

Речевичок:

"Спасибо, дорогие друзья. Я подумаю над темами новых приключений и путешествий в чудесную страну познания, фантазии, игры. А пока, до свидания».

Дети:

(Дети берут "корабль с инопланетянами" и продолжают играть самостоятельно, развивая сюжет занятия).

Публикации по теме:

Игротека с детьми 3–4 лет: «Математические игры с зайчатами» Игротека с детьми 3-4 лет «Математические игры с зайчатами» Цель: Развитие сенсорного опыта детей через интеграцию образовательных областей:.

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 24 августа 2012 в 00:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД