Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе

ЛЮБОВЬ АГАФОНОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе

Программное содержание.

1. Познавательные задачи.

а)Дать детям первоначальное понятие об инопланетянах, как о

возможных разумных живых существах, населяющих другие планеты.

б)Развивать способности детей к анализу, сравнению, обобщению

по двум свойствам через развивающие игры с логическими блоками.

в)Формировать понятие итогового числа путем упражнений на "изме-рение" числа с помощью условной меры (палочки Кюизенера).

г)Развивать логическое мышление через сенсорное восприятие

(кубики СУ).

2. Речевые задачи.

а)Учить понимать скрытый смысл загадки, соотносить признак,

указанный в загадке к определенному предмету, объяснять, как

догадались, что отгадка относится к этому предмету.

б)Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов обозна-

чающих эмоциональное состояние людей, обозначающих характерные

действия животных, разных вариантов приветствия, за счет слов

приключенческой тематики: звезда, комета, планета, инопланетяне,

астронавты, летающая тарелка и т. д.

в)Упражнять детей в монологической речи через построение фраз

из 4-6 слов и составления творческих рассказов по серии картинок.

г)Упражнять детей в звуковом анализе слов. Развивать фонемати-

ческий слух через упражнения в дифференциации звуков с-з.

3. Воспитательные задачи.

а)Воспитывать культуру речевого общения, культуру поведения,

отзывчивость.

б)Создать радостно-эмоциональное настроение.

Материал к занятию

1. Плоскостные логические блоки Дьенеша на липучках на каждого ребенка.

2. Фланелеграф.

3. Палочки Кюизенера и карточки (6x2) см, разделенные на

два поля на каждого ребенка.

4. Пособие на развитие речевого дыхания в виде свечи -

на каждого ребенка.

5."Звуковые фонарики" на дифференциацию звуков по 2 на

каждого ребенка.

6. Кубики СУ на каждого ребенка и карточки-знаки.

7. Игрушка "Летающая тарелка с инопланетянами".

8. Карточки с изображением животных на каждого ребенка,

фишки красного цвета по 6 штук.

9. Объемные геометрические тела (четырехгранная призма,

трехгранная призма, куб, шар).

Предварительная работа

1. Чтение книги Носова "Незнайка на луне".

2. Слушание пластинки с записью музыкальной сказки М. Пляц -

ковского "Кузнечик Кузя на планете Тунами".

3. Дидактические игры:

-"У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок" (Блоки Дьенеша).

-Игра с цветными палочками с использованием игрального кубика.

-Дидактическая игра "Зажги фонарик"

-Знакомство с пиктограммами настроения.

-"Что хорошо - что плохо?" (ТРИЗ).

-"Чтобы это значило?" (ТРИЗ).

-Игры семьи Никитина СУ и Уникуб.

-Упражнения с Монтессори-материалом "Что называют проекцией".

4. Конструирование из строительного материала на тему: "Дома для гостей с другой планеты".

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, что-то у нашего Речевичка случилось, он такой расстроенный. Вы не хотите узнать, что с ним?

Дети:

(Дети поворачиваются к воспитателю, стоят полукругом). Да, хотим. Речевичок, что с тобой случилось? Чем ты встревожен?

Речевичок:

Спасибо, дети. Меня беспокоит моя находка. Подскажите, чтобы это могло быть?

Дети:

Я думаю, это обломок машины. Мне кажется, это части самолета. Нет, это игрушка. А я считаю, что это обломок летающей тарелки.

Речевичок:

Да, ребята, я догадался, над нашим детским садом потерпел крушение летающий аппарат с другой планеты. Возможно, инопланетянам нужна наша помощь? Что же нам делать?

Дети:

Спасать, инопланетян. Я думаю их нужно поскорее отыскать.

Речевичок:

Хорошо. Но с чего начнем?

Дети:

Нужно им подать сигнал, например, покричать: "Ау - у - у. Ау - у". А я думаю, нужно посветить фонариком. А если разжечь костер?

Речевичок:

А "костер" уже горит. Не хотите подойти к нему поближе? Вот только пламя слабое, неяркое.

Дети:

(Дети подходят к вазе с султанчиками. Берут их в руки.)

Речевичок:

А как бы нам помочь ему разгореться? Может быть, подуть на эти маленькие огонечки?

Дети:

(Делают упражнение на речевое дыхание.)

Речевичок:

Вот и костер ярко горит, потрескивает. Но нас опять не заметили. Может быть, фонарики нам помогут. Давайте «зажжем фонарики».

Дети:

(Дети садятся вокруг костра. Дидактическая игра "Зажги фонарики" на дифференциацию звуков с-з.)

Речевичок:

Гроза, коса, зонт, сова, глаза, класс, лизать, лиса, стрекоза, вязанка, санки, созвездие.

Дети:

(Поднимают сигнальную карточку «Собака» - если слышат звук «С», поднимают сигнальную карточку «Заяц» – если слышат звук «З»)

Речевичок:

Умнички, ребятки так старательно сигналили фонариками. Но, увы, пришельцы не подали ответный сигнал. Наверное, их корабль приземлился за холмами. Хотите узнать, что это за холмы?

Дети:

(Дети встают, отходят от костра).

Да, хотим узнать. Какие это холмы?

Речевичок:

Тогда отгадайте загадки.

Первая загадка

«Три вершины у меня, три угла, три сторонки - вот и я»

Вторая загадка

«Что похоже на открытку? на конверт и на альбом? Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром? Вы подумайте, скажите, только помнить вы должны стороны фигуры этой противоположные равны»

Третья загадка

"Четыре мне угла даны и все стороны равны, прямоугольнику я брат, а зовут меня. ".

Дети:

(Дети отгадывают, объясняя свой ответ: "Это треугольник, потому что. ")

Речевичок:

Молодцы! Вы самые лучшие отгадчики загадок.

Но холмов-то много вы назвали, а нам нужно спешить. Хотите поскорее узнать, за каким холмом приземлились инопланетяне?

Дети:

А как это узнать? За каким холмом они сели?

Речевичок:

Ребята, а что помогает путешественникам, спасателям не сбиться с пути, найти нужный объект?

Дети:

Компас может помочь. А я думаю, нужна карта. А мы с папой план рисовали.

Речевичок:

Я думаю, что нам тоже поможет план. Согласны?

Дети:

(Дети подходят к фланелеграфу, на котором представлена игра с логическими блоками Дьенеша на нахождение недостающей геометрической фигуры по двум признакам. Плоскостные логические фигуры на каждого ребенка.)

Речевичок:

Подумали? Покажите мне, пожалуйста, кто какую фигуру взял? А кто думает по-другому. Сашенька, прикрепи недостающую фигуру к фланелеграфу.

Дети:

(Дети прикрепляют изображение красного прямоугольника.)

Речевичок:

Так какой холм нам нужен?

Дети:

Нам нужен холм, похожий на красный прямоугольник – прямоугольная призма.

Речевичок:

Замечательно. Поспешим же к нему.

Дети:

(За прямоугольной призмой дети находят "летающую" тарелку).

Речевичок:

Вот и инопланетяне.

Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей. А как еще можно здороваться?

Дети:

Здравствуйте, доброе утро. Пожать руку, поклониться и улыбнуться, снять шляпу, кивнуть головой.

Речевичок:

А что же это они нам не отвечают? Может у них настроение плохое? А какое настроение было бы у вас ребята, окажись вы на другой планете или, например, в незнакомом месте.

Дети:

(Дети берут пиктограммы: радость, испуг).

Речевичок:

Что в этом хорошего?

Дети:

Интересно посмотреть на другие миры; познакомиться с инопланетянами; узнать, кто наши соседи по космосу.

Речевичок:

А что в этом плохого?

Дети:

Опасно: неизвестно, кто живет на другой планете, как они нас встретят.

Речевичок:

Спасибо, друзья, как интересно вы рассказывали. А может быть, попробуем поднять настроение пришельцам, познакомив их с нашей любимой игрой?

Дети:

Да, конечно, давайте поиграем. Я думаю это хорошее предложение. Я очень люблю играть в придумывание слов.

(Дети садятся полукругом на коврик)

Речевичок:

Догадайтесь, кто будут героями нашей игры?

(Тот из детей, кто первым назовет животное, получает карточку с его изображением)

Рыжая, пушистая, с ветки на ветку перепрыгивающая.

Дети:

Белочка.

Речевичок:

Длинноухий, короткохвостый, трусливый.

Дети:

Заяц.

Речевичок:

Круглый, колючий, коротконогий.

Дети:

Еж.

Речевичок:

Серый, злой, зубастый.

Дети:

Волк.

Речевичок:

Неуклюжий, толстый, косолапый…

Дети:

Медведь.

Речевичок:

Рыжая, пушистая, хитрая.

Дети:

Лиса

Речевичок:

А о чем вы будите рассказывать?

(Речевичок показывает символ обозначающий действие предмета - треугольник с ножками)

Дети:

Мы будем называть слова, которые отвечают на вопрос что делать? Мы будем говорить о том, что звери умеют делать.

(Дети по очереди называют действие, а Речевичок дает им цветные кружочки).

Дети:

Лиса: хитрит, лает, заметает, роет.

Волк: воет, рыщет, злится, голодает, охотится.

Белка: грызет, перепрыгивает, запасает, сушит.

Заяц: прыгает, прячется, дрожит, петляет, хрустит морковкой.

Медведь: косолапит, рычит, купается, спит всю зиму, лапу сосет.

Еж: шуршит, фырчит, колется, сворачивается, днем спит, а ночью охотится.

Речевичок:

Спасибо, дети, как вы меня порадовали!

А гости наши продолжают молчать. Почему, как вы думаете?

Дети:

Да они нашего языка не знают.

Я думаю, нам нужно выучить их язык

Они нас не понимают.

Речевичок:

А я знаю секрет, как научиться понимать речь инопланетян.

Дети:

Какой секрет, Речевичок? Скажи его нам, пожалуйста.

Речевичок:

Понять речь инопланетян можно с помощью волшебных символов и кубиков. Приглашаю вас на поляну "Фантазий".

Дети:

(Дети переходят к месту, где разложены наборы кубиков из серии СУ для каждого ребенка. Наборы пронумерованы. Садятся, складывают узоры. Называют, что у них получилось: дом, звезда, корона, ракета, комета, красный крест).

Речевичок:

Молодцы! Быстро освоили язык инопланетян. Но, наверное, инопланетяне не просто так сказали нам эти слова? Что можно сделать со словами, для того, чтобы узнать, что же случилось с инопланетянами?

Дети:

Я думаю, составить из слов предложения. А из предложений сложить рассказ.

Речевичок:

Попробуем?

Дети:

(Ребенок, у которого набор кубиков под №1 берет Речевичка и говорит придуманное им предложение, а потом передает Речевичка следующему ребенку).

1. Дом инопланетян находится на другой планете.

2. Эта планета называется "Желтая звезда".

3. Император планеты отправил своих подданных в космическое путешествие

4. Астронавты на ракете полетели на другие планеты.

5. По дороге ракета столкнулась с кометой и сбилась с курса.

6. Инопланетяне просят нас о помощи.

Речевичок:

Я очень рад, что вы такие отзывчивые. Я думаю, нужно начать с установления кода компьютера ракеты инопланетян. Согласны? Тогда приглашаю вас к нашему компьютеру. Приступайте к работе.

Дети:

Да, согласны.

(Дети садятся за столы. Д. И. игра с палочками Кюизенера на определение состава числа 6).

Речевичок:

Код найден. Как убедиться в его правильности?

Дети:

Испытать на компьютере "летающей тарелки".

(Дети подходят к "летающей тарелке", кладут карточки на пульт управления, называют код).

Речевичок:

Инопланетяне благодарят вас за помощь. Теперь они могут продолжить путешествие. На память они дарят вам вот эти шапочки с антеннами. А вы хотите, чтобы они так быстро улетели?

Дети:

(Дети надевают шапочки)

Спасибо.

Нет, нам хочется еще с ними поиграть, Пусть они поживут у нас. Останьтесь с нами, дорогие инопланетяне.

Речевичок:

Наши новые друзья с удовольствием согласились погостить у нас.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? А что особенно понравилось?

А как вы считаете, Речевичок справился с ролью руководителя поиска инопланетян?

Вы не хотите его поблагодарить?

Дети:

Речевичок, спасибо тебе за приключения, интересные игры. Мы узнали много нового.

Речевичок:

"Спасибо, дорогие друзья. Я подумаю над темами новых приключений и путешествий в чудесную страну познания, фантазии, игры. А пока, до свидания».

Дети:

(Дети берут "корабль с инопланетянами" и продолжают играть самостоятельно, развивая сюжет занятия).

Публикации по теме:

Игротека с детьми 3–4 лет: «Математические игры с зайчатами» Игротека с детьми 3-4 лет «Математические игры с зайчатами» Цель: Развитие сенсорного опыта детей через интеграцию образовательных областей:.

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания» в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 24 августа 2012 в 00:51
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс. Картина в нетрадиционной технике «Страницы»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю еще один мастер класс по произведениям Рэя Брэдбери, сегодня меня вдохновила повесть 451 градус по фаренгейту,...
День защитника Отечества
Какой мальчишка не мечтает стать военным? Наши мальчишки тоже мечтают ими быть. В течении двух недель мы говорили с ребятами вели подготовку к этому...
Фотоотчет подготовки к 23 февраля.
Во все времена была и есть такая мужская профессия - Родину защищать. В этот день поздравления принимают все мужчины и мальчики как будущие защитники...
Мастер-класс «Торцевание из гофрированной бумаги»
Техника, которая используется для создания этой работы, называется торцевание на бумаге. Торцевание – работа очень интересная, несложная, но кропотливая,...
Мастер класс «Ботинки» — плетение из газетных трубочек
Уважаемые коллеги, продолжаем тему "плетение из газетных трубочек" и сегодня я представляю вашему вниманию очередной мастер класс по плетению из газетных...