Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Русская глиняная игрушка»

Елена Чалова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Русская глиняная игрушка»

Цель:

Формировать у детей эмоционально – ценностное отношения к родной культуре.

Образовательные задачи

1. Познакомить с историей гончарного промысла, изготовлением глиняной посуды.

2. Обогащать представление детей о людях древних профессий, их быте, обиходе.

Развивающие задачи

1. Формировать представление о разнообразных произведениях русского декоративно-прикладного искусства.

2. Закреплять умение лепить глиняную игрушку «Дымково».

Воспитательные задачи

1. Воспитывать национальную гордость.

2. Приобщать к истокам русского народного творчества.

Интеграция образовательных областей

«Коммуникация» - Формировать художественно-образную сторону речи (загадки, приговорки, пословицы и т. д.)

Учить детей понимать значение слов, вышедших из обихода: копанец, топанец, кружало, пожар, обвар, горн.

«Художественное творчество» - Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня;

Развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и гриву из отдельных кусков, мелкие детали - ушки- лепить налепами;

«Физическая культура» - развитие координации движения с речью, общей и мелкой моторики;

«Музыка» - развитие творческого воображения;

Предварительная работа

Знакомство детей с русской глиняной игрушкой: филимоновской, дымковской, коргопольской, семеновской. Рассматривание иллюстраций дидактического пособия «Славянская семья».

Материалы и оборудование: куклы в русских национальных костюмах (девочка и мальчик – ремесленник, кукла би – ба – бо «домовенок Кузя», печь- горн (муляж, гончарный круг (муляж, корыто с глиной, коллекция глиняной посуды и глиняных игрушек, подготовленная глина для лепки, стеки.

Формы организации деятельности: познавательно – речевая деятельность с интеграцией художественного творчества

Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:

1. Любознательные, активные – добиваются решения познавательных задач, отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;

2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного исскусства, музыкальные и художественные произведения.

3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвуют в коллективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату

4. Способные решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту - способны предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, глиняной игрушке. Правильно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

5. Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе (бли-жайшем социуме, государстве (стране, мире и природе - имеют представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

Структура:

1. Организационный момент, встреча детей с хозяйкой избы, загадывание загадок;

2. Сюрпризный момент, появление Кузи - домовенка;

3. Знакомство детей с глиняным промыслом и изготовлением глиняной посуды, с показом экспонатов;

4. Физкультминутка «Был я на копанце»

5. Рассматривание изделий мастеров из глины и глиняных игрушек;

6. Самостоятельное изготовление игрушки - Дымковского коня;

7. Итог.

Характеристика группы: дети подготовительной группы.

Ход занятия:

Дети входят в мини – среду «Русская изба», их встречает Хозяйка, приглашает войти.

Хозяйка:

- Входите гости дорогие. Давно я вас поджидаю, да не с пустыми руками, а с загадками. А загадки про моих помощников в избе (загадывает загадки):

1. Маленький горбатенький два воза везет.

(Коромысло)

2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо.

(Самовар)

3. Маленький, пузатенький весь дом стережет.

(Замок)

4. Рогат да не бык, хватает да не сыт.

Людям отдает, сам на отдых идет.

(Ухват)

Из-за печки появляется домовенок Кузя:

Домовенок Кузя:

- Здравствуйте ребятки. Вот я слушал вас, слушал, да какие же вы и умненькие, и разумненькие, да все про все ведаете. Маленькие да удаленькие. А я вот вашу смекалку-то и проверю сейчас. Знаю я одну загадку, вот послушайте (загадывает загадку):

«Был я на копанце, был я на топанце,

Был я на кружале, был я на пожаре,

Был я на обваре» Про что она?

Хозяйка:

- Кузенька, какие ты слова странные говоришь, дети таких и не слыхивали.

Домовенок Кузя:

-Ох, беда, беда - огорченьеце! Да ведь это же горшок глиняный. А загадочка моя про то, как горшок получается. Хотите послушать?

Дети:

- Да!

Домовенок Кузя:

– Зародился промысел давным-давно, еще мой дедушка маленьким был. А дедушке моему почитай пятая тысяча лет пошла. Называли людей, занимающихся глиной – гончарных дел мастерами, проще гончарами, от слова «горн»- печка, в общем. Ну, так вот, начну по порядку. «Копанцами» древние гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С «копанца» глина попадала на «топанец»- ровное место во дворе или в избе, где ее топтали ногами, (дети подходят к экспонату: кукла - девочка в русском костюме, босыми ногами, стоящей на глине) тщательно разминали и выбирали попавшие в нее камушки. После такой обработки глина попадала на «кружало», то есть на гончарный круг, (дети переходят к экспонату: кукла мальчик – ремесленник, сидящий за муляжом гончарного круга, где она приобретала форму горшка, или какой-либо другой посуды. Когда же горшок высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, (дети рассматривают муляж печи – горна, где после обжига он становился твердым, как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать на «обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. И выходили из-под рук гончара всевозможные крышки, миски, горшки.

Домовенок Кузя:

- Понравился мой рассказ?

Дети:

- Да!

Домовенок Кузя:

- Ну, делу время – потехе час, пора бы и поиграть. Будем с вами горшок лепить, только понарошку.

(Проводится физкультминутка)

Был я на копанце, глину копал (имитация копания)

Был я на топанце, глину топтал (топот ногами)

Был я на кружале, горшком стал (кружиться)

(Пальчиковая гимнастика)

Стоит на кухне за столом горшок со свежим молоком,

Тайком крадется в кухню кошка, отведать молока немножко.

Сунув голову в горшок, наклонившись, пьет вершок.

А потом ой-ой-ой! ай-ай-ай! Не вынуть голову!

Бежит кошка во двор, натолкнулась на забор

Бум-с – бам, тук-тук-ток! Раскололся тут горшок.

Побежала кошка в дом, опять за вкусным молоком.

Опса, гопса, гопса-са вот такие чудеса!

Домовенок Кузя:

- Ну, мне пора на печку. Буду я оттуда на вас любоваться.

Хозяйка:

- Ребята, мы с вами сейчас узнали, как делали в старину глиняную посуду. Но

есть еще один гончарный промысел, который из глубины веков дошел до нас, и радует наш взор своей красотой и неповторимостью – это игрушечный промысел. Самый яркий, самый радостный. Посмотрите на это разнообразие, раснопестрие игрушек из глины: филимоновские, дымковские, каргопольские, семеновские. Все они разные, не похожие друг на друга. Но среди русских глиняных игрушек самая знаменитая, пожалуй, - дымковская. Рассмотрите форму игрушек. Она монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

Но как говорится – не боги горшки обжигают, а мастера. А мастером не рождаются, ими становятся. Вот и мы с вами побудем немного мастерами и попробуем вылепить дымковские игрушки. Посмотрите, среди них есть и лошади, и барышни, и всевозможные птицы. Подумайте, какую вы будете делать игрушку и вылепите свою, неповторимую. Дети совместно с педагогом обсуждают способы лепки дымковского коня - форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и гриву из отдельных кусков, мелкие детали - ушки- лепить налепами;

Дети приступают к работе.

Звучит народная музыка. Хозяйка обходит детей, советует, используя пословицы:

«Дело мастера боится»;

«Поспешишь, людей насмешишь»;

«Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается».

По окончанию работы проводится анализ детских работ. Дети выбирают самую лучшую игрушку, которая отличается своей оригинальностью, соблюдением техники выполнения дымковской игрушки.

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Реализация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективный план образовательной деятельности по реализации моего проекта «Нравственно –.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Русская глиняная игрушка»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 22:44
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...