МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»

Инна Масленникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»

Цель:развитие нравственных качеств личности дошкольника (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине)через приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры.

Задачи:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

(Социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, договариваться, помогать друг другу;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Посиделки у Марьи Искусницы“» размещена в разделах

- способствовать развитию интереса детей к устному народному творчеству, в котором даются представленияо нравственных качествах: о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (приобщение к искусству)

- приобщить дошкольника к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах:загадки, пословицы, поговорки, пестушки, песенки, заклички, прибаутки.

(Изобразительная деятельность - прикладное творчество)

- Формировать умение создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, используя образец (технологическую карту).

Образовательная область «Речевое развитие»

- формировать умение воспринимать поэтическую речь, развить чувство ритма и рифмы,

- развить выразительность детской речи через произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, художественное слово.

наглядный метод: показ презентации «Вечерние посиделки в старину», рассматривание тряпичных кукол.

практический метод: показ изготовление куклы «Пеленашка»

Инновационные методы и приемы: фольклорная арт. – терапия (Л. Д. Назаров, музыкотерапия.

Словарная работа: фольклор, народная мудрость, жанр,«Хозяюшка – благополучница»,«Кукла - покосница»,свивальник.

Материал к НОД: тряпичные куклы, корзины, презентация, музыкальное сопровождение, заготовки ткани.

Ход:

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я пришла к вам в гости, чтобы с вами познакомится и подружиться. Меня зовут Инна Васильевна, но сегодня я буду Марьей Искусницей, и я приглашаю вас к себе на посиделки. Милости прошу, проходите, будьте как дома, устраивайтесьпо удобнее.

Воспитатель: Давайте ребята с вами станем в круг и поглядим в окошко.

Солнышко, солнышко, загляни в окошко!

Загляни в окошко, порадуйся нам немножко,

Чтоб денек чуть - чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше, чтоб игрушки не скучали, и с нами поиграли!

Воспитатель: Ребята, к кому я обращалась, кого закликала?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам дарит солнышко?

(ответы детей)

Давайте мы порадуемся солнышку и встрече друг с другом. Назовём ласково друг друга, подарим добрые пожелания. А что мы можем пожелать друг другу?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, можно начнем с меня?

(Данилушка я рада тебя видеть, и желаю тебе хорошего настроения).

А теперь, я хочу узнать ваши пожелания своим друзьям.

(ответы детей)

Воспитатель:Ребята, на мой электронный адрес пришло видио - письмо. Хотите посмотреть? Ребята от кого оно вы догадались?

Воспитатель: Ребятушки, кажется, я знаю, какое добро накопил Кузя в сундучке и нам его подарил. А какое добро, отгадайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель:Еще одна подсказка – загадка

Я хорошая игрушка.

Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня не бить.

Воспитатель: О ком говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла. Посмотрите, каких красивых кукол вам подарил домовёнок Кузя. Помогите мне их рассадить, чтобы было видно каждую. Это куклы особые. Сегодня на наших посиделках мы многое о них узнаем.

Кукол делали долгими зимними вечерами женщины на Руси, как вы думаете, для кого?

(ответы детей)

Давайте посмотрим на экран. Презентация «Вечерние посиделки в старину».

(рассказ воспитателя)Давным - давно, женщины и их дочери, собираясь на посиделки, надевали на себя красивую одежду – сарафаны, сорочки, на голову ленточки, кокошники. Занимались на посиделках рукоделием – вышиванием, шитьём, вязанием, а такжемастерили тряпичных кукол из ткани и ниток. В каждой семье раньше тряпичных кукол передавали по наследству. Во времена посиделок, женщины придумывали загадки, потешки, прибаутки, частушки, песни, сказки, проявляя свою народную мудрость. Сейчас мы называем это фольклором.

Воспитатель: Ребята, я вас сегодня познакомлю с народными тряпичными куклами, с которыми играли ваши прабабушки, с бытом, традициями, обычаями русского народа, а также с жанрами фольклора, которые использовали для обыгрывания образа куклы.

(поочерёдно представляет кукол)

Кукла «Хозяюшка – благополучница. - это очаровательная, тряпичная куколка, которая приносит в дом радость, благополучие. Как вы думает, что такое благополучие? Чтобы в доме был достаток, добро, радость, здоровье. Куколку можно подарить друзьям и родным с пожеланием достатка и благополучия в доме. Когда дарили куклу, то приговаривали прибаутки и поговорки:

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду.

Красно яблочко в саду!

Воспитатель. Как вы думаете,о чем эта прибаутка? Правильно, о том что детей в этой семье очень любят.

В дружной семье и в холод тепло.

А в недружной семье тепла не бывает.

Воспитатель. А здесь о чем говорится? Правильно, если в семье все дружные, друг за друга переживают, то там всегда тепло, даже в холод – прижмутся друг к другу и согреют. А если не дружная семья – каждый по отдельности – можно замерзнуть и благополучия не будет. Правда?

Вот видите, как народ подмечал все вокруг и придумывал мудрые прибаутки поговорки.

«Кукла - покосница» - символизирует образ женщины во время сенокоса. Первый покос издавна считался праздником. Эту куколку закладывали в стог сена, кто находил эту куклу - тому удача сопутствовала весь год. В народе сочинили частушку, об образе этой куклы:

Травушка-муравушка,

Коси, моя сударушка.

Накосила сена воз,

Милаша осенью увез.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли эту куклу назвать символом женского труда?

А еще,когда закладывая эту куклу в стог сена – люди проговаривали закличку –

Солнышко, выгляни!

Красное,высвети!

К нам на поле иди,

Ладить косы и серпы!

Воспитатель. Ребята, слышали ли вы когда - нибудь слово «закличка»? Нет? Слово «Закличка» происходит от слова «кликать»,т. е «звать», «громко кричать». Понятно? (Воспитатель читает еще раз закличку)

Воспитатель. Так кого здесь звали? Правильно – солнышко. А зачем? Чтобы не было дождя – люди покосили траву на корм домашним животным.

«Куколка - капустка» - это образ замужней женщины, матушки – кормилицы. Кукла так же является символом благополучия и достатка в семье, а также напоминаем, что к матери – маме относится с почтением и с любовью. Не грубить, слушаться ее во всем.

Вот есть поговорки о матери.

-При солнышке тепло, а при матушки - добро. Как вы это понимаете? (ответы детей).

- У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

Давайте эту поговорку объясним – как это понимать?

Правильно дети – у вас есть братик и сестричка – мама любит вас обоих. Вот и идет сравнение с пальцами руки.

«Кукла – Веснянка», символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Все люди с нетерпением ждали прихода весны и закликали т. е. звали её. Дети, а что такое закличка, мы уже с вами говорили об этом.

(ответы детей)

Воспитатель. Молодцы! Запомнили.

Приди, весна, с радостью!

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С обильными хлебами!

С высокими снопами!

Воспитатель: Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.

Образ куклы –«Барыня– Ладушка» очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, совсем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка. Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Воспитатель. Дети, а у вас кто хозяйка в доме? Правильно – мама. А хозяин дома? – папа.

Послушайте пословицы о Ладушки – хозяйки.

«Хозяйка в дому, что пчелка в саду»

Без хозяина двор плачет, без хозяйки изба»

Давайте их разберем. Что значит пчелка в саду?

А еще в старину люди любили водить в праздники хороводы. Вы знаете какие либо хороводы?

Хоровод «На горе то калина…»

Кукла – «Крупеничка - Зернушка» необычная, в виде мешочка с зерном, из первого урожая. Кукла Крупеничка символизировала сытость, богатство и достаток в доме, ведь, в древней Руси основой питания была каша. Первое зерно в Крупеничке символизировало сбережение силы Кормилицы Земли. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном, чтобы в доме всегда было счастье и много хлеба, её дарили на Рождество, приговаривая слова из колядки:

Эту куклу вам вручаю,

И от всей души желаю:

Пусть она вас бережет,

Счастье в дом ваш принесет!

Кукла - «Крестьянка» - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода, плодородия, гостеприимства. Она была участницей многих народных праздников.

А русские пословицы гласят:

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«Добрый гость всегда впору»

«Гостю щей не жалей, а погущелей

Кукла – «Обережка» - передавалась от матери к дочери. Делали кукол мамы только для дочерей, считалось, что счастье у дочери будет только тогда, если она сбережёт эту куклу, до рождения своей дочери. Мама напевала песенку:

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

Кукла «Колокольчик» - колокольчик радости, так ее называют. Она приносит в дом радостные вести, гостей. Дарили её гостям, произнося слова: «Кого люблю – тому дарю». Произнося слова пестушки - песенки приговорки.

- Наша Катя выбегала

- Дорогих гостей встречала

- Ворота им отперла,

- В нову горенку ввела.

Куколка Пеленашка» на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый нитью, которая называется - свивальником. Для новорожденных детей, их мамы делали кукол – пеленашек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?

Ответы детей (Нет лица).

Воспитатель: Правильно, куклам не рисовали лица. Ребёнок сам «додумывал» какое лицо у куколки в его очередной игре.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить свою куклу - пеленашку,работу будем выполнять с любовью и теплотой.

Порядок выполнения работы:

1 этап. Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку

белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы, посередине заматываем ниткой, затем отступаем от верха валика 4 см и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.

2 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку

ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на

право, и справа налево.

3 этап. Берем следующую заготовку, и сворачиваем вокруг туловищакуклыслева направо, и справа налево, получилась юбочка, подворачиваем край заготовки, обматываем косынку и туловище нитью - свивальником, чтобы они держалась. У вас получилась кукла – пеленашка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, спеть колыбельную песню для ваших кукол? Давайте я начну, а вы мне помогайте, подпевайте.

Люли – люли – люленьки!

Люли – люли – люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте,

На кровать,

Начинайте,

Ворковать.

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье,

Спи, наздоровье.

Дети поют колыбельную для кукол.

Воспитатель: Своих красивых куколок, вы можете подарить своему младшему брату или сестре.

Рефликсия.

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Кто нам сделал подарок? Что нам подарили? Какая кукла заинтересовала вас больше всего? Какой жанр фольклора вам запомнился лучше всего? Какую куклу мы с вами сегодня делали? Ребята о каких качествах человека мы сегодня говорили?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в пустыне» Программные задачи: Образовательные: Дать детям представления об особенностях пустыни. Познакомить дошкольников с вараном, верблюдом, верблюжьей.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Путешествие в Страну звуков Цель: Развитие слухового восприятия детей. Задачи: 1. Укрепление речевого внимания, воспитание звукового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группеКонспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группе Тема: Путешествие в страну цифры 7. Задачи: 1 .Повторить порядковый счёт и обратный счет. 2. Доставить детям радость и удовольствие от игр.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Цель : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Программное содержание: закреплять умения детей в составлении и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Посиделки. Традиции и обычаи наших предков» Цель: Создание условий для приобщения детей к культуре русского народа. 1. Обучающие задачи: Познакомить детей с народными обычаям. Активизировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: 1. Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10; - закреплять умения соотносить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Узнай сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Узнай сказку». Интеграция областей: «Познание»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Здорово жить!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Здорово жить!» (образовательная область «Здоровье») Цель:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дорожная безопасность» в подготовительной группе Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Дорожная безопасность» в подготовительной группе детского сада. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 17:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД