Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «В гости к самовару»

Светлана Фенева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «В гости к самовару»

Образовательная область: Познание

Тема: «В гости к самовару»

Область интеграции: коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям через изучение самовара.

Задачи:

Дидактические: Познакомить детей с происхождением самовара, устройством самовара. Учить чтить и уважать традиции русского народа.

Развивающие: развивать речь детей, творческие способности детей

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, народной культуре.

Оборудование: самовары, картинки для игры «Что сначала, что потом», чайная посуда, шаблоны самоваров, заготовки украшений.

Словарная работа: сбитенник, реликвия, мастера-самоварники

Предварительная работа: заучивание пословиц о чае, беседа о чае.

Вос-ль:

Ребята, а вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай? (Из чайника.) Расскажите, что есть у чайника? Дети: Носик, ручка, крышка.

Послушайте загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит

Дети отвечают. (Если отвечают неправильно подсказать)

А для чего нужен самовар? Почему самовар назвали самоваром?

А самовар похож на чайник? Чем похож? Чем отличаются чайник и самовар? Ответы детей.

Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в гости к самовару. На Руси - самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом доме. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «Печка-матушка, да самовар-батюшка».

Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел.

На Руси было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Украшали самовары богатыми узорами, приделывали им крантики, ручки, шапочки резные. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».

Вос-ль: сначала самовары были дровяные. (Показ самовара). А как выдумаете, как пользоваться таким самоваром? (предположения детей). Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай. А таким самоваром в квартире можно пользоваться? Почему? (ответы детей)

Затем придумали керосиновые самовары, а когда появилось электричество, то придумали электрические самовары.

А вы знаете, что было до появления самовара? (предположения детей)

Задолго до появления самовара на Руси жил его прадедушка – сбитенник. Он напоминал обыкновенный чайник, только с поддувалом. Внутрь чайника впаивали трубу, куда всыпались раскаленные угли. В нем готовили сбитень. Это напиток с добавлением меда и разных специй.

А теперь мне хочется узнать, как вы запомнили то, о чем я вам рассказала. Игра «Что сначала, что потом»

Дети раскладывают картинки с изображением сбитенника, самовара, электросамовара, электрочайника.

Вос-ль: У нас в стране, так полюбили самовар, что поставили памятники самовару в разных городах России.

В-ль: А вы пили чай из самовара? А хотите? Для этого нам надо накрыть стол. У меня приготовлена различная посуда. Накройте стол.

Игра «Накроем на стол»

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, как нужно заваривать чай. Заваривание чая.

Вос-ль: Но прежде чем попить чай, нужно потрудиться. Ребята, к нам прислали из Тулы эскизы самоваров и попросили придумать украшения для них.

Игра «Самоварная мастерская».

Дети украшают самовары декоративными цветами, выставка самоваров.

Пока вы работали, чай заварился. И вам предлагаю попить чаю. Чаепитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «В гости к самовару»
Публикации по теме:

Моя группа «Ручеек»Моя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу "Ручеек", возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «В гости к самовару»
Опубликовано: 17 марта 2013 в 13:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка ясельной группы к открытию
В нашем новом саду, как и в большинстве недавно построенных садов, были одни голые стены. Нам пришлось из небольшого количества материалов украшать группы...
Фестиваль «Ромашковый край»
Фестиваль «Ромашковый край» Ромашка — нежный символ наступившего лета и предвестник счастья. Лепестки цветка, окружающие золотую сердцевину, так...
Подарки для мам в стиле «кинусайга»
Технику кинусайга в России называют "пэчворк без иголки" . Это японское искусство создания красивых панно, картин, при котором используется нескольких...
Мастер-класс «Шкатулка для мелочей из бросового материала»
Мастер-класс " Шкатулка для мелочей из бобин от скотча. Дорогие друзья, уверена, что многие из Вас хранят всякие мелочи в надежде, что когда -нибудь...