Получи документы

«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта

Валентина Крячкова
«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта

Конспекты непосредственно образовательной деятельности в раках реализации инновационного проекта. Тема проекта : "Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования".

Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы.

Тема: «Орудия труда из камня»

Цель: познакомить воспитанников с орудиями первобытного человека из камня.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «„Орудия труда из камня“, Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах

• познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др. ;

• формировать у воспитанников представления о жизни первобытного человека;

• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность.

Развивающие:

• способствовать развитию пантомимических и мимических способностей воспитанников;

• развивать воображение, фантазию, память, мышление;

• развивать навыки диалогической речи, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

• воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, взаимовыручки.

Предварительная работа:

беседы с детьми на тему: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и мир вокруг меня».

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

• иллюстрации по теме;

• макет пещеры, костра, шкуры – одежды.

Раздаточный материал:

• палки, веревки и наконечники «копий» по количеству детей.

Оборудование.

• мольберт;

• магниты.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на камень, заостренный с одной стороны.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный камень я нашла! Что в нем необычного? Почему? Какие камни вы видели на прогулке?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, а вы бы хотели узнать, откуда появился этот камень?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вместе узнать его судьбу. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие – в давние времена, когда на Земле только появился человек.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением первобытного человека.

Воспитатель: - В давние – давние времена на нашей планете жили необычные люди. Вот какие они были (показ иллюстрации). Скажите, во что был одет первобытный человек?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, в те времена не было одежды. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека?

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра – имитация «Пещерные люди»

Дети одевают шкуры-одежды. Усаживаются у импровизированного костра.

Воспитатель: - Вот мы и превратились в пещерных людей. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был самый главный человек – вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Воспитатель: - Как вы думаете, где жили древние люди?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Вы правы. Они жили в пещерах. Было темно, сыро и холодно. Однажды, во время грозы, загорелась сухая трава. Первобытные люди научились хранить его в своем жилище в очаге. (Показ иллюстрации)

Воспитатель: - Очень тяжело жилось первобытным людям. Питались они кореньями, плодами. Вокруг было много врагов - хищных животных. Могли напасть дикие люди из другого племени. Чтобы выжить приходилось приспосабливаться.

(Звучат голоса леса.)

Воспитатель: - Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Что же делать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. (Показ иллюстрации) Давайте - ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны?

Дети с воспитателем делают копья. Воспитатель предлагает детям помогать друг другу, работать в паре.

Воспитатель: - Дети, что-то стало холодать в первобытном лесу. Вы не замерзли? Я предлагаю вам погреться.

Динамическая пауза «Первобытные люди»

Подпрыгнуть 4 раза.

Присесть 4 раза.

Похлопать себя по бокам.

Воспитатель: - У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты. А как вы думаете, где еще можно использовать каменные орудия труда?

Предполагаемые ответы детей: - Для приготовления пищи, изготовления одежды, защиты и охоты.

Воспитатель: - Благодаря орудиям из камня древние люди защищались от врагов, добывали и готовили себе пищу, шили одежду.

(Рассматривание иллюстраций)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «На что похоже?»

Дети должны назвать, какой современный предмет напоминает древнее орудие из камня.

Гимнастика для глаз «Ночь»

Дети смотрят по сторонам: налево, направо.

Закрывают глаза – наступила ночь.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вернуться в наш теплый и уютный детский сад. Хотите?

Дети закрывают глаза. Открывают их.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Ребята, вот наше путешествие закончилось. Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вызвало затруднения? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы хотели бы еще там побывать? Что вы расскажите своим родителям и друзьям?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мы обязательно с вами еще отправимся в первобытный мир. Спасибо вам! Вы были очень дружными и отзывчивыми, поэтому мы смогли выжить в диком каменном веке.

Тема: «Бусинки из ожерелья».

Цель: познакомить воспитанников с украшениями наших предков.

Задачи.

Образовательные:

• закрепить представления воспитанников о жизни и быте первобытных людей;

• познакомить детей с тем, как украшали себя наши предки.

Развивающие:

• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность;

• развивать воображение, фантазию.

Воспитательные:

• воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в простых вещах.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей;

• беседы о их быте, обычаях.

Предшествующая работа:

беседа с детьми на тему: «Наши предки»;

• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• ожерелье из ракушек;

• иллюстрации.

Раздаточный материал:

• семена растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох).

Оборудование :

• мольберт, магниты;

• шило, суровая нить.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в игровом центре размещает ожерелье из ракушек.

Воспитатель: - Ребята, вы помните наше путешествие в древние времена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Кто из вас помнит, как тогда выглядели люди?

Ответы детей. Если они испытывают затруднение, воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей.

Воспитатель: - Где жили древние люди?

Дети: - В пещерах, землянках, шалашах.

Воспитатель: - Чем они занимались?

Дети: - Мужчины охотились, а женщины собирали коренья и ягоды.

Воспитатель: - Ребята, как первобытные люди одевались?

Дети: - Женщины шили одежду из шкур диких животных.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, кто из вас заметил необычный предмет в нашей группе?

Ответы детей. Если они не замечают ожерелье из ракушек, то воспитатель сам показывает его.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Это украшение могло украшать первобытную женщину. Знаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хотите это узнать?

Я предлагаю вам узнать это вместе.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель показывает детям рассмотреть иллюстрацию раскопок.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что делают эти ученые? Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, ученые под землей нашли останки первобытных людей. И они были очень удивлены, обнаружив этот предмет.

Показ иллюстрации с изображением древнего ожерелья.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего изготовлено это ожерелье первобытной женщины?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Древние люди делали украшения из камешков и ракушек. Они сохранились глубоко под землей и до сих пор удивляют нас. Первобытные люди также украшали себя с помощью рыбных костей и яичной скорлупы. Эти простые украшения очень напоминают ожерелья наших мам. Как вы считаете, похожи ли они? Чем?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, и у первобытных и у современных украшений есть отверстия, через которые они собраны на нить. Обратите внимание, как подобраны камешки в древнем ожерелье. По краям расположены самые маленькие камешки, затем они постепенно увеличиваются и в центре расположен самый крупный камень. Ребята, вам нравится это ожерелье?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как вы считаете, можно назвать это украшение произведением искусства? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Несмотря на то, что ожерелье очень простое, сделано оно из камней, но посмотрите, как старался древний мастер. Он очень хотел украсить первобытную женщину.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сделать ожерелье из камней. Хотите?

Динамическая пауза «Ожерелье»

Наклониться – поднять камешек.

Потянуться – нанизать камень на нитку.

Повторить несколько раз.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, из чего еще могли изготовить древние люди украшения?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мне кажется, что были и украшения из семян растений. Но, к сожалению, они не сохранились, так как прошло много лет.

Рассматривание семян различных растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох и др.)

Воспитатель: - Ребята, помните, мы с вами нашли в игровом центре ожерелье из ракушек? Как вы думаете, могло ли оно украшать первобытную женщину? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Дети, понравилось вам путешествие в древний мир красоты? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Что вы бы рассказали своим родителям и друзьям о древних украшениях?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вы узнали о первобытных мастерах? Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы хотели бы стать такими? Тогда я предлагаю вам сделать первобытные украшения для своих мам. Хотите?

Ответы детей.

Ручной труд по художественно-эстетическому развитию воспитанников по теме: «Ожерелье для мамы» выносится в совместную деятельность педагога с детьми.

Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы как настоящие ученые помогли разобраться в происхождении нашего украшения из ракушек.

Тема: «Предметы из глины».

Цель: познакомить воспитанников с гончарным ремеслом и изделиями из глины.

Задачи.

Образовательные:

• познакомить детей со свойствами глины;

• формировать представление у воспитанников о гончарном промысле.

Развивающие:

• расширять кругозор, развивать познавательную активность;

• расширять активный словарь детей, способствовать развитию диалогической речи.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа:

• рассматривание предметов посуды;

• разгадывание загадок о посуде.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

• глиняный горшок;

• иллюстрации с изображением залежей глины, специальной техники, гончарной мастерской.

Раздаточный материал:

• сухая глина;

• стеки.

Оборудование :

• емкость для ее размачивания глины, вода;

• мольберт.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в центре художественно-эстетического развития размешает глиняный горшок. Если дети не обращают на него внимания, то педагог сам показывает его.

Воспитатель: - Ребята, сегодня по почте я получила посылку, а в ней был этот предмет. Вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Давайте вместе попробуем разобраться что это такое и для чего оно необходимо. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен этот предмет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Из чего он сделан?

Дети с воспитателем обследуют предмет: цвет, вес, ощупывают его поверхность. Дети выдвигают гипотезы.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?

Дети: - Да.

Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.

Воспитатель: - Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Люди давно научились добывать глину и делать из нее посуду.

Рассматривание иллюстрации.

Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, что сейчас помогает человеку в добыче глины?

Дети: - Машины…

Воспитатель: - Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.

Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.

Воспитатель: - Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она - глина.

Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.

Воспитатель: - Дети, какого она цвета?

Дети: - Рыжая, красная…

Воспитатель: - Правильно, дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.

Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.

Воспитатель: - Дети, что вы видите?

Дети: - Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…

Воспитатель: - Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?

Дети: - Яркие, цветные (называют цвета).

Воспитатель: - Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.

Рассматривание сухого куска глины.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте. Какая глина?

Дети: - Жёсткая, крошится, твёрдая…

Воспитатель: - Она липкая, мажется?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Я предлагаю вам провести эксперимент. Хотите? (Ответы детей) Мы намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.

Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.

Воспитатель: - А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.

Динамическая пауза (проводится 2 раза)

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыжки)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (Дети садятся на корточки,

Целый день я отдыхал. руки под щёку – засыпают)

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Ребята, что же стало с нашей глиной? Как она поменяла свои свойства? Дети, что изменилось?

Дети: - Глина намокла.

Воспитатель: - Дети, вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: - Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: - Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения. Глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: - На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: - А что вы узнали о глине?

Дети: - Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…

Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Пригодится ли это вам в жизни? Для чего?

Ответы детей.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Глина, конечно же, очень необходима даже современному человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины посуду, а потом подарим ее малышам.

Художественно-эстетическая деятельность с воспитанниками на тему: «Мисочка из глины» выносится в совместную деятельность воспитателя с детьми.

Публикации по теме:

«Экскурсия на выставку». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Страна геометрических фигур» Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: Обучающая: - учить подбирать подходящие геометрические фигуры по форме, по цвету;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках проекта «Победный май» Колесникова Инна ЦЕЛЬ: Формирование патриотических чувств у детей; Воспитывать любовь к Родине, интерес к её героическому прошлому; Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта «Шёл по улице оркестр» Цель: Формировать представления детей о народной и эстрадной музыке, о музыкальных оркестрах: эстрадном и оркестре русских народных инструментов.

Лего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проектаЛего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проекта С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.

Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности 1 слайд. Визитная карточка. Добрый день, я Федорова Нина Борисовна старший воспитатель МБДОУ №3 «Ромашка», имею высшее образование, первую.

Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души»Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души» Экологическое мероприятие проведено в рамках инновационного проекта "Природа - часть твоей души".Цель проекта:"Всестороннее развитие ребёнка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос» Проект разработан как зачётная работа по модулю «Образовательные технологии деятельного типа в рамках реализации Федерального государственного.

Конспект образовательной деятельности в рамках проекта «Подвиг солдат» (вторая младшая группа) Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида г. Галича Костромской области Проект: «Подвиг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 12:34
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД