Получи документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Арзамас-городок — планеты Земля уголок»

Нина Лоськова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Арзамас-городок — планеты Земля уголок»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по разделу «Социальный мир»

для детей старшей группы на тему :

«Арзамас-городок – планеты Земля уголок»

Образовательная область: «Социализация»

Интегрируемые образовательные области:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Арзамас-городок — планеты Земля уголок“» размещена в разделах

«Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность».

Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста представления о памятниках и памятных местах родного города Арзамаса.

Задачи:

1. Обучающие: закрепить представления о понятиях «памятник», «достопримечательность»; закрепить представление о памятниках природы, истории и культуры города Арзамаса.

2. Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь, бережное отношение к родному городу, желание стать достойным гражданином своей Родины.

Индивидуально-дифференцированная работа: продолжать учить детей четко выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитателя; упражнять детей в умении отвечать полно, используя в речи речь-доказательство; детей с высоким уровнем развития побуждать решать вопросы проблемного характера; детей со средним уровнем развития побуждать повторять ответы детей с высоким уровнем развития.

Методические приемы:

• Сюрпризный момент

• Беседа

• Дидактическая игра

• Художественное слово

• Рассматривание

• Динамическая пауза

• Решение проблемных ситуаций

• Составление рассказов по опорным схемам-моделям (технология ТРИЗ)

• Музыкальное сопровождение

Предварительная работа: экскурсия в историко-художественный музей г. Арзамаса, обзорная экскурсия по г. Арзамасу, знакомство с творчеством А. В. Ступина и его учениками; знакомство с Воскресенским собором г. Арзамаса, посещение дома-музея А. П. Гайдара, беседы о Великой отечественной войне.

Оборудование: глобус, карта России, демонстрационный материал с изображение памятников истории, культуры, природы г. Арзамаса, портреты А. В. Ступина, А. П. Гайдара, схемы-модели роста и развития растений, д/и «Как вести себя на природе», магнитная доска, кукла «Лунтик».

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Вчера вечером я легла спать, а перед сном открыла форточку. Ведь все-таки на улице весна и день ото дня все теплее. Утром я проснулась от странного звука. Ко мне в форточку пытался проникнуть необычный персонаж. Сначала я испугалась, стала спрашивать, кто он. А он издавал непонятные звуки на разных языках. Когда я сказала ему «Здравствуйте», он вежливо поздоровался со мной на русском языке. Оказалось, что его зовут Лунтик, что он любит путешествовать в космосе. А вчера Лунтик обнаружил очень красивую, но неизвестную ему планету и решил ее посетить, узнать про нее. Я пригласила Лунтика в наш детский сад. Я думаю, ребята, вы сможете рассказать Лунтику о нашей планете, о родном городе. Вы согласны со мной?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите же Лунтику, на какой планете мы живем?

Дети: Мы живем на планете Земля.

Воспитатель: Наша планета очень красивая и разнообразная. Это можно увидеть, глядя на глобус. Расскажите Лунтику, что такое глобус.

Дети: Глобус – это уменьшенная модель земли.

Воспитатель: На глобусе мы видим разные цвета. Что они обозначают?

Дети: Синий цвет – это водоемы нашей планеты (океаны, моря, река, озера)

Коричневый цвет – это горы. Зеленый цвет – это поля, леса, луга. Желтый цвет – это пустыни.

Воспитатель: На глобусе мы видим разные страны. Скажите Лунтику, в какой стране мы живем.

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: В России много разных городов. А как называется наш город?

Дети: Наш город называется Арзамасом.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы станем экскурсоводами и расскажем Лунтику о нашем родном городе. Мы познакомим Лунтика с историческими, культурными природными памятниками и памятными местами г. Арзамаса. Ребята, а что такое памятник?

Дети: Памятник – это место, которое напоминает нам о чем-то или ком-то известном.

Воспитатель: В Арзамасе много памятников и памятных мест. Некоторые из них мы сегодня посетим. Итак, погода хорошая, предлагаю отправиться на экскурсию пешком. Следуйте за мной. А вот и первая остановка. Вы узнаете это здание? Мы недавно здесь были.

Дети: Это историко-художественный музей. Здесь мы узнали об истории города Арзамаса, о Ступине и его учениках.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лунтику о том, как образовался город Арзамас.

Дети: Арзамас- старинный город. Давным-давно мордовские и русские племена объединились и построили город-крепость, чтобы защититься от нашествия врагов. Они дали городу название от двух мордовских слов «Эрзя» и «Маз», получилось «Эрзямаз», что означало «Самое хорошее поселение». Но это название звучало не очень красиво, и со временем город стали называть «Арзамас».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Это русский старинный костюм для женщин.

Воспитатель: Давайте сравним современную женскую одежду, ту, которую мы носим сейчас, и старинную.

Дети: Сейчас женщины носят джинсы, брюки, юбки разной длины, блузки с длинными и короткими рукавами. А раньше носили длинные сарафана, длинные юбки, кофты с длинными рукавами. В старину обязательным для женщин был головной убор.

Воспитатель: Ребята, сейчас многие из нас покупают одежду в магазине, а шьют ее на специальных швейных фабриках. Давайте вспомним, где люди брали одежду в старину.

Дети: В старину люди сами шили всю одежду.

Воспитатель: Как вы думаете, люди в старину носили украшения?

Дети: Украшения в старину носили, но очень мало. Все украшения делали своими руками.

Воспитатель: Откуда в старину люди брали посуду.

Дети: Посуду раньше тоже делали сами из разных природных материалов: глины, дерева, гипса.

Воспитатель: Давайте вспомним рассказ экскурсовода о том, как люди делали посуду из глины.

Дети: Сначала выкапывали глину из земли. Потом долго месили, чтобы она стала мягкой, гладкой. Затем лепили посуду нужной, сушили в печи и разукрашивали.

Воспитатель: Мы многое узнали в историко-художественном музее об истории города Арзамаса. А сейчас давайте поиграем в игру «Что сейчас, а что было в старину». Сейчас мы носим туфли, а раньше носили лапти. Продолжите дальше:

Сапоги - … (валенки)

Чайник - … (самовар)

Газовая плита - … (печь)

Водопровод - … (колодец)

Холодильник - … (погреб)

Воспитатель: Ребята мы знаем, что историко-художественный музей и история города Арзамаса неразрывно связаны с именем Александра Васильевича Ступина. Вы помните, кто этот человек?

Дети: Александр Васильевич Ступин – русский художник. Он родился и жил в Арзамасе.

Воспитатель: Что важное сделал А. В. Ступин для Арзамаса?

Дети: А. В. Ступин открыл в Арзамасе школу живописи, которая была первой в России.

Воспитатель: Правильно! В его школе учились многие известные талантливые художники, архитекторы. Всего было 144 ученика. Среди учеников А. В. Ступина был, человек, построивший один из красивейших соборов г. Арзамаса. Я предлагаю вместе с Лунтиком отправиться к этому собору на площадь Соборную.

Воспитатель: Итак, остановка вторая. Посмотрите на это собор. Как он называется?

Дети: Это Воскресенский собор.

Воспитатель: Кто из учеников А. В. Ступина построил этот собор.

Дети: Воскресенский собор построил архитектор Коринфский.

Воспитатель: Вы запомнили, сколько лет строили Воскресенский собор?

Дети: Воскресенский собор строили 40 лет.

Воспитатель: Этот собор представляет собой высокое белокаменное здание с пятью куполам, возвышающимися в небо, и с 48-ю колоннами вокруг него.

Воспитатель: Ребята, для чего нужен собор арзамасцам?

Дети: В соборе люди молятся, слушают церковные песнопения.

Воспитатель: Этот собор построен для православных христиан. Это очень красивое здание является архитектурным, православным памятником. Побывать в нем мечтают люди из других городов и даже стран. Как и все памятники, Воскресенский собор построен в честь какого-то человека или события. В честь какого события построен Воскресенский собор?

Дети: Воскресенский собор построен в честь победы русских войск в войне.

Воспитатель: Правильно! Воскресенский собор построен в честь победы русских войск в войне 1812 года. В нашем городе имеются и другие памятники, памятные места. Я предлагаю вам отправиться к памятнику героям Великой отечественной войны.

Воспитатель: Остановка третья. Мы находимся на улице Калинина около мемориала боевой славы. Что вы здесь видите?

Дети: Здесь находится вечный огонь.

Воспитатель: Почему огонь называют вечным? В честь кого он горит?

Дети: Это огонь называют вечным, потому что гореть он будет всегда. Его зажгли в память о солдатах, погибших в Великой отечественной войне. О них мы никогда не должны забывать.

Воспитатель: Этот огонь служит напоминанием о страшной войне, унесшей жизни миллионов людей. Мы должны сделать так, чтобы эта война никогда не повторилась. Мы должны жить в мире, дружбе, согласии. В память о погибших людях мы прослушаем стихотворение «Вечный огонь» Д. Чибисова (читает ребенок).

Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко,

Тишина вокруг стоит,

Тут солдат российский спит.

Мир солдаты защищали.

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться к памятнику известного детского писателя, жившего в нашем городе. Его памятник находится в парке культуры и отдых города Арзамаса. Кто же этот писатель?

Дети: Это Аркадий Петрович Гайдар.

Воспитатель: Правильно! Что в нашем городе связано с именем А. П. Гайдара?

Дети: В Арзамасе есть библиотека имени А. П. Гайдара, институт имени А. П. Гайдара. В Арзамасе сохранился дом, в котором жил А. П. Гайдар. Сейчас это дом-музей. Парк культуры и отдыха назван именем А. П. Гайдара.

Воспитатель: Ребята мы читали некоторые произведения А. П. Гайдара. Вспомните их и назовите.

Дети: «Голубая чашка», «Школа», «Тимур и его команда», «Дальние страны»

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы часто ходите в парк? Для чего нужен парк арзамасцам?

Дети: В парке можно отдохнуть, подышать свежим воздухом, покататься на качелях, послушать пение птиц.

Воспитатель: Наш парк имени А. П. Гайдара является культурной достопримечательностью города. Парк играет важную роль в жизни жителей нашего города. В парке много растений. Наряду с историческими, архитектурными и культурными памятниками в нашем городе имеются памятники природы. Что такое памятники природы?

Дети: Памятники природы – это места в природе, которые особо охраняются.

Воспитатель: Люди управляющие нашим городом написали документ – Приказ об охране этих памятниках природы, призывая людей беречь и заботится о них. Памятников природы в Арзамасе всего три : Смирновский пруд (искусственный водоем, в давнее время снабжал весь город водой). Роща «Высокая гора» (в роще растут редкие растения, занесенные в Красную книгу, Дендрарий г. Арзамаса. Мы отправимся с вами в дендрарий заповедный участок парка, где растут реликтовые, т. е. редкие деревья. Он находится на территории парка культуры и отдыха имени А. П. Гайдара. Дендрарий был основан в середине прошлого века на окраине города на месте бывшей свалки. В дендрарии насчитывается более 60 видов деревьев и кустарников. Их засаживали как аллеи. Вырастить дерево нелегко. Ребята, Лунтик спрашивает, как можно вырастить большое дерево. Я предлагаю схему модель «Как растет дерево» ( Модель: семя, росток, деревце, взрослое дерево)

Воспитатель: В дендрарии некоторые из деревьев, к сожалению, исчезают. Ребята, представьте, что было бы, если бы не было деревьев.

Дети: Если бы не было деревьев…

• Погибли бы насекомые;

• Погибли бы птицы;

• Пострадали бы звери;

• Не было бы чистого воздуха;

• Не было бы грибов, ягод, орехов;

• Не было бы красоты

Воспитатель: Если бы не было деревьев, случилась бы непоправимая беда а нашей планете. Ноя думаю, что этого не случится. Ведь недаром дендрарий стал памятником природы. Люди стали ухаживать за растениями: высаживать новые, выпиливать старые, убирать мусор. А вы, дети. Тоже можете заботиться о природе, беречь ее. Соблюдая правила поведения в природе. Скажите, как нужно вести себя в дендрарии, в любом другом лесу?

Дети: Нужно ходить по тропинкам, не топтать травы, цветы не ломать ветки деревьев, не разводить костров, не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Воспитатель: Ну что же, я вижу. Что вы. ребята. Природе не враги. Вы – друзья природы. На этом наша экскурсия заканчивается. Лунтик спешит домой рассказать своим друзьям, как много он узнал интересного о планете Земля, о городе Арзамасе. Его памятниках и достопримечательностях. Мы посетили исторические, архитектурные, культурные памятники. памятники природы города Арзамаса. В заключении давайте вспомним слова А. П. Гайдара из произведения "Чук и Гек» о том, как должен жить настоящий человек: «Надо жить честно, много трудиться, крепко любить свою Родину. Свою счастливую Землю». Ребята, вы любите свой родной город?

Дети: Да! Любим!

Воспитатель: Закончите фразу «Я люблю свой город. Потому что…» (3 – 4 варианта ответов детей)

Воспитатель: В подтверждение слов любви к родному городу мы прочитаем стихотворение о г. Арзамасе, которое я для вас написала.

Я родился в Арзамасе,

Здесь живу я и расту

И за это город древний

Очень сильно я люблю

Я люблю его златые

Ввысь бегущие купола

В золотое кольцо России

Арзамас вошел на века

Я люблю этот город древний

За историю прошлых веков

За дела дней давно минувших

За печаль и за радость его.

Я люблю Арзамас современный,

Как уютно в нем. Все для людей

И зажжет он еще непременно много звезд

Среди наших детей

Я горжусь своей Родиной малой

И не просто ее люблю,

Я для города этого славного

Жизнь свою посвятить хочу

Воспитатель: Пришло время прощаться с Лунтиком. Давайте скажем ему наши пожелания на прощание. Закончив фразу «мы желаем, что бы…»

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Арзамас-городок — планеты Земля уголок»
Опубликовано: 10 сентября 2013 в 14:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД