Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»

Ирина Кабалина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Задачи

Образовательные:

Расширять знания о зиме;

Закреплять представление детей о характерных признаках зимы

Закреплять умение использовать в речи пословицы и поговорки;

Уточнять представления о приспособленности диких животных к условиям зимы.

Закреплять материал по теме: «Как зимуют дикие животные».

Развивающие

Развивать логическое мышление.

Развивать навыки использования в речи глагольной лексики;

Согласование существительных с прилагательным.

Воспитательные

Развивать эмоциональную сферу детей;

Воспитывать умение сопереживать, заботиться о животных.

Методы и приемы

словесные (беседа, художественное слово, логичное рассуждение, вопрос – ответ);

игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, подвижная игра, словесные игры);

практические (экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

Беседа о зиме, какие звери обитают в наших лесах,

Викторина “Лесные жители”;

беседа по теме «Дикие животные»;

чтение художественной литературы:

русская народная сказка «Зимовье зверей», «Зимние картинки»

Ояр Вациетис, «Дело было в январе» Агния Барто, «Большая детская энциклопедия о животных»

сюжетно ролевая игра «Заповедник»;

рассматривание познавательных рисунков;

разучивание дидактических и подвижных игр;

экскурсия в заповедник «Белогорья»

Здоровьесберегающие технологии:

Хождение с высоким подыманием колен

Сохранение равновесия при ходьбе по следам.

Физкультурная минутка

упражнения для дыхания

Средства обучения:

Демонстрационный материал (карточки с изображением жилища животных, следов зверей);

д/игра «Ветер дует» (Карточки с детальным изображением животных);

п/игра «Найди свой дом» (Маски диких животных, карточки с изображением их жилища);

д/игра «Кто, что умеет делать»;

«пуховая горка» (для эксперимента)

дорожка со следами человека

Содержание непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл зайчик Степашка. Ему очень хочется узнать, что такое зима и как зимуют в лесу зайцы и другие животные.

- А сейчас отгадайте загадку, о каком времени года в ней говорится?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Дети: - Снег бывает только зимой.

- Замерзла вода в реке.

- Вьюги и метели бывают только зимой.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

- Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - Что вы можете сказать о зимних днях и ночах?

Дети: - Зимой самый короткий день и длинная ночь.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит «горка» пуха, потрогайте его, какой он?

Дети: Мягкий, пушистый, белый.

Воспитатель: - Возьмите, каждый по пушинке и подуйте?

(дети выполняют задание)

-Что вы ощутили?

Дети: Он легкий, не чувствуется на руке и хорошо летает.

Воспитатель: Что она вам напоминает?

Дети: Снег.

- Что мы можем сказать о снеге, какой он?

Дети: - Белый, пушистый, рыхлый, серебристый, легкий и т. п.

Снег - это один из главных признаков зимы.

Воспитатель: - Правильно ребята, только зимой мы можем увидеть много снега.

Воспитатель: - А что мы можем сказать о зиме, какая бывает зима?

Дети: - Зима бывает лютая, злая, морозная, снежная и т. п.

Воспитатель: - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о зиме.

Дети: - Зимний денёк с воробьиный скок.

- Зимой съел бы грибок да снег глубок.

- Береги нос в большой мороз.

- Зимой солнце, что мачеха, светит да не греет.

- Снег земле – что тёплый кожух.

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Зимой тулуп всякому люб.

- Январю морозы – февралю метели.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много интересного рассказали о зиме. Теперь Степашка будет знать, что зимой очень холодно, идёт снег и всё живое приспосабливается к холодам. А как зимуют животные в лесу, мы узнаем, совершив путешествие в зимний лес.

Ребята, прежде чем отправиться в заснеженный лес мы с вами должны сделать разминку:

Там в лесу растет сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет по длинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то - же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Кто размялся от души,

В путешествие спеши (Дети идут на места.)

А отправимся мы в путешествие на ….

Кто догадался, на каком виде транспорта мы поедем?

Дети: - Машине, поезде, автобусе, на санях.

Воспитатель: - Отправимся мы на санях. А почему на санях?

Дети: - Потому, что сани в снегу не застрянут.

Воспитатель: - Правильно, ребята.

- Поехали.

(звучит музыка: скрип полозьев и звон колокольчиков).

Воспитатель: - Вот мы и приехали в лес. Всё кругом бело, деревья, кустарники, земля всё покрыто снегом. Ребята, а что мы видим на снегу?

Дети: - Это следы животных.

Воспитатель: - А давайте с вами будем следопытами и попытаемся узнать, чьи это следы.

Дети: - Это следы зайца.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Дети: - Высказывают свои доводы.

Воспитатель: - Давайте пойдём по следу, куда он нас приведёт.

(Дети идут по следу, заглядывают под деревья.)

Воспитатель: - Посмотрите, не спрятался ли там кто?

(Дети находят зайца)

Воспитатель: - А вот и зайка сидит, под ёлкой дрожит.

- Ребята, а почему наш Степашка в серой шубке, а лесной в белой?

Дети: - Зайцы на зиму меняют шубку с серой на белую.

Воспитатель: - А почему они меняют окраску?

Дети: - Чтоб им легче было спрятаться от хищников. На белом снегу зайку не заметно.

Воспитатель: - А что умеет делать зайчик?

Дети: - Путать следы.

Воспитатель: - Давайте отпустим зайку в лес и посмотрим, чьи ещё следы видны на снегу?

Дети: - Мы нашли ещё следы!

Воспитатель: - Как вы думаете, чьи это следы?

- Посмотрите внимательнее лапки у этого животного как пальчики.

Дети: - Это след белки.

Воспитатель: - Как зимует белка?

Дети: - Белка меняет шубку на зиму.

- Она собирает осенью грибы, орехи, а зимой ест их.

Воспитатель: - Правильно ребята!

- Посмотрите, я нашла большой снежный сугроб, есть ли там кто?

Дети: - Это сухие ветки засыпал снег.

- Это сугроб снега.

- Это берлога медведя.

Воспитатель: - Давайте посмотрим. (Подходят тихо).

- Да ребята это берлога. А почему возле берлоги нет следов?

Дети: - Потому что медведь зимой спит.

Воспитатель: - А что делает медведь, когда спит?

Дети: - Он сосёт лапу.

Воспитатель: - Почему он её сосёт?

Дети: - Потому что там накоплен жир, и он им питается.

Воспитатель: - А кто ещё из животных спит зимой?

Дети: - Зимой спят ёж и барсук.

Воспитатель: - Правильно!

- Все следы мы с вами нашли?

Дети: - Нет. Ещё по снегу бродит волк.

Воспитатель: - Как зимует волк?

Дети: - Он бродит по лесу ищет себе зайцев или мышей.

Воспитатель: - Кто ещё питается мышами?

Дети: - Лиса ест мышей, она ищет их под снегом.

Воспитатель: - Видишь, Степашка, как много дети знают о животных.

- А сейчас давайте отдохнём на лесной полянке, закрыли все глазки. Что вы слышите? (Звучит музыка импровизация «Метель»).

Дети: - Метель бушует.

- Вьюга воет.

- Ветер сугробы наметает.

Воспитатель: - А пока мы с вами слушали, как поёт метель, на снегу появились еще, чьи- то следы. Чьи они?

Дети: - Это следы человека.

Воспитатель: - Как вы думаете, какой человек ходил по лесу, и что он делал в лесу?

Дети: - Это лесник.

Воспитатель: - Правильно, лесник помогает животным пережить холодную зиму. Ребята посмотрите, лесник оставил для нас коробку, интересно, что там?

(Дети предполагают,что может находиться в коробке, воспитатель открывает)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, здесь маски животных и загадки о них. Давайте их отгадаем, кто правильно ответит, тот получает маску этого животного. (Воспитатель загадывает загадки).

• Просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь)

• На гору бегом с горы кувырком (Заяц)

• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)

• Кто хитра и плутовата и в курятник вечерком

часто бегает тайком (Лиса)

• Ходит он по лесу, рыщет, всюду он добычу ищет (Волк)

• Маленькая хозяйка на дереве скачет, грибы и орехи прячет (Белка)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Теперь вы превратились в диких животных, и мы с вами поиграем на лесной поляне.

ИГРА: «1,2,3- главный признак назови!»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о признаках присущих данному животному (заяц – длинные уши, лиса – рыжая, хитрая и т. д.)

ИГРА: «Найди свой дом»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные. (Дети в масках животных по сигналу воспитателя ищут свой дом: белка – дупло, волк – логово, медведь – берлога и т. д карточки с изображением жилища животных меняют местами.)

ИГРА: «Кто что умеет делать»

ЦЕЛЬ: Закрепит умение детей использовать в речи глагольную форму. (волк – выть, медведь – сосать лапу, кабан – рыть землю и т. д.)

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: - Да.

Воспитатель: Что вам больше понравилось в путешествии?

Дети: Быть следопытами, искать и узнавать следы зверей.

Воспитатель:-А что еще мы делали?

Дети: - Беседовали о зиме, рассказывали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, играли в игры.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Степашка, тебе понравилось наше путешествие в лес? Нам уже пора домой. Нас ждут новые путешествия, сели в сани, поехали!

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 22:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...