МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Звуки [л] и [р]» (1 фото)

Ольга Шарапова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Звуки [л] и [р]»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: Звуки [Л-Р]

Лексическая тема: «Весна»

Цель: упражнять в различении звуков [л-р] в словах, фразовой речи.

Образовательные задачи : совершенствовать навыки фонематического восприятия и анализа: учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слово на заданный звук («Коммуникация»); упражнять в образовании относительных прилагательных; расширять словарь по теме «Весна».

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: „Звуки [л] и [р]“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, развивать точность движений органов артикуляции, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением («Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура»).

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к развитию правильной речи («Коммуникация»). Воспитание любви и бережного отношения к природе («Социализация», «Безопасность»)

Предварительная работа: знакомство со звуками [л], [р]; беседа о весенних приметах, наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Методы и приё мы: практические - упражнения, игра; наглядные - пособия, ТСО, показ образца задания, прослушивание звукозаписей; словесные - беседа, указания, пояснения.

Оборудование: бейджики для имён детей, маркер, проектор, 4 стола, костюм Буратино, мешок для игрушек, аудиозаписи звуков весны, игрушки в названии которых имеются звуки [л] и [р], изображение Мальвины и Артемона, карточки с графическим изображением предметов в названии которых есть звуки [л] и [р] со схемой слова под каждой картинкой, синие карандаши, мяч, белые бумажные кораблики не менее 20 штук, по 10 корабликов красного и синего цвета, 2 разноса.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

С1. I. Организационный момент. Под быструю музыку в группу вбегает Буратино, за плечом мешок с игрушками. Буратино прячется за спины ребят осторожно выглядывая.

Буратино: Уф! Вот и убежал от Мальвины и Артемона. Ой! Куда же я попал? Оглядывается вокруг выслушивая ответы детей. В детский сад…. Вот здорово. Здоровается за руку с детьми, представляется. Мне с Мальвиной и Артемоном так скучно. Они меня всё учат и учат. А я уже всё знаю! Только забыл, куда исчезает снег, почему, что происходит на улице? А вы знаете? Ответы детей: наступила весна, С2. солнышко стало сильнее греть, снег тает, журчат ручьи. Ой, голова моя деревянная мне же Мальвина об этом говорила. А ещё она учила меня говорить звук [Л], а вы умеете. Проверим! Язычок вверху прижмём - самолёт мы заведём. Руки в стороны и гудим как самолёт. Молодцы! Если у кого-то не получается надо обратиться к Мальвине. Она мигом научит. А Артемон научил меня говорить звук [Р] вот так : рррр…. А у вас получится? Не переживай я познакомлю тебя с Артемоном он и тебя научит. Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем искать в словах? Ответ [Л-Р]. Верно, и повторять приметы какого времени года …. весны. Садитесь на стульчики.

II. 1. Упражнение «Послушай» (совершенствование слухового внимания)

Ребята, помогите мне выполнить задание Мальвины. Надо внимательно послушать звуки природы и запомнить их. Звучит аудио запись весенних звуков природы. Что вы услышали? Щебетание птиц, журчат ручьи, звенит капель. Правильно.

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы чисто говорить - надо с язычком дружить. А как с ним подружиться? Правильно, поиграть. Вот так:

С3. Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях. Приклеить «широкий» язык к верхним зубам с внутренней стороны «язычок прилип».

«Качели». Рот приоткрывается. Широкий язык опускается за нижние зубы, затем поднимается за верхние зубы.

«Индюк». Движения широким языком по верхней губе вперёд и назад.

С язычками вы подружились. Теперь посмотрим, какие у вас внимательные ушки.

3. Различение звуков [л-р]. (Совершенствование фонематического восприятия)

1) На звук [л] – хлопок, на [р] – выталкивающее движение вперёд прогнутыми ладонями.

a) из ряда звуков : а, л, в, л, р, ж, р, л;

б) из ряда слогов: ла, лы, ра, ру, ва; ала, ары;

в) из слов: лак, рысь, весна, овал, помидор.

2) А сейчас я буду называть приметы весны, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук часто встречается в словах:

• солнышко, стало тепло, появились длинные сосульки, побежали весёлые ручейки, долы полны талой водой.

Верно, в этих словах часто встречается звук [Л];

• журчат ручьи, прилетели грачи, строят гнёзда, проталины, пригревает, прорастают подснежники.

Верно, в этих слова часто встречается звук [Р]. Молодцы, слушали внимательно.

4. Упражнение «Игрушки». (Произношение и различение звуков в словах.)

С4. Ребята я взял у Мальвины и Артемона игрушки поиграть, а вернуть не могу. Буратино берёт мешок с игрушками. У Мальвины игрушки со звуком [Л], а у Артемона со звуком [Р]. Помогите мне разобраться, где, чьи игрушки. Возьмите по одной игрушке из мешка и садитесь на место. Дети по одной называют игрушки и кладут на стол к Мальвине или Артемону. Следить за полным ответом детей: В этом слове есть звук [л] ([р]). Молодцы! Спасибо!

5. Упражнение «Найди звук». Работа с индивидуальными карточками. (Определение места звука в слове.)

C5. Ребята, посмотрите, правильно ли я выполнил следующее задание. На слайде три картинки, под которыми схемы слов с закрашенными синим цветом квадратами в начале, в середине и в конце слова. В слове лопата звук [л] находится начале слова, поэтому я закрасил первый квадрат. В слове Буратино есть звук [р] он находится в середине слова поэтому я закрасил квадрат где?. Верно в середине слова. В слове осёл звук [л] в конце слова. Помогите мне выполнить такое же задание на других карточках. Возьмите синий карандаш и определите место звука [л] или [р] в слове. Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание. Буратино оказывает индивидуальную помощь. Хорошо.

6. Упражнение «Клён» (координация речи с движением)

С6. Поиграем в игру «Клён». Для этого вы превращаетесь в молодые весенние клёны. Повторяйте за мной движения.

За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг.

Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на

поясе.

Ветер тучи рвёт в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо.

Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.

Клён тугие кулачки. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку. 4 прыжка.

И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.

Мне зелёную ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.

Клён протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки.

С. Коган Рукопожатие.

7. Игра с мячом «Полено»)

Интересно, а из чего сделал меня папа Карло? Ответы детей. С7. Из полена. Если он возьмёт полено от дуба какое будет полено? – дубовое полено.

у клёна – кленовое полено

у сосны – сосновое полено

у липы – липовое полено

у осины – осиновое полено

Давайте поиграем с мячом. Встаньте в круг.

8. Игра соревнование «У кого больше корабликов» (выделение слов с заданным звуков из фразовой речи)

А сейчас проведём соревнования. Вы должны внимательно слушать предложения и запоминать слова со звуками [л] и [р]. За каждое правильное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. С8. На деревьях лопаются почки. Ветка вербы оживает, распускается.

С9. Грач летает, ищет червей, строит гнездо.

С10. На первых проталинах появляются подснежники.

С11. Плывут, качаются, переворачиваются кораблики в весенних ручейках.

Посмотрите, кто же получил наибольшее количество корабликов.

Д: Это Вадик!

Вадик, ты сегодня победитель! Давайте похлопаем Вадику! Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдёте на прогулку к ручейку.

III. Итог. (Оценка работы детей) Вспомните какие приметы мы вспоминали? (весенние) В какие игры играли? Игрушки, полено, кораблики, клён. Какие звуки искали в словах?

Потом, оценивается работа каждого ребёнка. Ребята у меня есть цветные кораблики. Если у вас хорошее настроение, вам было легко выполнять все задания и вам понравилось играть с Буратино – возьмите красный кораблик. А если вам было трудно, скучно – возьмите синий кораблик. Почему тебе было трудно, что не понравилось?

С12. А теперь, мне пора возвращаться к Мальвине и Артемону с выполненными заданиями. Спасибо! Под весёлую музыку подскоками Буратино убегает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Звуки [л] и [р]»
Публикации по теме:

Логоритмические упражнения в работе с дошкольниками В работе с детьми,имеющими диагноз ОНР, при изучении лексических тем стараюсь подбирать соответствующие логоритмические упражнения. Вот.

Проблемы детей раннего возраста В Блоге Ольги Степановой Размещена красочная информация которую можно использовать в работе с родителями по теме Проблемы детей раннего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «Звуки [л] и [р]»
Опубликовано: 7 апреля 2012 в 10:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД