Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»

Дидич Елена
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Учить образовывать притяжательные прилагательные;

Учить подбирать признаки к предметам;

Обогатить словарный запас по теме : «Времена года. Зима», зимняя одежда; дикие животные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей слуховое и речевое внимание, общую моторику, артикуляционные движения, фонематическое восприятие.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Зима, Родственные слова“» размещена в разделах

Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. Демонстрационный («ковер – самолет», предметы зимней одежды, домики Зимушки-Зимы, домики родственных слов, картинка «чудо-зверя», муляжи фруктов, интерактивное оборудование, диск с играми)

2. Раздаточный материал (разрезные картинки зимних животных).

Словарная работа : закреплять в речи детей слова по теме «зимняя одежда», «родственные слова».

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Ваню А.

Методические приемы: игровой, наглядно-действенный (демонстрация, иллюстрация, словесный (беседа, практический.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Логопед : Сегодня мы отправимся в Волшебный город (страну). Там мы увидим удивительный город, чудесный, красивый и волшебный лес.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года.

Дети: Зима.

Логопед : Зима – моё любимое время года. Я хочу сейчас превратиться в Зиму. Вы мне поможете?

Логопед подводит детей к набору предметов одежды «Времена года». Дети выбирают зимнюю одежду: варежки, меховую шапку… и объясняют свой выбор.

Дети садятся на стульчики. Логопед надевает все это, кружится и «превращается» в Зиму.

Логопед :Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Я принесла то, без чего не обходится ни одна зима. Как вы думаете, что же это?

Дети: Снег.

Перед детьми выставляю чашку с настоящим снегом. Рассматривание снега.

Логопед : Посмотрите, можете его потрогать. Какой снег?

Дети: белый, холодный, пушистый, мокрый, липкий, легкий.

Логопед : Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой?

Дети: блестящий, искрящийся.

Логопед : Правильно, а сейчас давайте отправимся в гости ко мне, к Зимушке-зиме, в гости.

Логопед : Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно отправиться в волшебный город?

Дети: самолет, машина, автобус, ракета.

Логопед : Ребята, так как мы отправляемся в волшебный город, я предлагаю вам полететь на волшебном ковре-самолете. Но чтобы в дороге вы не замерзли, нужно тепло одеться. Что нужно надеть?

Дети: шапку, валенки, шубу, шарф.

Логопед : Как одним словом назвать эту одежду?

Дети: зимняя одежда.

Дети имитируют движения: одевание, помогают друг другу завязывать шарфы, надевают валенки.

Садимся с детьми на ковер-самолет, «летим».

2. Закрепление родственных слов.

Логопед : Ребята, вот мы и прилетели в волшебный город. Садитесь поудобнее на скамеечку. Давайте с вами согреемся, а то во время полета вы замерзли, подуем на наши ручки, чтобы они согрелись.

Логопед : Ребята, посмотрите, в этом домике живу я, Зимушка-зима, а здесь живут мои друзья.

Показываю на ширму, на которой находятся домики, в окошках которых – родственные слова : снежинка, снежок, снеговик.

Логопед : Посмотрите, а что же живет в первом домике?

Дети: В первом домике живет снежинка.

Логопед : А во втором домике, как вы думаете, кто живет?

Дети: Во втором домике живут снежки.

Логопед : А в последнем домике кого вы видите?

Дети: снеговика.

Объясняю последовательность: из маленьких снежинок можно сделать снежок, а из снежков (трех) получится снеговик.

Логопед : Ребята, все эти слова : снежинка, снежок, снеговик – называются родственными словами. Как вы думаете, почему? (ответы).

Логопед : Эти слова родились от одного слова «снег» и все родственные слова похожи по звучанию на главное слово. Слово «снег» - главное.

Логопед : Ребята, как вы думаете, слово «Зима» - является родственным словом к слову «снег»?

Дети: нет.

Логопед : Почему?

Дети: Они разные по звучанию.

Логопед : Ребята, вставайте на ножки, сейчас мы с вами немного согреемся (поиграем).

3. Физминутка

Один, два, три, четыре – (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем. (топают)

4. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед : Присаживайтесь на полянку, наши ножки немножко отдохнут, и отправимся дальше путешествовать.

Логопед : Ой, ребята, посмотрите, что же это?

Дети: следы.

Логопед : Чьи это следы?

Дети: Это следы животных

Логопед : Ребята, давайте попытаемся отгадать, кто оставил все эти следы?

Перед детьми на полу находятся следы животных, они отгадывают, чьи это следы.

Логопед : По следам видно, что в этом лесу живет необычный зверь. Посмотрите, а вот и он сам.

Картинка «Чудо-зверя» находится под деревом.

Логопед : Как вы думаете, на кого похож этот зверь? (ответы детей)

Логопед : Посмотрите на голову, как вы думаете, чья это голова?

Дети: заячья.

Если дети затрудняются ответить, проговариваю правильный ответ сама, прошу детей повторить за мной.

Логопед : Чье это туловище?

Дети: волчье.

Логопед : Чей это хвост?

Дети: лисий.

Логопед : Один злой волшебник заколдовал животных, которые жили в этом волшебном лесу, а расколдовать их не удалось еще никому.

Логопед : Ребята, давайте попробуем нашего «Чудо-зверя» расколдовать.

Перед детьми разрезные картинки (части тела зайца, волка, лисы, дети, присев на полянку, собирают их.

Логопед : Вот мы и расколдовали нашего зверя, и он больше не будет прятаться в лесу.

Логопед : Ребята, как вы думаете, если эти животные живут в лесу, как их назвать одним словом?

Дети: дикие животные.

5. Работа с интерактивной доской (Mimio). Программа «Новый диск»

Подвожу детей к интерактивной доске.

Логопед : Посмотрите, перед вами волшебный телевизор. Что вы видите на экране?

Дети: Диких животных

Логопед : Назовите их по порядку.

Дети: заяц, волк, лиса.

Логопед : А сейчас послушайте внимательно задание!

Логопед : Поместите в первое окно: серое, зубастое, злое животное, кто это?

Дети: волк

Логопед : В следующее окно поместите длинноухого, белого, трусливого …

Дети: зайца

Логопед : Какое животное будет в третьем окошечке?

Дети: Лиса

Логопед : Что можно сказать о лисе, какая она?

Дети: рыжая, пушистая, хитрая.

Логопед : А сейчас проверим, правильно ли мы справились с заданием? (нажимаю на кнопку «проверить»)

Логопед : Ребята, каких еще диких животных вы знаете?

Дети: медведь, белка…

Логопед : Молодцы, ребята, справились с заданиями.

6. Возвращение в детский сад.

Зимушка-Зима смотрит на «большие» наручные часы.

Логопед : Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Логопед : На каком транспорте мы попали в волшебный город?

Дети: ковре-самолете.

Садимся на ковер-самолет, «летим» в детский сад. Ребята садятся на стульчики. Обращаю внимание на чашку снега.

Логопед : Ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом, каким стал снег?

Дети: он растаял.

Логопед : А почему?

Логопед : Правильно, если тепло, то снег будет таять и превратится в воду.

На радость всем, на удивленье

Я испекла вам угощенье:

Пирожочки снежные,

Вкусные да нежные.

Не стесняйтесь, угощайтесь!

Угощаю детей сладким сюрпризом.

Логопед : Ребята, сейчас я снова немножко поколдую, кружусь, снимаю одежду.

7. Итог занятия.

Логопед : Где мы сегодня были?

Дети: Мы были сегодня в волшебном городе.

Логопед : О каких родственных словах мы сегодня говорили?

Дети: снежинка, снежок, снеговик.

Логопед : Что вам понравилось на занятии?

Логопед : Вы меня очень порадовали, на занятии хорошо занимались, правильно отвечали, и даже не замерзли, путешествуя по волшебной стране.

Логопед : Ребята, сегодня вы пойдете на прогулку, попробуйте слепить снеговика.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательныхДидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательных Дидактические игры очень часто используются в работе учителя-логопеда. При помощи игры ребенок быстрее усваивает задаваемый материал, развивается.

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 16:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД