Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей речевой группе «Урал — мой край родной».

Луиза Султанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей речевой группе «Урал — мой край родной».

МАДОУ «Канашевский детский сад №9 «Золотой ключик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей речевой группе.

Тема: «Урал мой край родной».

Воспитатель: Султанова Л. Г.

с Канашево 2018г.

Тема: «Урал мой край родной».

Цель занятия: развивать у детей интерес к родному краю как части России, к культуре людей разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи.

1. Формировать грамматически правильную речь через закрепление навыка согласования существительного с числительным.

2. Развивать интерес к природе родного края. Активизировать и пополнять словарь детей. Развивать мышление, память, произвольное внимание, познавательную активность.

3. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, интерес к культурному уральскому наследию народа. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

4. Развивать мелкую моторику.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Используемые материалы.

Раздаточный: Пластилин, душечки, стеки.

Демонстрационный:

- мультимедийное оборудование;

- презентация «Народы Южного Урала»;

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация, сюрпризный момент;

- словесные: загадки, вопросы, использование устного народного творчества, рассказывание легенды;

- практические: физкультминутка, игровая ситуация, упражнение на развитие сенсорики и моторики.

Предварительная работа.

Разучивание стихов детьми. Обсуждение пословиц воспитателем с детьми.

Ход занятия:

Полина:

Что значит слово "Родина" для нас?

На карте точка, там, где ты родился?

Деревня, город, область, край?. Подчас,

То место, где на свет ты появился.

Воспитатель: Что же такое родина?

Ответы детей:

Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился.

Слайд № 2

Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Вы знаете, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Слайд №3

Воспитатель: Правильно. Наша с вами страна называется Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Край, в котором мы живём, называется Урал. А точнее Южный Урал.

Слайд №4

Красив и богат Южный Урал. Есть здесь и просторные степи, есть и леса, богатые дарами. Есть горы, а в горах спрятаны бесценные сокровища. Дети, как вы думаете, что это за сокровища? (ответы детей).

— Нет, не золота и не алмазы, а бесценные руды, железные да медные. Но самое главное богатство Южного Урала – это люди. Дети, вы знаете, какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей).

— На Южном Урале живут разные народы, но больше всего русских, башкир и татар. Дети я приглашаю вас в виртуальное путешествие по «реке времени» в прошлое Южного Урала.

Слайд №6

— Дети, по «реке времени» в прошлое уплываем, историю Южного Урала узнаем.

Слайд № 7

В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.

Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Слайд №8

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.

Слайд №9

Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.

Слайд № 10

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.

Слайд № 11

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Южном Урале живут, их башкирами зовут.

Слайд №12-13

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре, очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Слайд №14

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.

Физкультминутка «Уральский край».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу вам рассказать. дети маршируют на месте,

Как богат Уральский край руки в стороны,

Ты о том не забывай руки к сердцу,

Наши реки широки, руки в стороны,

А озёра – глубоки, наклон, руки вниз до полу,

Горы наши высоки, руки вверх, встать на носочки,

Есть пещеры у реки, присесть, встать,

И леса, и поля – руки в сторону,

Это Родина моя! руки к сердцу.

Слайд № 15

— Дети, путешествие продолжаем, много нового узнаем. Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на благодатных землях Южного Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар Южного Урала была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.

Слайд № 16-17

Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.

Слайд № 18-19-20-21-22-23.

Русские люди Южный Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.

Военные строили крепости. Купцы торговали.

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Южного Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.

Слайд №24-25

В согласии и мире живут, в обиду друг друга не дают.

— Дети, вы согласны с тем, что мы живём в согласии и мире? (ответы детей).

Воспитатель: Вот и закончилось наше виртуальное путешествие.

А сейчас я вас приглашаю сходить в гости к бабушке.

Но сначала мы вспомним с вами правила, как мы будем вести себя в гостях.

Ответы детей.

Дети:

Лады, лады, ладушки –

Идем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке – Галинушке.

Идут к ней ребятушки,

Милые внучатушки.

Дети подходят к горнице стучатся.

Дети:

Здравствуйте! Есть кто дома?

Детей встречает бабушка Галя.

Бабушка хозяюшка: Здравствуйте дорогие дети, проходите в мою горницу.

Рассказ о горнице. Хозяйка приглашает детей зайти в избу (дети рассаживаются на стульчики и лавки в уголке русского быта): Какие вы красивые, нарядные пришли ко мне в гости. И я вас поджидала, наряд себе выбирала. Долго я наряд выбирала и решила, что накину я на плечи платок при нашей встречи. Я рада вас видеть у себя в гостях. А вы рады мне? Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко. А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите. Вот мы все снова вместе на этом месте. Будьте моими гостями. У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко! Припасла я для вас забавушек на всякий вкус, кому — правду, кому — сказку, а кому —бубликов вязку. Всем места хватило? Всем ли удобно? Не тесно ли вам, гости дорогие?»

Обсуждение, пояснение поговорки «В тесноте, да не в обиде».

Хозяйка: «В избах раньше была только одна комната – горница, она являлась и кухней, и гостиной, и спальней».

«Самое главное в избе – это печка. Почему? А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней). Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще помощник есть.

Вот загадки про них:

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

«Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

«Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает». (Деревянная ложка)

Помогает нам Красавица у печи

Снять с плиты Пироги и калачи,

Чтобы мог в рот положить их ты. (Деревянная лопатка)

Варят суп во мне и щи

Ты в печи меня ищи. (Чугунок)

Бабушка: На печке испекла я вам блины.

Воспитатель: Спасибо тебе бабушка Галинушка. Про блины мы знаем песенку. Дети поют песню «Ой блины, блины, блины вы былиночки мои»

Воспитатель: Загостились мы у тебя бабушка. Нам пора возвращаться в детский сад.

Бабушка: Все секреты рассказала и немного подустала. До свидания, приходите еще!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Встали в круг.

Лады, лады, ладушки!

Где были?

У бабушки!

Нас бабуся привечала,

Всех ребяток угощала!

До свидания, бабушка,

Бабушка Галинушка!

Ведущая.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Ребята у кого мы были сегодня в гостях.

Что главного в избе бабушки Галины?

Ответы Детей:

(Звучит башкирская мелодия. Заходит бабушка Роза в башкирском народном костюме)

- Хаумыгыз балалар! Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте бабушка!

Бабушка: Дорогие мои я пришла к вам в гости. Надела самый красивый свой наряд.

Это башкирская национальная одежда: кульмак - платье, камзол- жилетка, Яулык – платок. Пришла я не с пустыми руками, а с башкирским сладким угощением, которое называется чак- чак. Вы хотели бы научиться его готовить? А давайте вместе приготовим. Проходите за стол. (На столах приготовленные кусочки соленого теста или пластелина, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки). Посмотрите ребята как выглядит чак-чак (воспитатель показывает детям чак-чак). Он состоит из маленьких колбасок, сложенных горкой. Вот такой чак-чак мы будем с вами лепить. Садитесь на свои места. Возьмите тесто и скатываем колбаску между ладошками.

Молодцы! Какие у вас красивые колбаски получились! Все слепили колбаски?

Дети: (Да)

Бабушка: А сейчас свои колбаски мы будем делить на маленькие колбаски, с помощью стеки. Режем аккуратно и ровно.

Все вырезали?. Складывайте по очереди колбаски в виде горки, на большую тарелку. Посмотрите какой красивый получился чак-чак. Молодцы ребятки! Все вырезали ровненькие колбаски, поэтому чак-чак получился красивый и на вид очень аппетитный! Какое блюдо мы с вами лепили (Чак-чак).

Бабушка: Ребятки а вы знаете название башкирского жилища?

Дети: Юрта (Тирмэ)

Бабушка: Правильно!

Воспитатель: Бабушка а мы с ребятами знаем башкирскую игру, которая так и называется Юрта.

Бабушка: Знаю, знаю такую игру давайте поиграем.

После игры дети прощаются с бабушкой.

Воспитатель: Ребята вам понравилось встреча с бабушками?

Ответ детей:

Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну а сейчас пригласим наших гостей в группу и будем пить чай с блинами и чак-чаком.

Прикреплённые файлы:

ural-nash-krai-rodnoi_061h6.pptx | 19595,91 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности средней группы «Мой горный край — Осетия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Моздока РСО– Алания.

Сценарий развлечения «Урал, наш край родной»Сценарий развлечения «Урал, наш край родной» «Урал – наш край родной!» Цель и задачи: Закрепления знаний детей о родном крае Урале Формирование выразительной.

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал» Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Край родной, навек любимый» Конспект непосредственно образовательной деятельности Интегрированное занятие «Край родной на век любимый» Старший дошкольный возраст Автор:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Конспект НОД в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Интегрированное занятие в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Программное содержание. Образовательные задачи. • Инициировать нанесение.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей речевой группе «Урал — мой край родной».
Опубликовано: 13 марта 2018 в 15:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Цветок с сюрпризом»
Данный мастер-класс предназначен для детей от 5 лет , педагогов , творческих родителей. Цель : создание поделки "Цветок с сюрпризом" в подарок маме....
Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»
Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают...
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один...
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...