Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода. Использование воды» в старшей группе

Лариса Молотова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода. Использование воды» в старшей группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект совместной деятельности

педагога и детей

в старшей группе «Фантазеры"

Подготовил воспитатель

Молотова

Лариса Николаевна

Программное содержание:

Образовательные задачи: формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом; расширить знания детей о свойствах воды: жидкая, текучая, прозрачность, отсутствие собственной формы.

Развивающие задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Воспитательные задачи: Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе.

Словарная работа:

Активизировать и обогащать словарь детей словами: жидкая, текучесть, прозрачность, приобретение формы, без запаха.

Методы и приемы:

1. Мотивация к деятельности

2. Показ на мультимедийной установке

3. Обследование предметов, вопросы

4. Индивидуальные указания, советы

5. Опыты

6. Пояснение

7. Игра.

8. Художественное слово (загадывание загадок)

9. Уборка рабочего места

Предварительная работа:

1. Наблюдения на прогулке

2. Отгадывание загадок

3. Беседа «Значение воды в природе».

4. Рассматривание иллюстраций «Реки, моря, океаны»

Материал и оборудование

1. Мультимедийная установка

2. Стаканы с чистой водой по количеству

3. Стакан с чаем

4. Монетки и камешки по числу детей

5. Кубик

6. Шарик

7. Стеклянная бутылочка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в исследователей. А исследовать мы будем…Подождите, раз вы исследователи, то попробуйте сами найти ответ на мой вопрос: «Без чего не может обойтись все живое: и растения, и животные, и человек?»

Ответы детей.

Воспитатель: Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на нашей планете. Во все времена жизнь человека тесным образом связана с водой. Большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. А почему? (Ответы детей). Исследователь, Аня, а ты как думаешь?

Воспитатель: Правильно, дети. Где человек использует воду? Для чего нужна человеку вода?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, человек начинает свой день под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, отдыхает у воды. Вода настолько привычная для нас, что мы ее перестаем замечать и ценить.

Обратите внимание, ребята, на экран. Полюбуемся красотой природы.

Мультимедийная установка (слайд с изображением воды: водопады, озера,моря)

А вы хотите узнать тайну воды?

(Ответы детей).

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем к столу и посмотрим, что здесь лежит.

Ответы детей (камень). А какой он? А мы можем его переложить с одного места на другое? (Предложить детям рассмотреть и пощупать камень) А теперь посмотрите, ребята, на воду. Я могу воду налить, перелить, вылить, разлить. Попробуйте перелить воду с одного стаканчика в другой. Её можно взять в руки и переложить с места на место или пересыпать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Её можно только перелить. Значит, вода, какая?

Дети: Жидкая, текучая и т. д.

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод? Вода течёт, значит, это – жидкость. А какие ещё жидкости, кроме воды, вы знаете?

Дети: Молоко, чай, кофе, какао, компот, газировка.

Воспитатель: У меня на столе лежит кубик и шарик. Если я постучу кубиком по столу, он изменит свою форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: А изменит ли форму шарик, если я его покатаю по столу?

Дети: Тоже нет.

Воспитатель: Теперь попробуем узнать форму воды. Я наливаю воду в сосуд, что с водой произошло?

Дети: Она приняла форму сосуда.

Воспитатель: Да, верно. А если налью воду в бутылочку? Что станет с водой?

Дети: Примет форму бутылочки.

Воспитатель: Так же воду можно перелить в стакан, вазу, лейку, ведро. Она всегда примет форму того предмета, в который её налили. Поэтому мы можем сказать, что вода сама по себе имеет форму?

Дети: Нет. Вода форму не имеет.

Воспитатель: Значит, вода приобретает форму предмета, в который она налита.

Теперь поговорим о цвете воды, попробуем его определить. Сначала посмотрите на молоко и чай в своих стаканах. Какого цвета молоко?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Какого цвета чай?

Дети: Чай коричневого цвета.

Воспитатель: А у воды есть цвет? Как ты думаешь, исследователь Паша?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можем мы сказать, что она красная, чёрная, зелёная или синяя?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: И что мы можем сказать? Вода имеет цвет?

Дети: Нет, вода не имеет цвет!

Воспитатель: Значит, она – бесцветная.

Воспитатель: Попробуем определить запах воды. Понюхайте воду в своих стаканах. Пахнет ли она чем-нибудь?

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель: А сейчас возьмите свои стаканы и попробуйте воду на вкус. Поднимите руки, у кого вода кислая.

Никто из детей не поднимает руку.

Воспитатель: А у кого горькая?

Никто из детей не поднимает руку.

Воспитатель: Есть у кого-то солёная вода?

Никто из детей не поднимает руку.

Воспитатель: Поднимите руки, у кого вода сладкая.

Никто из детей не поднимает руку.

Воспитатель: Понятно, ни у кого из вас вода не имеет вкуса. Значит, вода, какая?

Дети: Безвкусная.

Воспитатель: Вода – безвкусная.

Воспитатель: Проведём еще один опыт. В одном стакане чистая вода, а в другом –мутная, черная, я её подкрасила чёрной краской. Теперь опустите камешки и монетки в оба стакана. Что вы заметили?

Дети: В чистой воде камешки и монетки видны, а в грязной – нет.

Воспитатель: Да, правильно, чистая вода – прозрачная, сквозь неё можно видеть. А в мутной, грязной воде ничего не видно.

Воспитатель: Какие ещё прозрачные предметы вы видите вокруг себя?

Дети: Стекло в окне. Стакан. Бутылочка. Флакончик из-под духов.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какая вода должна быть в аквариуме?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: Да, верно, рыбкам нужна чистая вода, потому, что в грязной воде они не смогут жить и погибнут. Такая же чистая вода нужна всем животным, растениям, человеку. Поэтому мы должны все вместе беречь наши водоёмы от загрязнения. Скажите, что может повредить водоёмам?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, не только животные, растения, но и люди на Земле погибнут, если вдруг закончится чистая вода. Запасы её уже сейчас очень малы. Что мы можем сделать, чтобы запасы чистой воды не уменьшались?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ответили правильно. Чтобы очищать сточные воды, строят очистительные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.

Мультимедийная установка (слайд с изображением очистительных сооружений)

Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в капелек воды и поиграем.

Проводится физкультминутка «Капельки»

Капля раз, капля два /Хлопки руками на каждое слово/

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом, /Бег. /

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, / Хлопки руками на каждое слово/

Капля каплю догонять.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, /Свободные движения пальчиками. /

Зонтики скорей раскроем /Соединить руки над головой. /

От дождя себя укроем.

Воспитатель: Скажу вам по секрету, что вода обладает еще двумя важными свойствами, при котором она меняет своё состояние. Особенно это заметно в зимнее время. Ребята может кто-нибудь из вас догадался о чем я говорю?

Дети: Лед, снег.

Воспитатель: Правильно, ребята. Лед и снег – это замерзшая вода.

А когда вода закипает, во что она превращается? Догадались?

Дети: В пар.

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Что вы узнали сегодня о воде?

Дети: Вода – жидкость, не имеет формы, цвета, запаха, вкуса. На морозе превращается в лед, при закипании - в пар. Чистая вода – прозрачная.

Дети: Люди должны бережно относиться к воде. Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми. Беречь воду от загрязнения.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку:

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!» (Вода)

Все это, ребята, тайны воды.

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Интегрированное занятие. Вода и ее свойства I .Конспект интегрированного занятия. (На основе интеграции ознакомления с окружающим и конструирования). Вторая младшая группа. Тема:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода. Использование воды» в старшей группе
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 12:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение «День защитника Отечества»
Развлечение «День защитника Отечества» Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник… ( ответы детей. Все мы любим и ценим бойцов...
Фотоотчёт «Сказка не кончается»
Новый год - время сказки, волшебства, время ожидания чудес, как для детей, так и для нас взрослых. Музыкальный зал мы начали оформлять задолго до Новогодних...
Конкурс «Снежинок» . Фотоотчёт.
Здравствуйте , Уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу , Вас познакомить с творчеством наших талантливых родителей ! В этом году наш детский сад обьявил конкурс...
Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего...
Зима в январе заявила о себе как полноправная хозяйка на наших зимних прогулках. Постройки, которые мы сделали еще до нового года, пострадали от оттепели, и...
Фотоотчет. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Подготовила...
В нашем детском саду был проведен мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для педагогов. Целью мастер-класса было расширение знаний педагогов через...