Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Людмила Овчинникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность».

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости в жизни человека, растений, животных.

Развивающие:

1. Развивать у детей способность устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Формы организации совместной деятельности: Загадывание загадки, беседа, самостоятельные опыты, рассматривание иллюстраций, обобщение опытов с использованием схем, изготовление плаката.

Предварительная работа:

Проведение прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, элементарных опытов. Загадывание загадок о явлениях природы. Чтение художественной литературы: «Воздушный океан», «Сказка о ветерке», «Куда дует ветер?» «Мыльные пузыри» С. Я. Маршак. Заучивание стихов о ветре.

Наглядный материал и оборудование: Глобус, картинка - планета земля, картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?», схема- «Круговорот воздушных масс», схемы- модели, мини – лаборатория у каждого ребенка: мерные стаканчики, стаканы с водой, трубочки, пластилин, камешки, уголь, салфетки, мешочки, стекло, свеча, цветные карандаши, бумага в форме круга, лист ватмана, халаты.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Дети, я вам хочу поведать удивительную историю. На планете земля, кроме четырех океанов, есть еще один пятый океан. Мы с вами купаемся в нем каждый час, каждую минуту, в любое время года. И прохожие на улице, все звери и день, и ночь в нем купаются.

-Догадались, что это за океан?

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку, она вам подскажет ответ.

Загадка: «Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

- Что это такое?

- Какой океан нас окружает? (Воздушный)

- Как вы думаете, что такое воздух?

- Кому необходим воздух? (человеку, растениям, животным, всему живому)

- А что будет, если воздух исчезнет? (все живое погибнет)

Предлагаю закрыть нос и рот ладонью, т. е. задержать дыхание.

- Что с вами происходит? (тяжело дышать, задыхаемся, не хватает воздуха)

Воспитатель: Да, дети без воздуха очень плохо и мы можем продержаться всего несколько секунд.

- А кто – нибудь из вас видел воздух?

Вот и я ребята его не видела, но точно знаю, что он присутствует здесь везде вокруг нас.

А вот какими свойствами он обладает, мы с вами узнаем сейчас об этом.

(Предлагаю вам стать учеными и пройти в лабораторию на заседание ученого совета, чтобы провести серию опытов и сделать выводы.)

- А кто такие ученые? Чем они занимаются? (наукой, исследованиями, опыты ставят)

Прежде чем приступить к работе, я вам хочу посоветовать, чтобы вы были внимательными, активными, старательными, помогали друг другу.

(Задание на внимание: ребро, ладонь, кулак, локоть, домик). Молодцы! Я вижу, что вы уже готовы к работе.

Опыт1: Попробуем доказать, что воздух есть вокруг нас. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой.

- Что вы почувствовали?

- Вы его увидели?

Вывод: почувствовали легкий ветерок, но не увидели.

А сейчас попробуем на вкус. (Пытаются захватить ртом воздух и почувствовать). Какой он?

- А имеет ли он запах? (предложить понюхать вокруг). Затем распыляю духи. – Что вы почувствовали?

- А кто принес этот запах? Вывод: Воздух не имеет запаха, а только переносит различные ароматы, запахи. Запах распространяется по воздуху.

Опыт2: Взять стакан с водой и подуть в воду.

- Что вы увидели? А откуда они появились?

Дети: мы выдохнули воздух, воздух легче воды и вышел наверх.

Опыт3: (С пакетами) Воздух можно поймать в пакет.

- Что у нас в пакете? (воздух)

- Каким стал пакет? (упругим)

- Видим ли мы воздух? (он невидимый, невидимка)

Опыт4: «Воздух занимает место». Предлагаю взять мерный стакан и на его дно закрепить бумажную салфетку.

- Как вы думаете, что будет, если мы будем опускать стакан в воду, что произойдет с салфеткой?

(Опускать необходимо медленно и ровно, можно коснуться дна)

- Какая салфетка? Почему она сухая?

Вывод: В стакане есть воздух, это он не дал салфетке намокнуть, он не пустил воду в стакан.

А теперь будем опускать слегка наклонив. – Что произошло?

Опыт 5: «Воздух есть во всех предметах». Предлагаю опустить в стакан с водой камень, уголь, пластилин.

- Что происходит?

Вывод: предметы опустились на дно, а из них вышел воздух, пузырьки поднялись вверх, т. к. воздух легче воды.

Физминутка: Мы в строю шагаем браво

Все науки познаем

И налево и направо

И конечно же кругом.

Это левая рука, это правая рука.

Это левая нога, это правая нога.

Ох, наука нелегка.

- Дети, я вам предлагаю продолжить заседание нашего ученого совета.

(Опустите в стакан с водой яйцо от киндер – сюрприза). Что произошло с ним?

Дети: Оно плавает на поверхности.

- Что есть внутри этого предмета? (Воздух)

- А еще в каких предметах есть воздух?

Опыт6: «Что загрязняет воздух?» (Опыт проводит педагог самостоятельно, дети делают вывод).

(Зажечь свечу и подержать стекло над пламенем) - Что произошло? (копоть, сажа на стекле)

- А что еще может загрязнять воздух? (Выхлопные газы от автомобилей, заводы, фабрики, едкий дым от пожаров, дым сигарет).

Рассматривание картинки: «Что воздух загрязняет?»,

- А какой воздух полезен для здоровья человека? (чистый, свежий)

- Что необходимо, чтобы воздух был чистым?

Дети: Сажать деревья, цветы, сеять траву, поливать дорожки в жару, проветривать помещения, протирать пыль)

Человек научился использовать свойство воздуха. А где воздух работает? (Рассматривание картинки : «Где работает воздух?»

Воспитатель: Пора подвести итог наших экспериментов. (С использованием схемы- модели)

- Какими свойствами воздух обладает?

Дети: Воздух – часть природы; невидим, прозрачен, бесцветный, без вкуса и запаха, но может переносит запахи. Легче воды, воздух есть повсюду. Он всем необходим.

Дети, мы с вами многое знаем про воздух, ветер, а вот малыши не знают. Давайте им поможем и нарисуем плакат «Берегите воздух!»

Слушаем музыку. Что она вам напомнила?

Дети: Шум ветра, гроза, дождь.

- А откуда взялся дождь?

Дети: Это ветер пригнал тучи.

- Каким бывает ветер? (порывистый, переменчивый, сильный, южный, северный, тихий, спокойный, ураганный. стремительный и т. д.)

Я вам предлагаю посмотреть на схему. Что она вам напомнила?

Дети: круговорот воды в природе.

Да, дети, только это схема «движения воздушных масс»

- Как вы думаете, что обозначено красной стрелкой? (теплый воздух). А синей? (холодный)

Воспитатель: Солнце нагрело воздух над Землей. Теплый ветер становится легче и поднимается вверх. Над горами он холоднее, тяжелее и опускается вниз он как бы встречается и меняется местами. Внизу он снова согревается и поднимается вверх. Так происходит движение воздушных масс.

Дети, вы сегодня были настоящими учеными, хорошо поработали. Узнали много нового и интересного. Не забудьте рассказать об этом своим родным. Молодцы! А плакат «Берегите воздух!» мы подарим малышам.

Публикации по теме:

Экологическая игра-проект «Узнай, назови, расскажи» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОЕКТ «Узнай, назови, расскажи» Актуальность проекта Данная игра – проект позволит сформировать у дошкольников представления.

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 18 января 2014 в 20:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....