Конспект непосредственно образовательной деятельности «Все куклы в гости к нам» (подготовительная группа)

оксана королева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Все куклы в гости к нам» (подготовительная группа)

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с русскими народными промыслами и традициями.

Задачи:

- закреплять знания детей о русских народных промыслах и традициях;

- познакомить с видами самодельных кукол;

- вызвать интерес к русскому народному творчеству;

- развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение в создании кукол-оберегов;

- расширять словарный запас: оберег, скрутка, стригушка;

- совершенствовать мелкую моторику;

- воспитывать уважение, интерес к русским традициям, народной культуре.

Предварительная работа:

- беседы с детьми: «Предметы русской старины», «История тряпичной куклы», «Кукла-оберег»;

- чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек»;

- изготовление кукол из картона, бумаги.

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с русской народной музыкой, уголок с русскими обрядовыми куклами; кукла-оберег «пеленашка», различные куклы, лоскутки ткани на каждого ребёнка: белая х\б для скрутки 20х60см, цветная прямоугольная ткань для пелёнки 14х18см, цветная треугольная ткань 14х10см, тесьма разного цвета, нитки мулине по 15 см.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день гости дорогие. Давно мы вас поджидаем, ничего не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полёты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю, от сердца. (приложить правую руку к сердцу и поклониться)

- Здравствуйте гости дорогие!

Основная часть.

Воспитатель: Вы уже догадались, что сегодня мы с вами отправимся в прошлое наших бабушек и дедушек, познакомимся с историей кукол и научимся делать их своими руками.

- Посмотрите на нашем пути камень. Он непростой что-то на нём написано. Вам интересно узнать, что здесь написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Направо пойдёшь – далеко не уйдёшь.

Налево пойдёшь - в другую группу попадёшь.

Прямо пойдёшь – много интересного найдёшь.

Воспитатель: Дети, так куда же мы пойдём? (прямо)

Дети идут по коврику со следами и подходят к выставке кукол.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный уголок появился у нас в группе.

Богата наша Русь –матушка. Много в ней сёл и городов. Много в ней ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы.

Есть в России уголок, где из труб идёт дымок

Кто хоть раз попал туда не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой с голосочком тонким

Пёстрыми фигурками кошечками мурками

Веселит ласкает взор пёстрый радужный узор

Просто загляденье всем на удивление

Вот на карусели все игрушки сели

По кругу катались все цвета смешались.

Воспитатель: Подскажите мне про какую игрушку идёт речь? (дымковская игрушка)

- Молодцы! А из чего делают дымковские игрушки? (из глины)

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

- Вы нашли среди наших кукол филимоновскую игрушку? Молодцы! Чем отличается филимоновская игрушка от дымковской? (видом росписи)

- А теперь загадка:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может три а может шесть

Разрумянилась немножко

Это…русская … (матрёшка)

- Из чего делали матрёшки? (из дерева)

- А вот ещё загадка:

Какую игрушку делают везде, куда не приди.

В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях. (куклу)

- Молодцы! Всё знаете. Конечно, это кукла. Они бывают разные. Посмотрите на нашу выставку кукол и скажите какие бывают куклы? (пластмассовые, фарфоровые, резиновые, бумажные, глиняные, деревянные)

Воспитатель: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек.

А ещё бывают куклы самодельные, посмотрите какие куклы делали ваши прабабушки.

- Кто помнит, из чего делали самые первые куклы на Руси?

(из золы, брали золу смешивали её с водой, потом скатывали шарик и сушили, к нему прикрепляли юбку)

- Как называли такую куклу? (баба- женское божество)

- Эта кукла была оберегом. А что такое ОБЕРЕГ?

(это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, оберегает)

- А вы знаете, что женщины делали кукол из стриженных волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.

- Из чего ещё женщины могли делать кукол, выходя с детьми в поле? (из травы) молодцы таких кукол называли «стригушки», в них добавляли лекарственные травы: ромашку, подорожник, мяту, чтобы кукла приносила пользу.

- Однако на Руси умели не только делать куклы, но и умели отдыхать и играть в разные игры.

Физминутка.

Вот была такая игра – «Меланья»

У Меланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами

(растопырить ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами

(показать длинный нос руками)

Вот с такими усами

(очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(показать руками бороду)

Они не пили не ели

(одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

Не Меланью всё глядели

(держа руки у глаз похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребёнок показывает любое движение)

Практическая часть.

Воспитатель: Как много вы знаете о куклах. А теперь я предлагаю вам самим сделать такую куклу – оберег, которая называется «пеленашка».такую куколку клали маленьким детям в колыбельку и люди верили, что «пеленашка» охраняет сон и здоровье младенца.

Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «одной рукой узла не завяжешь», поэтому, чтобы сделать куколку надо друг другу помогать, но сначала мы разогреем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагает по столу средний и указательный пальцы)

И играла и плясала

(шагают по столу безымянный и средний)

До чего ж она устала

(шагают по столу безымянный и мизинец)

Забралась под одеяло

Ребёнок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её)

Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать оберег. В ходе выполнения воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Технология изготовления куклы – оберег «пеленашка»:

1. Ткань плотно скручиваем в скрутку и с усилием перетягиваем посередине специальным пояском.

2. Для обозначения головы скрутку перетягиваем ниткой и завязываем.

3. На голову повязываем платок.

4. Затем куклу плотно пеленаем куском ткани. Для этого скрутку укладываем на прямоугольный кусок ткани, чтобы голова с платком были выше.

5. Плотно обёртываем ленточкой верхнюю часть и низ, завязываем.

Заключительная часть:

- Вот наше путешествие в прошлое и закончилось, но мы ещё часто будем вспоминать про старинные обычаи и узнаем ещё много-много интересного.

Что нового и интересного вы узнали?

Какую куклу – оберег мы делали?

Что обозначает слово оберег?

Что вам понравилось, а что было сложным?

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Все куклы в гости к нам» (подготовительная группа)
Публикации по теме:

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Все куклы в гости к нам» (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 июня 2013 в 01:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День рождения с Карлсоном. Сценарий летнего развлечения.
День рождение с Карлсоном. Дети под музыку «Друзья» выходят на площадку. Ведущий: Ребята, мы собрались сегодня неспроста, потому что… Сегодня!...
Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за...
Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В этом учебном году...
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны Начало лета. Жизнь вокруг кипит, Жива любовь, зарубцевались раны, Но этот день июня не забыт. 22 июня -одна из самых...
Экологический проект «Ох! Вырастили мы горох!»
Введение С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами...