Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Татьяна Беленко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида города Нового Оскола Белгородской области»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Подготовительная группа

Подготовил воспитатель по

изодеятельности:

Беленко Т. Я.

2012г.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Труд»

Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья, её назначением, показать характерные особенности старооскольской глиняной игрушки, расширить знания детей о современных народных промыслах России, учить лепить старооскольскую глиняную игрушку.

Развивающие: развивать творчество, фантазию, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность; формировать эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа.

Предварительная работа:

- беседы о традициях и обычаях русского народа;

-рассказ о народных промыслах России;

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;

-изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (хохлома, городец, гжель, дымка»;

-заучивание стихов и потешек, русских народных песен, хороводов ;

-использование различных дидактических игр.

Материалы и оборудование: глиняные старооскольские игрушки, глина, стеки, вода, доски, салфетки, пошаговая таблица лепки Бабы с кувшином.

Технические средства: компьютер.

Проведение НОД:

1Привлечение внимания, мотивация.

Воспитатель.

Родился город на Осколе

Давно в седую старину,

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

-И назвали люди этот город: Старый Оскол.

Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

2 Реализация деятельности.

Воспитатель.

Издавна славилась старооскольская земля гончарами.

- Кто из вас знает, что изготавливает мастер-гончар? (разнообразную посуду : кувшины, горшки, кружки, миски, кринки)

- Из какого материала он мастерит свои изделия (из глины)

Воспитатель.

Гончарный промысел был одним из древнейших. Вокруг города располагались многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарным делом. И почти всюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянек. Занимались этим женщины и дети: лепили и расписывали после обжига в печах (горнах).

Все игрушки не простые:

А волшебно-расписные.

Разноцветные кружочки

И полосочки, и точки.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.

Посмотрите, ребята, какие весёлые, забавные игрушки сделали добрые руки мастера. (Рассматривание старооскольских игрушек) Сегодня мы с вами будем учиться лепить глиняную игрушку – Бабу с кувшином. Приготовила для вас вот такую подсказку (показ пошаговой таблицы лепки Бабы с кувшином). Это подсказка с секретом, в ней рассказано, как слепить такую игрушку.

Давайте посмотрим, что нужно сделать (рассматриваем пошаговую таблицу лепки).

Расшифровка пошаговой таблицы.

1-2 Из небольшого куска глины раскатать «морковку».

3. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам.

4 .Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы.

5. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.

6. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.

7. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.

8. Вылепить «кувшин» – свистульку. Скатать шарик, из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

9. Стек поставить у хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.

10. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.

11. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».

Физкультминутка «Долго, долго»

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель. А сейчас предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и с помощью подсказки слепить глиняную игрушку. (Дети лепят игрушку).

Ах, какие молодцы, как все стараются,

А ж глаза разбегаются.

3 Итоги НОД.

Молодцы, ребята. Красивые игрушки у вас получились. На следующем занятии вы распишите эти игрушки.

Что нового узнали на занятии? Кому что понравилось?

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности .

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Домашние птицы
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 20:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Капризная весна». Фоторепортаж путешествия на природу
Капризная весна Никак не наступает. Что хочет, и сама, Наверное, не знает! Зима перину ей Взбивает пышно-пышно! Горланит воробей. Неужто ей не...
Мое творчество в стиле Поп-Арт. Часть 3
Доброго утра, дорогие друзья! Продолжаю начатый рассказ о живописи. Портрет акварелью для Елены Портрет акварелью для Наталии Сегодня меня вдохновил...
Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста.
В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей с ограниченными...
Атрибуты из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин»
Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим аспектом...
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...