Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Татьяна Беленко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида города Нового Оскола Белгородской области»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»

Подготовительная группа

Подготовил воспитатель по

изодеятельности :

Беленко Т. Я.

2012г.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Труд»

Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные : познакомить детей с историей возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья, её назначением, показать характерные особенности старооскольской глиняной игрушки, расширить знания детей о современных народных промыслах России, учить лепить старооскольскую глиняную игрушку.

Развивающие: развивать творчество, фантазию, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность; формировать эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа.

Предварительная работа:

- беседы о традициях и обычаях русского народа;

-рассказ о народных промыслах России;

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;

-изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (хохлома, городец, гжель, дымка»;

-заучивание стихов и потешек, русских народных песен, хороводов ;

-использование различных дидактических игр.

Материалы и оборудование: глиняные старооскольские игрушки, глина, стеки, вода, доски, салфетки, пошаговая таблица лепки Бабы с кувшином.

Технические средства: компьютер.

Проведение НОД:

1Привлечение внимания, мотивация.

Воспитатель.

Родился город на Осколе

Давно в седую старину,

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

-И назвали люди этот город : Старый Оскол.

Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

2 Реализация деятельности.

Воспитатель.

Издавна славилась старооскольская земля гончарами.

- Кто из вас знает, что изготавливает мастер-гончар? (разнообразную посуду : кувшины, горшки, кружки, миски, кринки)

- Из какого материала он мастерит свои изделия (из глины)

Воспитатель.

Гончарный промысел был одним из древнейших. Вокруг города располагались многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарным делом. И почти всюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянек. Занимались этим женщины и дети: лепили и расписывали после обжига в печах (горнах).

Все игрушки не простые :

А волшебно-расписные.

Разноцветные кружочки

И полосочки, и точки.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.

Посмотрите, ребята, какие весёлые, забавные игрушки сделали добрые руки мастера. (Рассматривание старооскольских игрушек) Сегодня мы с вами будем учиться лепить глиняную игрушку – Бабу с кувшином. Приготовила для вас вот такую подсказку (показ пошаговой таблицы лепки Бабы с кувшином). Это подсказка с секретом, в ней рассказано, как слепить такую игрушку.

Давайте посмотрим, что нужно сделать (рассматриваем пошаговую таблицу лепки).

Расшифровка пошаговой таблицы.

1-2 Из небольшого куска глины раскатать «морковку».

3. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам.

4 .Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы.

5. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.

6. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.

7. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.

8. Вылепить «кувшин» – свистульку. Скатать шарик, из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

9. Стек поставить у хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.

10. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.

11. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».

Физкультминутка «Долго, долго»

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель. А сейчас предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и с помощью подсказки слепить глиняную игрушку. (Дети лепят игрушку).

Ах, какие молодцы, как все стараются,

А ж глаза разбегаются.

3 Итоги НОД.

Молодцы, ребята. Красивые игрушки у вас получились. На следующем занятии вы распишите эти игрушки.

Что нового узнали на занятии? Кому что понравилось?

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 20:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД