МААМ-картинки

Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»

Екатерина Панкратова
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема: «Знакомство с русской народной куклой «Кувадка»».

Цели занятия:

Обучающие:

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег).

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с русской народной куклой Кувадкой“» размещена в разделах

- Через игрушку познакомить с изготовление и традициями на Руси.

- Познакомить с работой мастера.

- Учить работать с руками, развивать мелкую моторику рук.

- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая».

Развивающие:

- Развивать внимание.

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитать любовь к Родине через изучение народной культуры.

- Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Воспитать доброжелательное отношение друг другу.

- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал: тряпичные, соломенные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки».

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «тулово», «скрутка».

Ход работы.

- Ребята, давайте с вами поздороваемся с гостями.

- А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук).

( ответ детей: сундук).

- да, правильно это сундук. А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь -

Будет спать день, и два, и даже пять.

(кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).

- Скажите, а для чего нам нужна кукла? ( ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)

- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? ( ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).

- Да, куклы разные, но у меня в сундуке есть еще одна кукла. (воспитатель достает тряпичную куклу)

- Посмотрите ребята, повнимательней и скажите, чем эти куклы отличаются друг от друга? ( ответ детей: у современной куклы есть лицо, а у тряпичной нет лица)

- Да, вы правы эти куклы отличаются друг от друга этим. Мы с вами уже знакомились с куклами наших прабабушек.

- А с какой куклой вы бы поиграли? (дети выбирают и берут кукол в руки).

( ответ детей: 1-й ребенок: Мне нравится кукла «Зерновушка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.

2-й ребенок: Я выбрала куклу «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.

3-й ребенок: А я хочу рассказать о веселых кукол «Веснянка». Ее делали из ткани и цветных ниток. Эту куклу делали к приходу весны. С ней играли, а затем вешали на деревья. Куклы встречали весну).

- У каждой куклы есть своя история.

- Мы с вами уже говорили, что кукла прошла путь от самой простой деревяшки до самой современной. Давайте мы с вами пройдем за столы и проверим свои знания. (дети проходят за столы и садятся на стулья).

- Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

- На столах у вас есть лист с изображением кукол и карандаш. Вам надо показать какой путь прошла кукла, чтобы стать современной.

(дети работают самостоятельно под тихую народную музыку).

- Молодцы вы справились с заданием. Давайте мы с вами немного отдохнем и потанцуем с нашими куклами.

Физминутка (танец с куклами).

- Вот мы с вами и немного подвигались. А сейчас присаживайтесь за столы и продолжим дальше.

- Посмотрите вот на эту куклу, которую я держу в руках, ласково называют ее «Нянюшка», делали такую куклу на рождение ребенка и вешали над колыбелькой. А еще ее называют «Кувадка». Давайте мы с вами, сделаем таких кукол и подарим деткам, которые ходят в ясельную группу нашего детского сада.

- Для изготовления куклы Кувадки нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и ниток.

1) Берем лоскут большой, скручиваем по длинной стороне.

2) Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.

3) Берем лоскут другого цвета и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.

4) Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.

5) Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла «Кувадка».

- А сейчас мы с вами найдем материал, который нам поможет изготовить куклы «Кувадка». Вот на столе у меня лежат мешочки, вам надо угадать, какой материал там находится и пригодится он нам в изготовлении куклы.

(дети встают из-за столов, подходят к столу, берут в руки мешочки и угадывают, что в нутрии, играет русская народная музыка).

- Вы правильно сказали, нам потребуется ткань и нитки. А сейчас проходите на свои места. На столах у вас лежит технологическая карта вам надо при помощи карандаша отметить поэтапное изготовление куклы «Кувадка».

(дети работают самостоятельно по технологической карте)

- Я смотрю, вы все справились с заданием.

(дети проговаривают поэтапное изготовление куклы «Кувадки»).

- А теперь я предлагаю вам приступить к работе, технологические карты у вас на столах вам помогут.

(дети работают самостоятельно под русскую народную музыку).

Итог занятия.

- Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ.

- Какую куклу мы с вами сегодня делали?

- Какой материал мы с вами использовали?

- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?

- Вот какие замечательные куклы у нас с вами получились, дети из ясельной группы будут очень рады нашим подаркам. Теперь вы сможете смастерить кукол своими руками и для своих маленьких братиков и сестричек. Из вас вырастут хорошие мастера, вы вкладываете всю душу и старания и умение в свою работу.

Публикации по теме:

Мои тряпичные куклыМои тряпичные куклы Годовой задачей нашего ДОУ в этом году является патриотическое воспитание. Каждая группа должна выбрать и воплотить в жизнь какой-то проект.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 15:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД