Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»

Екатерина Панкратова
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема: «Знакомство с русской народной куклой «Кувадка»».

Цели занятия:

Обучающие:

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег).

- Через игрушку познакомить с изготовление и традициями на Руси.

- Познакомить с работой мастера.

- Учить работать с руками, развивать мелкую моторику рук.

- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая».

Развивающие:

- Развивать внимание.

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитать любовь к Родине через изучение народной культуры.

- Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Воспитать доброжелательное отношение друг другу.

- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал: тряпичные, соломенные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки».

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «тулово», «скрутка».

Ход работы.

- Ребята, давайте с вами поздороваемся с гостями.

- А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук).

(ответ детей: сундук).

- да, правильно это сундук. А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь -

Будет спать день, и два, и даже пять.

(кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).

- Скажите, а для чего нам нужна кукла? (ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)

- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? (ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).

- Да, куклы разные, но у меня в сундуке есть еще одна кукла. (воспитатель достает тряпичную куклу)

- Посмотрите ребята, повнимательней и скажите, чем эти куклы отличаются друг от друга? (ответ детей: у современной куклы есть лицо, а у тряпичной нет лица)

- Да, вы правы эти куклы отличаются друг от друга этим. Мы с вами уже знакомились с куклами наших прабабушек.

- А с какой куклой вы бы поиграли? (дети выбирают и берут кукол в руки).

(ответ детей: 1-й ребенок: Мне нравится кукла «Зерновушка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.

2-й ребенок: Я выбрала куклу «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.

3-й ребенок: А я хочу рассказать о веселых кукол «Веснянка». Ее делали из ткани и цветных ниток. Эту куклу делали к приходу весны. С ней играли, а затем вешали на деревья. Куклы встречали весну).

- У каждой куклы есть своя история.

- Мы с вами уже говорили, что кукла прошла путь от самой простой деревяшки до самой современной. Давайте мы с вами пройдем за столы и проверим свои знания. (дети проходят за столы и садятся на стулья).

- Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

- На столах у вас есть лист с изображением кукол и карандаш. Вам надо показать какой путь прошла кукла, чтобы стать современной.

(дети работают самостоятельно под тихую народную музыку).

- Молодцы вы справились с заданием. Давайте мы с вами немного отдохнем и потанцуем с нашими куклами.

Физминутка (танец с куклами).

- Вот мы с вами и немного подвигались. А сейчас присаживайтесь за столы и продолжим дальше.

- Посмотрите вот на эту куклу, которую я держу в руках, ласково называют ее «Нянюшка», делали такую куклу на рождение ребенка и вешали над колыбелькой. А еще ее называют «Кувадка». Давайте мы с вами, сделаем таких кукол и подарим деткам, которые ходят в ясельную группу нашего детского сада.

- Для изготовления куклы Кувадки нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и ниток.

1) Берем лоскут большой, скручиваем по длинной стороне.

2) Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.

3) Берем лоскут другого цвета и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.

4) Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.

5) Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла «Кувадка».

- А сейчас мы с вами найдем материал, который нам поможет изготовить куклы «Кувадка». Вот на столе у меня лежат мешочки, вам надо угадать, какой материал там находится и пригодится он нам в изготовлении куклы.

(дети встают из-за столов, подходят к столу, берут в руки мешочки и угадывают, что в нутрии, играет русская народная музыка).

- Вы правильно сказали, нам потребуется ткань и нитки. А сейчас проходите на свои места. На столах у вас лежит технологическая карта вам надо при помощи карандаша отметить поэтапное изготовление куклы «Кувадка».

(дети работают самостоятельно по технологической карте)

- Я смотрю, вы все справились с заданием.

(дети проговаривают поэтапное изготовление куклы «Кувадки»).

- А теперь я предлагаю вам приступить к работе, технологические карты у вас на столах вам помогут.

(дети работают самостоятельно под русскую народную музыку).

Итог занятия.

- Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ.

- Какую куклу мы с вами сегодня делали?

- Какой материал мы с вами использовали?

- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?

- Вот какие замечательные куклы у нас с вами получились, дети из ясельной группы будут очень рады нашим подаркам. Теперь вы сможете смастерить кукол своими руками и для своих маленьких братиков и сестричек. Из вас вырастут хорошие мастера, вы вкладываете всю душу и старания и умение в свою работу.

Публикации по теме:

Мои тряпичные куклыМои тряпичные куклы Годовой задачей нашего ДОУ в этом году является патриотическое воспитание. Каждая группа должна выбрать и воплотить в жизнь какой-то проект.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 15:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...