МААМ-картинки

НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

Ольга Булмасова
НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

«В СТРАНЕ СЕМИГНОМИИ»

Цель. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр и упражнений.

Образовательная область Познание

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению : строить по чертежу.

2. Закреплять знания о составе числа семь из двух меньших чисел.

3. Закреплять умение классифицировать множество по двум свойствам: цвет, форма.

Образовательная область Коммуникация

Публикация «НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений» размещена в разделах

Задачи:

1. Закреплять умение правильно называть части (области, на которые обручи делят плоскость.

2. Упражнять в правильном согласовании числительного с существительным.

Образовательная область Социализация

Задачи:

1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию.

2. Воспитывать чувство отзывчивости, желание оказывать помощь сказочным героям.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно, малыми подгруппами, в коллективе.

4. Формировать навык взаимоконтроля и самооценки.

Словарная работа: области, пересечение, внутри, вне, столбец, строка, геометрические фигуры, четырёхугольники

Материал к занятию: конверт, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» по 1 набору на 2х детей, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, игра «Танграм», картинка ключа, поделённая на части, обручи 2-х цветов (по 2 каждого цвета) – красный и жёлтый, колпачки, звукозаписи.

Ход занятия

1. Воспитатель: «Сегодня утром почтальон принёс письмо. (разглядываем письмо) Это письмо из страны Семигномии.

А как вы думаете, почему эта страна так называется? (Страна так называется потому, что в ней живут семь гномов)

Правильно, это маленькая волшебная страна и живут там семь гномов.

Ребята, я думаю, что это письмо непростое, оно волшебное.

Давайте его откроем (открываем конверт, звучит запись)

Ребята, вы готовы помочь гномам и разбудить Белоснежку. (Да)

Для этого нам надо отправиться в сказочную страну Семигномию.

А чтобы нам попасть в сказочную страну Семигномию, нам надо превратиться в сказочных гномиков (раздаю колпачки) а для этого наденем колпачки, и скажем волшебные слова: «1-2-3 – в сказку дружно попади!» (звучит музыка)

Задания:

Слайд 2.

1. Вот мы с вами и в сказочной стране Семигномии. Посмотрите, как много тут деревьев и речка весело журчит! (на экране появляется картинка леса, речка, слышится звук журчащей воды) А как же нам перейти на другой берег?

А вот ребята и первый гномик нас встречает. Давайте узнаем, какое задание придумала ему злая мачеха.

Внимание – слушаем задание: злая мачеха разрушила волшебный мост через речку, и велела гному собрать его из геометрических фигур. Только тогда можно будет перейти речку.

Но гному одному не справится. Ребята, давайте ему поможем.

Только помните, что в строительстве моста должны быть использованы все геометрические фигуры.

Слайд3.

А мост должен быть вот таким (показываем силуэт моста на экране)

Дети выкладывают мостик, используя игру «Танграм» на ковре.

Я вижу, что мост готов.

Скажите, пожалуйста:

Сколько треугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 5 треугольников)

Сколько четырёхугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 2 четырёхугольника)

А сколько овалов вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста овалы не использовались; нисколько, так как на чертеже нет овалов)

А сколько всего геометрических фигур вы использовали для строительства моста? (всего мы использовали 7 геометрических фигур).

Мини итог: Ребята, у вас получился замечательный мост, крепкий надёжный, в строительстве вы использовали все геометрические фигуры. С заданием вы справились,

Слайд 4. Вот вам часть картинки, Саша, прикрепи её на доску и догоняй нас, а мы продолжим свой путь по волшебному мостику.

Мостик в стороны качался, (руки в стороны, спина прямая)

А под ним ручей смеялся (в полуприсяде, руки на поясе)

Мы по мостику пройдём (ходьба с высоким подниманием колен, руки за голову)

На тот берег попадём (руки на пояс, прыжок на месте).

2. Посмотрите, здесь нас уже гномик дожидается. Надо и ему помочь.

Вот конверт, а вот задание. Слайд 5.

Внимание – задание: заполните пустые клеточки таблицы так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце были фигуры разные по форме и по цвету.

Повтори, Света, что надо сделать? (надо заполнить пустые клеточки так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке были фигуры разные по цвету и по форме)

Запомнили? Тогда подойдите к столам и помогайте гномику выполнять задание.

Я вижу, что все уже закончили. А сейчас поменяйтесь местами со своим соседом и проверьте, правильно или нет ваш сосед выполнил задание.

- Если задание выполнено правильно поднимите правую руку вверх, если допущены ошибки – поднимите левую руку.

- Я вижу, что у всех ребят поднята правая рука, следовательно, с заданием мы справились на отлично. Катя, возьми часть картинки и повесь на доску.

А мы прихватим с собой хорошее настроение и отправляемся дальше.

3. Ох, дорога далека,

Ох, дорога нелегка.

Дом стоит в лесу чудной (слышатся голоса) Ребята, нас просят о помощи? Видно и здесь злая мачеха набезобразничала. Сейчас мы узнаем у гнома, что же здесь случилось, присаживайтесь, пожалуйста.

«Дома в стране Семигномии необычные, все под номером семь. В каждом доме несколько этажей, на каждом этаже живёт по семь жителей, а в каждой квартире их количество разное. Но злая мачеха заколдовала дом и соседи не могут найти друг друга. Помогите расколдовать, поставьте в пустые клеточки цифры так, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь»

Давайте, ребята, расколдуем соседей.

Подумайте, какие цифры надо поставить в пустые клеточки дома, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь (надо поставить шесть и один, потому что шесть и один будет семь).

(слышится весёлый смех и слова благодарности) Вот как рады жильцы своему возвращению, как здорово, что мы им помогли. Серёжа, прикрепи ещё одну часть картинки.

А сейчас

«Ну-ка, гномики, вставайте

И за мной всё повторяйте:

Руки – вверх! Руки – вниз!

Вправо - влево повернись!

Дружно сели, дружно встали,

Все наклоны выполняли!

Стали прыгать и скакать.

А потом опять шагать.

Будем путь свой продолжать

Белоснежку выручать.

4. Слайд 7.

Ребята, вы слышите, там кто - то ворчит (звук ворчания, на экране появляется гном) А, это Ворчун. Он ворчит и расстраивается потому, что не может справиться с заданием мачехи. Давайте ему скорее помогать. Для этого нам надо разделиться на две подгруппы. Ребята, у которых жёлтые колпачки – встают около жёлтого шарика, ребята, у которых зелёные колпачки - встают около зелёног шарика (Работа по подгруппам)

Внимательно слушайте задание - (схемы с двумя символами)

Ворчуну нужно помочь расселить жителей в три дома.

В первом «доме» (красный обруч) будут жить все желтые жильцы, во втором «доме» (желтый обруч) – все треугольники. А где же третий дом. Я не вижу, может вы покажете мне третий дом. Какая внимательная Маша, увидела третий дом. Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов.

Повторите, как образовался третий дом? (Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов)

Вспомните, какие жители будут жить в первом доме - внутри красного, вне жёлтого)

Повторите, какие жители будут жить во втором доме - внутри жёлтого, вне красного)

А чтобы вы не забывали, вот вам таблица. Она вам поможет правильно выполнить задание (таблица на экране) Слайд 8.

Расселяйте жильцов.

А третий дом без жильцов! Да, сейчас нам надо хорошо подумать, а какие же жители будут жить в третьем доме

Здесь все жёлтые, а здесь все треугольники. Произошло пересечение красного и жёлтого домиков, значит, у них должно быть что-то общее. Кто догадается? (значит, эти жильцы могут быть одновременно и жёлтыми и треугольниками. Есть у нас такие жильцы)

если дети не догадались, объяснить – внутри красного обруча – потому что жёлтые и внутри жёлтого – потому что треугольные

в третьем доме должны жить желтые, потому что они внутри красного и треугольники, потому что внутри жёлтого, значит это жёлтые треугольники.

Поселите жильцов в третий домик.

- Какие вы умные, сообразительные, помогли Ворчуну - расселили всех жильцов по своим домам. Надеюсь, что он больше не будет ворчать. Катя, прикрепи ещё часть картинки.

5. Ребята, посмотрите, домик гномов уже недалеко. А вот и дорожка, которая приведёт нас к дому. Пойдёмте по ней. Но что это – дорожка закончилась, а мы не дошли до домика! А я знаю, что надо сделать. Мы поможем гному выполнить последнее задание. Он просит нас помочь ему выложить волшебную дорожку, которая приведёт нас к домику, где спит Белоснежка. Дорожку надо выложить из волшебных счётных палочек, а дорожка должна быть вот такой (показываю схему на экране).

- Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек надо отчитать, чтобы выложить дорожку? (чтобы выложить дорожку надо отсчитать семь палочек).

- Смотрите внимательно и запоминайте, как расположены палочки. Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, смогут подойти к домику гномов

(в течение 20 сек. дети запоминают расположение палочек).

Все выполнили задание. А сейчас посмотрите на схему и проверьте, правильно или нет вы выложили дорожку. Кто выполнил задание правильно, поднимите руку, кто допустил ошибку, исправьте её, и вот вам последняя часть картинки.

- Ребята, мы выполнили последнее задание, помогли всем гномам, но Белоснежка почему-то не просыпается? Вспомните, может мы забыли ещё что-то сделать? (мы должны собрать ключ из частей). Давайте же скорее собирать волшебный ключ, чтобы чары злой мачехи исчезли, и Белоснежка проснулась.

(дети собирают картинку на магнитной доске, с последними движениями раздаётся звук разбившегося стекла и на экране появляется Белоснежка с гномами)

Воспитатель. - Ребята, смотрите, вот и Белоснежка проснулась! Белоснежка: «Спасибо, вам, ребята! Это ваши знания и добрые сердца помогли гномам выполнить задания злой мачехи и разрушить её волшебные чары. Вы настоящие друзья!

За ваше старание, умение, за ваши добрые сердца я хочу подарить вам книги, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель. - Спасибо, тебе Белоснежка за добрые слова. Путешествие наше подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Ребята, повторяйте за мной волшебные слова: (дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и проговаривают слова).

«1, 2, 3 - В садик дружно попади» (играет музыка).

Вот, ребята, мы с вами и в детском саду. Путешествие по сказочной стране Семигномии закончилось. Если вам понравилось наше путешествие, задания были интересны, и вы справились с ними легко, возьмите себе весёлых человечков, а если вы испытывали затруднения в выполнении заданий – возьмите себе грустных человечков. Объяснить, почему?

Ребята, мне было с вами очень приятно путешествовать. Вы такие дружные, находчивые, смелые и смышлёные, так много знаете

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Математика в жизни ребенка» Цель: показать родителям, что математика это не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям с цифрами, но и развитие.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 22:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД