НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

Ольга Булмасова
НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

«В СТРАНЕ СЕМИГНОМИИ»

Цель. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр и упражнений.

Образовательная область Познание

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить по чертежу.

2. Закреплять знания о составе числа семь из двух меньших чисел.

3. Закреплять умение классифицировать множество по двум свойствам: цвет, форма.

Образовательная область Коммуникация

Задачи:

1. Закреплять умение правильно называть части (области, на которые обручи делят плоскость.

2. Упражнять в правильном согласовании числительного с существительным.

Образовательная область Социализация

Задачи:

1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию.

2. Воспитывать чувство отзывчивости, желание оказывать помощь сказочным героям.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно, малыми подгруппами, в коллективе.

4. Формировать навык взаимоконтроля и самооценки.

Словарная работа: области, пересечение, внутри, вне, столбец, строка, геометрические фигуры, четырёхугольники

Материал к занятию: конверт, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» по 1 набору на 2х детей, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, игра «Танграм», картинка ключа, поделённая на части, обручи 2-х цветов (по 2 каждого цвета) – красный и жёлтый, колпачки, звукозаписи.

Ход занятия

1. Воспитатель: «Сегодня утром почтальон принёс письмо. (разглядываем письмо) Это письмо из страны Семигномии.

А как вы думаете, почему эта страна так называется? (Страна так называется потому, что в ней живут семь гномов)

Правильно, это маленькая волшебная страна и живут там семь гномов.

Ребята, я думаю, что это письмо непростое, оно волшебное.

Давайте его откроем (открываем конверт, звучит запись)

Ребята, вы готовы помочь гномам и разбудить Белоснежку. (Да)

Для этого нам надо отправиться в сказочную страну Семигномию.

А чтобы нам попасть в сказочную страну Семигномию, нам надо превратиться в сказочных гномиков (раздаю колпачки) а для этого наденем колпачки, и скажем волшебные слова: «1-2-3 – в сказку дружно попади!» (звучит музыка)

Задания:

Слайд 2.

1. Вот мы с вами и в сказочной стране Семигномии. Посмотрите, как много тут деревьев и речка весело журчит! (на экране появляется картинка леса, речка, слышится звук журчащей воды) А как же нам перейти на другой берег?

А вот ребята и первый гномик нас встречает. Давайте узнаем, какое задание придумала ему злая мачеха.

Внимание – слушаем задание: злая мачеха разрушила волшебный мост через речку, и велела гному собрать его из геометрических фигур. Только тогда можно будет перейти речку.

Но гному одному не справится. Ребята, давайте ему поможем.

Только помните, что в строительстве моста должны быть использованы все геометрические фигуры.

Слайд3.

А мост должен быть вот таким (показываем силуэт моста на экране)

Дети выкладывают мостик, используя игру «Танграм» на ковре.

Я вижу, что мост готов.

Скажите, пожалуйста:

Сколько треугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 5 треугольников)

Сколько четырёхугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 2 четырёхугольника)

А сколько овалов вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста овалы не использовались; нисколько, так как на чертеже нет овалов)

А сколько всего геометрических фигур вы использовали для строительства моста? (всего мы использовали 7 геометрических фигур).

Мини итог: Ребята, у вас получился замечательный мост, крепкий надёжный, в строительстве вы использовали все геометрические фигуры. С заданием вы справились,

Слайд 4. Вот вам часть картинки, Саша, прикрепи её на доску и догоняй нас, а мы продолжим свой путь по волшебному мостику.

Мостик в стороны качался, (руки в стороны, спина прямая)

А под ним ручей смеялся (в полуприсяде, руки на поясе)

Мы по мостику пройдём (ходьба с высоким подниманием колен, руки за голову)

На тот берег попадём (руки на пояс, прыжок на месте).

2. Посмотрите, здесь нас уже гномик дожидается. Надо и ему помочь.

Вот конверт, а вот задание. Слайд 5.

Внимание – задание: заполните пустые клеточки таблицы так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце были фигуры разные по форме и по цвету.

Повтори, Света, что надо сделать? (надо заполнить пустые клеточки так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке были фигуры разные по цвету и по форме)

Запомнили? Тогда подойдите к столам и помогайте гномику выполнять задание.

Я вижу, что все уже закончили. А сейчас поменяйтесь местами со своим соседом и проверьте, правильно или нет ваш сосед выполнил задание.

- Если задание выполнено правильно поднимите правую руку вверх, если допущены ошибки – поднимите левую руку.

- Я вижу, что у всех ребят поднята правая рука, следовательно, с заданием мы справились на отлично. Катя, возьми часть картинки и повесь на доску.

А мы прихватим с собой хорошее настроение и отправляемся дальше.

3. Ох, дорога далека,

Ох, дорога нелегка.

Дом стоит в лесу чудной (слышатся голоса) Ребята, нас просят о помощи? Видно и здесь злая мачеха набезобразничала. Сейчас мы узнаем у гнома, что же здесь случилось, присаживайтесь, пожалуйста.

«Дома в стране Семигномии необычные, все под номером семь. В каждом доме несколько этажей, на каждом этаже живёт по семь жителей, а в каждой квартире их количество разное. Но злая мачеха заколдовала дом и соседи не могут найти друг друга. Помогите расколдовать, поставьте в пустые клеточки цифры так, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь»

Давайте, ребята, расколдуем соседей.

Подумайте, какие цифры надо поставить в пустые клеточки дома, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь (надо поставить шесть и один, потому что шесть и один будет семь).

(слышится весёлый смех и слова благодарности) Вот как рады жильцы своему возвращению, как здорово, что мы им помогли. Серёжа, прикрепи ещё одну часть картинки.

А сейчас

«Ну-ка, гномики, вставайте

И за мной всё повторяйте:

Руки – вверх! Руки – вниз!

Вправо - влево повернись!

Дружно сели, дружно встали,

Все наклоны выполняли!

Стали прыгать и скакать.

А потом опять шагать.

Будем путь свой продолжать

Белоснежку выручать.

4. Слайд 7.

Ребята, вы слышите, там кто - то ворчит (звук ворчания, на экране появляется гном) А, это Ворчун. Он ворчит и расстраивается потому, что не может справиться с заданием мачехи. Давайте ему скорее помогать. Для этого нам надо разделиться на две подгруппы. Ребята, у которых жёлтые колпачки – встают около жёлтого шарика, ребята, у которых зелёные колпачки - встают около зелёног шарика (Работа по подгруппам)

Внимательно слушайте задание - (схемы с двумя символами)

Ворчуну нужно помочь расселить жителей в три дома.

В первом «доме» (красный обруч) будут жить все желтые жильцы, во втором «доме» (желтый обруч) – все треугольники. А где же третий дом. Я не вижу, может вы покажете мне третий дом. Какая внимательная Маша, увидела третий дом. Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов.

Повторите, как образовался третий дом? (Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов)

Вспомните, какие жители будут жить в первом доме - внутри красного, вне жёлтого)

Повторите, какие жители будут жить во втором доме - внутри жёлтого, вне красного)

А чтобы вы не забывали, вот вам таблица. Она вам поможет правильно выполнить задание (таблица на экране) Слайд 8.

Расселяйте жильцов.

А третий дом без жильцов! Да, сейчас нам надо хорошо подумать, а какие же жители будут жить в третьем доме

Здесь все жёлтые, а здесь все треугольники. Произошло пересечение красного и жёлтого домиков, значит, у них должно быть что-то общее. Кто догадается? (значит, эти жильцы могут быть одновременно и жёлтыми и треугольниками. Есть у нас такие жильцы)

если дети не догадались, объяснить – внутри красного обруча – потому что жёлтые и внутри жёлтого – потому что треугольные

в третьем доме должны жить желтые, потому что они внутри красного и треугольники, потому что внутри жёлтого, значит это жёлтые треугольники.

Поселите жильцов в третий домик.

- Какие вы умные, сообразительные, помогли Ворчуну - расселили всех жильцов по своим домам. Надеюсь, что он больше не будет ворчать. Катя, прикрепи ещё часть картинки.

5. Ребята, посмотрите, домик гномов уже недалеко. А вот и дорожка, которая приведёт нас к дому. Пойдёмте по ней. Но что это – дорожка закончилась, а мы не дошли до домика! А я знаю, что надо сделать. Мы поможем гному выполнить последнее задание. Он просит нас помочь ему выложить волшебную дорожку, которая приведёт нас к домику, где спит Белоснежка. Дорожку надо выложить из волшебных счётных палочек, а дорожка должна быть вот такой (показываю схему на экране).

- Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек надо отчитать, чтобы выложить дорожку? (чтобы выложить дорожку надо отсчитать семь палочек).

- Смотрите внимательно и запоминайте, как расположены палочки. Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, смогут подойти к домику гномов

(в течение 20 сек. дети запоминают расположение палочек).

Все выполнили задание. А сейчас посмотрите на схему и проверьте, правильно или нет вы выложили дорожку. Кто выполнил задание правильно, поднимите руку, кто допустил ошибку, исправьте её, и вот вам последняя часть картинки.

- Ребята, мы выполнили последнее задание, помогли всем гномам, но Белоснежка почему-то не просыпается? Вспомните, может мы забыли ещё что-то сделать? (мы должны собрать ключ из частей). Давайте же скорее собирать волшебный ключ, чтобы чары злой мачехи исчезли, и Белоснежка проснулась.

(дети собирают картинку на магнитной доске, с последними движениями раздаётся звук разбившегося стекла и на экране появляется Белоснежка с гномами)

Воспитатель. - Ребята, смотрите, вот и Белоснежка проснулась! Белоснежка: «Спасибо, вам, ребята! Это ваши знания и добрые сердца помогли гномам выполнить задания злой мачехи и разрушить её волшебные чары. Вы настоящие друзья!

За ваше старание, умение, за ваши добрые сердца я хочу подарить вам книги, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель. - Спасибо, тебе Белоснежка за добрые слова. Путешествие наше подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Ребята, повторяйте за мной волшебные слова: (дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и проговаривают слова).

«1, 2, 3 - В садик дружно попади» (играет музыка).

Вот, ребята, мы с вами и в детском саду. Путешествие по сказочной стране Семигномии закончилось. Если вам понравилось наше путешествие, задания были интересны, и вы справились с ними легко, возьмите себе весёлых человечков, а если вы испытывали затруднения в выполнении заданий – возьмите себе грустных человечков. Объяснить, почему?

Ребята, мне было с вами очень приятно путешествовать. Вы такие дружные, находчивые, смелые и смышлёные, так много знаете

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Математика в жизни ребенка» Цель: показать родителям, что математика это не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям с цифрами, но и развитие.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 22:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...