Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Обитатели Черного моря»

Авеличева Елена
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Обитатели Черного моря»

Цель: формирование представлений об обитателях Черного моря.

Программные задачи:

познакомить детей с обитателями Черного моря;

Развивать зрительное восприятие;

Расширять и активизировать словарь;

Воспитывать внимание, память, интерес.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, постановка цели, новый материал, физминутка: игра «Море волнуется», новый материал, д/и «Воздух, вода, земля», рисование морских обитателей, поощрение, итог.

Активизация словаря: морские обитатели, Черное море.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: „Обитатели Черного моря“» размещена в разделах

Обогащение словаря: скат, скорпена, барабуля, катран, луфарь, камбала, морской дракон, афалина, морской конек, морской черт, сарган.

Возрастной и количественный состав детей: 6-7 лет,14 человек.

Основная идея занятия: формирование знаний о морских обитателях, обогащение словарного запаса,

Педагогические возможности занятия: сюрпризный момент позволяет развить интерес и внимание к занятию; показ слайдов расширяет кругозор и знания об обитателях моря. В ходе занятия дети получают новую информацию, развивают память, зрительное восприятие.

Условия проведения занятия: предварительное знакомство с пресноводными рыбами.

Предполагаемый результат:

Дети получают новые знания об обитателях Черного моря не только теоретические, но и рассматривают слайды; отвечают на поставленные вопросы; обогащают свой словарный запас.

Перечень рекомендуемого материала: слайды с изображением морских обитателей, мяч, тонированная бумага, краски, кисти, стаканчики с водой.

Рекомендуемое помещение: групповая комната.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, в каком городе мы живем? На берегу какого моря находится наш город (ответы детей)

Воспитатель: послушайте шум морского прибоя. Я слышу чьи - то шаги. К нам в гости пришёл морской царь – Нептун. (входит Нептун)

Нептун: Здравствуйте, мои друзья!

В гости к вам пришел сюда

Расскажу вам о моих

Обитателях морских.

Главный моря я властитель,

Рыб и крабов повелитель,

Замок мой на дне морском,

Он украшен жемчугом.

Я без дела не скучаю,

Корабли в морях качаю.

Каждый год я приглашаю

В замок свой друзей -

Обитателей морей :

И бычков, кефаль, ерша,

И акулу, барабулю, сельдь, ставриду и конька,

Пикшу, скумбрию, севрюгу,

Тюльку, осетра, белугу.

И опасных рыб, друзья, приглашаю я всегда:

Скорпену, ската и морского дракончика.

Живу я на дне моря. В Чёрном море обитает много рыб. Я знаю всё об обитателях Черного моря. Знаете, почему море называют Чёрным? Во время штормов вода в море сильно темнеет, становится чёрной, поэтому море и назвали Чёрным. Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых рыбах. В Чёрном море есть несколько обитателей опасных для человека. Их нужно знать. Начнем с черноморских скатов. Их всего два — морская лисица и морской кот. У них, как и у всех скатов, ромбовидная форма тела и длинный хвост. У морского кота мальки рождаются живых, а у морской лисицы появляются на свет из яиц. Морская лисица не ядовита, а морской кот, наоборот, весьма опасен. Морского кота часто еще называют скат-хвостокол. Любит он лежать и греться на песчаном мелководье. Так как рыба имеет округлую форму, а хвост она зарывает в песок, то часто купальщики принимают его за камбалу и пытаются поймать. В этот момент он молниеносно наносит удар хвостом с роговой колючкой на конце и впрыскивает в рану сильнейший яд.

Болезненные уколы может нанести и морской ерш или скорпена. Это настоящее чудовище - большая голова, покрытая выростами, рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губами. Плавники превращены в острые колючки, которые скорпена, если ее потревожить, растопыривает. Это - защита ерша от хищников, его оружие обороны. А оружие атаки - челюсти с множеством острых кривых зубов - предназначены для беспечных рыбок, которые близко приблизились к ней. Весь вид скорпены говорит о её опасности; и в то же время она красива - причем встречаются скорпены очень разной окраски - чёрные, серые, коричневые, малиново-жёлтые, розовые. Рыба обитает на дне. Сам ни на кого не нападает.

Самым опасным для человека обитателем Чёрного моря является морской дракон, его также называют морским дракончиком, скорпионом, змейкой. Это небольшая серенькая рыбка длиной 25-30 см, с острыми ядовитыми шипами на спинном плавнике и на жабрах. Морской дракон обычно не встречается в местах купания, но может попасться на удочку рыбаку.

А сейчас я вам расскажу о черноморской акуле. Она называется катран. Катран имеет длинное и стройное тело. В пасти имеется несколько рядов острых зубов. Тело покрыто маленькими острыми колючками. Цвет тела серовато-коричневый, более темный на спине, по бокам разбросаны белые пятна. Брюхо светлое. Катран относится к живородящим рыбам. Одна самка рождает до 15 мальков. Катран для человека не опасен, хотя по отношению к рыбе ведут себя как настоящие злые и жестокие хищники. Едят все, что шевелится, даже если сами сыты.

Нептун: Ребята, давайте поиграем в игру «Море волнуется».

Игра: «Море волнуется…»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

Дети произносят слова и замирают в задуманном образе морского обитателя, водящий пытается отгадать.

Нептун: дальше мой рассказ будет о моих любимых дельфинах. К млекопитающим Черного моря относятся тюлень-монах и три вида дельфинов: азовка, белобочка и афалина. Ребята, почему дельфины – млекопитающие? (если дети затрудняются ответить, то задам наводящий вопрос – чем кормят своих детёнышей дельфины) Самый крупный бутылконос или афалина. Поменьше - белобочка и самый маленький дельфин - морская свинья (пыхтун, азовка, чумка). Обитатель дельфинариев и океанариев - афалина. Афалины - высокоталантливые актеры. Могут они многое: прыгают через охваченные огнем обручи, под музыку могут спеть, лихо играют в футбол, бейсбол, баскетбол, катают собак на плотиках, жонглируют и перебрасываются мячами. Дразнят рыб, хватая их за хвост, играют друг с другом в "салочки", "догонялки", "пятнашки", выбрасывают из воды ненужную им рыбу, ныряют за разными предметами, оброненными зрителями в воду. Питаются рыбой. Дышат атмосферным воздухом, периодически поднимаясь на поверхность. Дыхание могут задерживать на 10-15 минут. Спят дельфины в полуметре от поверхности воды, опустив вниз хвост и периодически открывая и закрывая глаза.

Нептун: Сейчас я расскажу вам о рыбах, которые обитают в Черном море. Известно 180 видов.

Над самым дном, поодиночке и стайками, как подводные бабочки, кружат барабульки. Их усики неустанно рыхлят песок, находят и безошибочно отличают мелкую добычу. Когда усики нащупают добычу, рот барабули - тут же выстреливает струйку воды, поднимающую облачко песка, из которого рыбка выхватывает свою жертву - рака, моллюска, червя - только вы не успеете ни заметить, ни понять, что за животное исчезло у нее во рту - настолько быстро и ловко барабулька это проделывает!

Звездочет, которого иногда называют морской коровой, зарывается глубоко в ил, выставив на поверхность один лишь усик, напоминающий червя. Этим усиком он привлекает к себе маленьких рыбок и заглатывает их.

Камбала-калкан хищная рыба, не имеет чешуи. Калкан обладает способностью для маскировки менять окраску в зависимости от цвета дна. Челюсти вооружены ровными щетинообразными зубами.

В зарослях морской травы в Черном море можно увидеть забавных рыбок – морских коньков. Похожи они на шахматных коней, чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он, как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Глаза у морского конька вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить за врагами, которые и сами не прочь им пообедать. Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит, зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма и спасаясь от врагов.

Что вы скажете о рыбе, которая прыгает по дну, отталкиваясь от него рукообразными плавниками, будто ногами? Наверняка сравните её с лягушкой. Про нее говорят, что она неуклюжая, медлительная. Неуклюжая пока не увидит что-нибудь вкусненькое. Тут уж морской чёрт сразу сориентируется, резко распахнёт пасть и вместе с током воды втянет добычу в рот, примерно с себя весом и ростом. А за что это создание обругали "морским чёртом"? За отталкивающую внешность. Голова большущая. Чешуи нет, совсем голенький, скользкий, как лягушка. На голове и по всему телу кожные выросты, нижние зубы торчат наружу, глаза большие, выразительные, зелёные.

Внешне сарган красив и изящен. Спина тёмно-зелёная, брюшко ярко-серебристое. Сарган длинен, тонок. Голова маленькая, с сильно вытянутыми вперёд острыми челюстями, образующими как бы "клюв". Зубы загнуты внутрь, из таких не вырвешься, не спасёшься, Питаются сарганы мелкой рыбкой, креветками и насекомыми. Насекомых собирают с поверхности моря или подлавливают с воздуха, выпрыгивая из воды.

Луфарь самый яростный, диковинный в своей свирепости хищник Чёрного моря. На своё м пути он уничтожает всех: хамсу, ставриду, сардину, скумбрию, окуней, сарганов. Одним словом, всех живых подряд. Если наскочит на стаю или косяк, беды не избежать. Имеет большую пасть с крупными острыми зубами.

Нептун: - Ребята, вот сколько много интересного я вам рассказал, но это не все обитатели Черного моря. В следующий раз я расскажу о других рыбах.

Какие рыбы самые опасные?

Как называется рыба похожая на шахматного коня?

Как вы думаете, какие рыбы самые добрые из перечисленных?

Что вам больше всего понравилось сегодня (ответы детей)

Давайте с вами поиграем в игру «Воздух, вода, земля».

Игра «Воздух, вода, земля» :

Играющие становятся в круг, в середине – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из трех слов: воздух, вода, земля. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц, насекомых. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Нептун предлагает детям нарисовать понравившегося обитателя Чёрного моря.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены краски, бумага.

Нептун: До скорых встреч, мои друзья,

уж дома ждут давно меня. (Нептун уходит)

Воспитатель: ребята, мы многое узнали о морских жителях. Вы нарисовали очень красивые рисунки и морской царь снова придет к нам в гости, но расскажет уже о других обитателях моря.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Обитатели моря» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Всеволожска КОНСПЕКТ непосредственно.

«Подводный мир Черного моря». Конспект НОД в подготовительной к школе группе«Подводный мир Черного моря». Конспект НОД в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Осень» Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Осень» в старшей разновозрастной группе «Буратино»Тема дня: «Осенняя пора».

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в подводное царство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Вода» Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Раздел: опытно - экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: обобщение и систематизация.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Земной шар» Выполнила: Шаронова Анастасия Геннадьевна, воспитатель подготовительной к школе группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Неделя Черного моря (фотоотчёт)Неделя Черного моря (фотоотчёт) 31 октября- Международный день Черного моря. А мы живем на Черном море. Вот и прошла у нас неделя Черного моря. Много узнали о нашем любимом.

«Пираты Черного моря». Сценарий летнего спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста Цель – создать интерес к спортивным состязаниям. Задачи: Познакомить с бытом и жизнью пиратов Развитие физических качеств. Воспитать привычку.

Сценарий экологического праздника ко Дню Черного моря «Знатоки Черного моря» Наша команда: Знатоки морских тайн Наш девиз: Мы о море вам расскажем, Красоту его покажем. Пусть все любят море наше, Нет его на свете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Обитатели Черного моря»
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 23:04
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД