Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»

Татьяна Пикалова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Хохловская СШ»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Знакомство с русской избой. Посиделки».

Выполнила воспитатель

группы кратковременного пребывания

Пикалова Т. С.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство с русской избой, Посиделки“» размещена в разделах

Цель. Формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.

Задачи:

- Познакомить детей с традициями русского народа.

- Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.

- Обогащать словарь русскими народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.

- Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.

Предварительная работа. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок. Разучивание песни «Прялица». Разучивание русского народного танца «Самовар».

Организация и оборудование. Занятие проводится в «Русской избе»

Ход занятия

Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей (звучит русская народная мелодия).

- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Дети отвечают пословицами:

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!»

«Много гостей - много и новостей!»

«Что есть в печи - на стол мечи!»

-Проходите, присаживайтесь. Горница у меня не большая, да красивая какая!

Дети рассаживаются по лавкам.

Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, белые занавески покрывают их от пыли, есть свеча, ее зажигали в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. Хозяин, глава семьи, садился во главе стола – под иконами.

Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.

То печет блины,

То показывает сны. Что это такое? (Печка)

Стоит изба из кирпича,

то холодна, то горяча. А это что такое? (Печь).

(Лена)

В русской избе главной была печь. Печка не только согревала избу, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл лапти или корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»

Показывая прялку, интересуется, знают ли ребята, что это такое, для чего это нужно? (ответы детей)

(Б. Алина)

Прялка – старинное приспособление для прядения нитей, состоящее из доски сверху на которую привязывали куделю (шерсть или козий пух, тонкой ножки и донца, на которое садятся.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела свечка на столе или керосиновая лампа – ведь электричества тогда еще не было. А еще мы знаем пословицы и поговорки про прялку:

«Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься»

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

«Хорошо прядется – весело поется»

Дети исполняют русскую народную песню «Прялица»

Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали посуду. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

Так же дети помогали сматывать пряжу.

Ребята, а вы помогаете своим мамам или бабушкам?

Давайте попробуем смотать клубочки.

Игра: «Смотай клубочек»

Молодцы!

Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля (чугунок)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

А для чего нужен ухват?

Дети: «Ухват нужен для того, чтобы вынимать чугун из печи».

Очень чёрная нога, возле печки… (Кочерга)

Я тяжёл, внутри огонь,

Где поеду - будет гладко,

Я горю меня не тронь! (Утюг)

(Алина С.)

Это старинный утюг, но у него не было шнура и тем более кнопочек, чтобы включать его. Также он был очень тяжелым. В него складывали угли, взятые из печи, он становился горячим и мог разглаживать разную одежку.

А чугунные утюги, разогревали на открытом огне в горячей печи. Еще его можно было ставить на плиту, он нагревался, и тогда гладили.

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар)

(Стас)

Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. А богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Хозяйка: Ребята, давайте вспомним пословицы про чай, про самовар?

«Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём».

«Чай не пьешь - откуда силу возьмешь»?

«Самовар кипит, уходить не велит».

1. И у нас тоже есть самовар.

Посидеть за самоваром (Гена)

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

2. Самовар поет-гудит, (Стас)

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

3. Самовар пыхтит, искрится – (Егор)

Щедрый, хрупкий, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

4. Лучше доктора любого (Стас П.)

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Танец «Самовар»

Хозяйка: Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

Что запомнилось больше всего?

А теперь посмотрите на стол

На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Гостинцы берите,

Да к самовару подходите!

Публикации по теме:

«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой Цель: дать детям представление о Красной книге, знакомство с некоторыми редкими животными и птицами, формирование у воспитанников представлений.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля»Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: - дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; - пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 15:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД