Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Что такое шоколад?»

Татьяна Замай
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Что такое шоколад?»

Образовательная область: «Познание»

Основная деятельность: познавательно-исследовательская

Форма работы с детьми: решение проблемных задач

Возраст: подготовительная группа

ТЕМА: «Что такое шоколад?»

Задачи:

- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;

- развивать знания детей о свойствах шоколада;

- активизировать психические процессы в процессе ознакомления со свойствами шоколада;

- развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;

- использовать опыт для нахождения истины;

- воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Методы и приемы:

Прием инфотейнмента, прием "Тонкие и толстые вопросы", прием "Дерево предсказаний" (метод ТРИЗ, опыты, фокусы.

Материал и оборудование:

Халаты для детей, бейджики, телевизор, DVD-проигрователь, CD-проигрователь, магнитная доска, DVD-диск, глобус, фотографии с изображением последовательной цепочки происхождение шоколада, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, минеральная вода, подносы, тёрка, спички, 10 одноразовых ложек, магниты, прихватка, посуда для нагревания, стакан для горячего шоколада, подставка, свеча, CD-диск, волшебная коробочка, шоколадные сюрпризы.

Ход проведения:

1. Организационный момент.

Педагог просит детей одеть халаты.

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, и работать в лаборатории. Лаборатория, это - то место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием и решает проблему. Сегодня мы с вами тоже попытаемся решить проблему и сделать научные открытия.

- Посмотрите, к нам пришло видео послание от ребят с соседнего сада, давайте послушаем, о чем они говорят.

(Дети садятся на стульчики. Педагог включает диск с фильмом, в котором показывают малышей с другого детского сада. Малыши кушают шоколад и задают вопросы – «Я хотел бы узнать, где растет шоколад? «А я хотела бы знать – шоколадка - это вредно или полезно?», «А я хочу спросить, почему от шоколада возникают такие пятна!»)

- И так, дорогие коллеги, перед нами стоит проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?» Давайте попытаемся её решить.

2. Рассказ по картинам.

- Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? А если не в нашей стране он растет, то, как вы думаете, где? Где может, по-вашему, расти шоколад? (Ответы детей)

- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Оно боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Подойдите сюда, я вам покажу на глобусе – где растет какао дерево. Оно растет в Южной Америке, вот здесь (показывает на глобусе Южную Америку).

- Дерево какао выглядит вот так (показ фотографий). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – бобы. Плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки. Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы. На фабрики бобы жарят и перемалывают. Из какао бобов получают 2 основных продукта – какао масло и какао порошок. Какао масло применяют в парфюмерии, а какао порошок прессуют в специальные коврижки. Вы спросите меня, а когда же будет шоколад? – Осталось совсем чуть-чуть. Коврижки какао отправляются на конфетные фабрики, там их растапливают и соединяют специальной смесью, которая каждая фабрика держит в строжайшем секрете. Смесь отправляют по конвейеру дальше, чтобы специальная машина придала форму нашему шоколаду.

А вот и она сама – наша плитка шоколада!

- Итак, мы с вами узнали, дорогие коллеги, откуда к нам пришел шоколад и как его производят. Шоколад происходит из какао бобов, какао бобы растут в Южной Америки. Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? (ответы детей) Правильно, они спрашивали – почему от шоколада пачкаются руки, полезен или вреден шоколад. Чтобы это узнать – нам нужно отправиться в нашу лабораторию и провести исследования.

3. Физминутка «Волны» (Трек 17)

А чтобы попасть в нашу лабораторию, нам нужно переплыть море. А на море большие волны. (Включается диск с музыкальной записью трека).

4. Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? – (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может кто-то считает иначе?

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

- Мы пришли к выводу, что какао без добавок – не вкусное и горькое. В какао необходимо добавлять вкусовые добавки для употребления его в пищу.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, дорогие коллеги, мы пришли к выводу, что наше какао имеет горький вкус, зато легко растворяется и соединяется с другими веществами.

5. Опыт 2. Свойства шоколада.

- Дорогие коллеги, а теперь давайте вспомним вопросы малышей и определим свойства шоколада.

- Возьмите кусочек шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Сладкий)

- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, дорогие коллеги, у вас получилось разломать шоколад? – (Да)

- Значит, шоколад имеет свойство ломаться, он - хрупкий.

- А теперь посмотрите все сюда. Сейчас, мой помощник Денис кинет кусочек шоколада в стакан с водой. (Помощник выполняет поручение). Что произошло с шоколадом? – (Шоколад утонул). – А теперь моя помощница Ярослава, кинет кусочек шоколада в стакан с минеральной водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

- Это произошло потому, ребята, что в шоколаде имеется воздух, который при контакте с воздухом минеральной воды – поднимается вверх и не тонет.

- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим что будет с шоколадом если его нагреть. (Педагог проводит эксперимент. Шоколад растопился.)

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

- А сейчас я эту смесь вылью в специальную форму и посмотрим, что же произойдет дальше с нашим шоколадом. (Через некоторое время, шоколад застывает).

- Посмотрите, шоколад застыл и принял ту форму предмета, в которую он был налит.

Мы пришли к выводу, что шоколад пластичен и принимает форму предмета.

6. ТРИЗ. Д/И «Хорошо-плохо»

- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

- Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо». Пройдемте на стульчики. Я раздам вам карточки, на которых изображены различные ситуации, что бывает с нами когда мы лакомимся шоколадом. У меня есть вот такие 2 симпатичные колобки, на которых один – весело улыбается, а другой плачет. Вы должны внимательно посмотреть на картинку, определить, что изображено на картинке, вредно это или нет и прикрепить её к определенному колобку.

(Работа по карточкам)

- -Таким образом, дорогие коллеги, мы ответили на все вопросы малышей и пришли к выводу, что шоколад полезен, но в определенных количествах.

7. Итог. Рефлексия.

- Ребята, а вы знаете, что лаборанты – не только исследователи, они еще и волшебники. И мы с вами тоже немножко обладаем волшебными силами. Давайте с вами сотворим волшебство. Вот здесь у меня есть волшебная коробочка. Посмотрите какая. Положим в коробочку шоколад, который нам не пригодился для исследований. Проговорим волшебные заклинания. А теперь сильно, сильно подуем на нее. Открываем коробочку и что мы видим?

(Раздает детям сюрпризы.)

Конец.

Публикации по теме:

Готовим шоколадные конфетыГотовим шоколадные конфеты Шоколаду каждый рад, все мы любим шоколад. Вот рецепт шоколадных конфет от моей дочери - Софии. Взять несколько плиток шоколада и растопить.

Изумительная «конфетка».Изумительная «конфетка». Для приготовления сладкой "конфетки" потребуется пятьсот грамм слоёного теста (готовое, фрукты (на выбор, одна шоколадка, растительное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Что такое шоколад?»
Опубликовано: 17 октября 2012 в 14:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...