Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познание» и «Коммуникация». Тема: «Звук»

Людмила Курило
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познание» и «Коммуникация». Тема: «Звук»

Цели:

1. Обобщить и конкретизировать представление детей о физическом явлении – звук (звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, его можно усилить с помощью специальных предметов, приборов.)

2. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, наблюдательности.

3. Развитие у детей умения рассуждать, приобретение ими коммуникативных навыков.

Материалы для занятия:

Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички, рупор,

часы механические, таз с водой и камешки;

Музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала.

Ход занятия.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Дети, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их «Доброе утро!» Чем же нам развлечь гостей? (угощением, игрой, интересным рассказом, танцем, музыкой.) Хорошо, развлечём гостей музыкой. А что такое музыка? (мелодия). А что такое мелодия? Из чего она состоит? (из звуков). Сегодня мы поговорим о том, что такое звук! Вспомним, что вы уже знаете о звуке, а потом в лаборатории с помощью опытов и экспериментов познакомимся с новыми для вас свойствами звука.

Что же сообщают нам звуки? (Звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас). Вот послушайте и скажите, что вы слышите. (в записи-шум моря, пение птиц, звонок телефона и т д). А теперь перечислите всё, что вы слышали? (дети перечисляют). Значит, звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. А какие бывают звуки? (громкие, тихие, приятные, страшные, высокие, низкие и т. д). Вспомните высокие и низкие звуки, издаваемые животными (низкие - медведь, бегемот, тигр; высокие-мышь, птицы, зайцы). Вот видите, как много вы знаете о звуке.

Теперь перейдём в лабораторию, где продолжим исследовать свойства звука. Перед вами лежат предметы, которые помогут нам в этом. Как называется этот предмет? (линейка). Положите её на стол так, чтобы один конец выступал за край стола. Прижмите с силой конец, находящийся на столе, а по выступающему ударьте или дёрните вверх. Что вы видите? (линейка задрожала). Что вы слышите? (линейка загудела). Теперь сдвигайте линейку так, чтобы выступающий конец становился короче. Значит, чем короче кончик линейки, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук «сердитее».

А теперь посмотрим, что будет, если дёрнуть за натянутую проволочку посередине - проволочка загудела. Натяну её посильнее и снова дёрну – проволочка пискнет тоненько. Какой вывод можно сделать из этих опытов? Звучат только дрожащие предметы. Теперь нам нужно выяснить с помощью чего передаётся звук. Перед вами таз с водой, на подносе камушек. Бросьте его в воду и посмотрите, что вы увидите на поверхности воды? По воде волны пошли кругами. Вот и звуки передаются с помощью волн. (Раздаётся звонок по мобильному телефону.) Как называется это устройство? А знаете, как можно расшифровать название? «Теле» – расстояние, «фон»звук. Изобрели телефон уже давно, сначала это был очень громоздкий аппарат, потом постепенно видоизменялся и теперь превратился в очень удобное, быстрое средство связи. За это его назвали мобильным.

Мы с вами тоже можем наладить связь прямо в группе с помощью самодельного устройства. Для этого нам понадобятся спичечные коробки, нитки, 2 спички. Какое название вы бы дали нашей телефонной связи? (Спич - лайн). Приглашаю принять всех участие в нашей шуточной рекламе - викторине. Один абонент даёт объявление в рекламное агентство, а другой должен ответить, кто из героев сказок мог дать такое объявление.

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», А С Пушкина).

2. «Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение». (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»).

3. «Отнесу пирожок вашей бабушке» (Красная Шапочка).

4. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света» (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

5. «Туристическая фирма организует путешествие по молочной реке с кисельными берегами» (Гуси-лебеди).

6. «Несу золотые яйца. Дорого» (Курочка - ряба).

7. «Чищу до блеска золой котлы и сковороды» (Золушка).

Как же работает такой телефон? Звук голоса заставляет дрожать донышко коробка, а оно в свою очередь нитку. По нитке звук, как по настоящему телефонному проводу бежит от одного коробка к другому.

Физкультурная разминка: «Птичья полька».

Мы с вами так расшумелись, а для следующего опыта нам нужна тишина.

Ребята, с помощью чего мы слышим звуки? (с помощью уха). А если звук очень тихий, плохо слышен, как его можно усилить? (с помощью разных приспособлений). Давайте поиграем, я буду называть цепочку слов, среди них будут предметы усиливающие звук. Как только вы их услышите, хлопните в ладоши. (Хлопушка, погремушка, стадион, микрофон, таз, машина, динамик, мяч, топор, рупор.)

А если у нас нет этих предметов? Мы можем сделать их сами, например рупор.

Перед вами лежат часы. Как услышать тиканье часов, не поднося их к уху.

Берём картонную трубку, приставляем один конец к уху, другой к часам. Что слышно? Почему звук стал слышен? (В трубке звуковые волны не рассеиваются, с её помощью звук разносится на более дальнее расстояние).

1. Какие предметы звучат? (дрожащие)

2. С помощью чего распространяются звуки? (с помощью волн).

3. Если звук слабый, как его можно усилить? (динамик, микрофон, рупор)

С помощью, каких органов чувств мы исследовали свойства звука? (орган слуха, зрения, тактильные ощущения; показ карточек).

Молодцы, ребята, порадовали гостей своими знаниями, а теперь развлечём их музыкой, поднимем всем настроение. Только вот музыкальные инструменты у нас необычные - все дрожащие и пищащие.

Треугольник есть и ложки,

Бубны, палочки, гармошки.

Надо все их разом взять

Дружно вместе заиграть.

Буду я здесь дирижёром

Кто же вы? Ответьте хором?

(Оркестр)

Гости, поддержите наших музыкантов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Прихватка с пуговицами», «Поезд на прихватке».Дидактическая игра «Прихватка с пуговицами», «Поезд на прихватке». Цель игры: учить определять первый звук в слове;ориентировка на плоскости (отработка предлогов,позицию звука. Вам понадобятся кухонная.

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению детей дошкольного возраста грамоте. Памятка – рекомендация, для родителей. [/b] 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познание» и «Коммуникация». Тема: «Звук»
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 12:31
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...