«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»

Ольга Костина
«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»

«Русская матрешка»

подготовительная группа

Программные задачи:

1. Познакомить с историей русской деревянной матрешки, как символом русской народной культуры.

2. Учить украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

4. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материал:

Деревянные матрешки, силуэты матрешек на каждого ребенка, гуашь, кисти № 2, № 4, стакан с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением русских Матрешек, дидактические игры: «Собери целое», «Лото».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребенок: В этот чудный яркий день

Нам здороваться не лень,

Шлем привет мы всем вокруг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дети: Шлем привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об игрушке, которая относится к художественно народным промыслам, а о какой – отгадайте!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки.

Называются МАТРЕШКИ!

Конечно, речь идет о Матрешках.

В гости приходит большая и маленькая Матрешки

Большая Матрешка: Здравствуйте!

Маленькая Матрешка: Вы нас узнали?

Я Матрешка – сувенир

В расписных сапожках

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего румяна я

Щеки – словно розы!

Ребенок: Желтый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек!

Упирается рука

В деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

А зовусь я Матрешкой!

Ребята, а вы знаете, что Матрешка – это традиционный русский сувенир, символ нашей страны.

А скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России

Большая Матрешка: Правильно, в России. А Матрешка в России появилась очень давно, более 100 лет назад.

Ребята, вы наверно не раз совершали путешествие в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Вот и сейчас я хочу пригласить вас в галерею и рассказать немного об истории русской матрешки.

Первый мастер, который расписал русскую матрешку был известный русский художник Сергей Малютин.

Ему из Японии привезли сувенир японского старика мудреца – Фукурума. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую. Вот и решил художник повторить эту забаву, только переодеть фигурку в русский сарафан. Он попросил токаря, потомственного игрушечника Василия Петровича Звездочкина, выточить из дерева форму – болванку, а потом собственноручно расписал ее.

Это была круглолицая, полненькая девушка, в простом русском сарафане, с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и детям, и взрослым. Нравилось ее доброе, ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме.

Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

А давайте поиграем в игру «СКАЖИ КАКАЯ?»

Матрешка какая? (веселая, озорная, румяная, яркая, улыбающаяся, добрая)

Лицо у матрешки какое? (веселое, радостное, красивое, доброе, милое, румяное, ясное, детское)

Сарафан какой? (русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, узорчатый, широкий)

Фартук (передник) какой? (красивый, пестрый, цветастый, расписной)

Большая Матрешка: Молодцы, ребята! Матрешка на самом деле такая, какой вы ее сейчас описали.

А кто может мне сказать, почему ее назвали именно МАТРЕШКА?

Ребенок: Ее назвали так потому, что раньше в России самое распространенное женское имя было Матрена, а ласково – Матрешка.

Большая Матрешка: Как вы уже слышали, Матрешка появилась очень давно, более 100 лет назад, а самые распространенные – три вида:

1. Семеновская

2. Загорская

3. Полхов-майданская

А название зависит от места, в каком городе их расписывают.

Давайте рассмотрим все три вида:

1. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА – особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук занимает огромный букет цветов.

2. ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА – Матрешка всегда в сарафане, кофточка с вышивкой, на голове платок завязан в узелок, а поверх – сарафан-фартук, в руках корзина, платок, либо узелок.

3. ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА – Матрешка тоньше, выше, лицо обрамляют кудри. У них нет сарафана, вместо фартука – большой букет цветов. На голове – полушалок, тоже с цветами, без узелка.

Всех Матрешек расписывают настоящие мастера своего дела.

Про них в народе говорят: «С мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся!»

А вы знаете пословицы про мастеров своего дела?

Дети: «Люби дело – мастером будешь»

«Терпение и труд все перетрут»

«У мастера в руках дело огнем горит»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Всякая работа мастера хвалит»

Маленькая Матрешка: Ребята, а не хотите ли вы с нами потанцевать?

Танцуют под русскую народную музыку БАРЫНЯ

Большая Матрешка: Вы, ребята, молодцы! Танцевали от души!

Посмотрите, а здесь корзинка. Интересно, что в ней?

Дети: Матрешки!

Большая Матрешка: Ребята, посмотрите на этих Матрешек, что с ними не так.

Дети: отвечают

Большая Матрешка: Не успел мастер дорисовать лицо, узоры на ее сарафане. И платок без узоров, т. к. у него закончились краски.

Маленькая Матрешка: А, давайте поможем и доделаем работу мастера.

Проходите в мастерскую, одевайте фартучки, садитесь поудобнее. Спинка ровная, коленочки под столом дружат, приступаем к работе.

Сначала нужно нарисовать лицо, затем платок, сарафан, далее используйте декоративные элементы. Кто мне назовет какие?

Дети: Прямые, волнистые линии, точки, завитки, лепестки.

Большая Матрешка: А какие краски мы используем в работе.

Дети: Гуашь

Играет музыка – дети рисуют

Вот Матрешки наши готовы, давайте на них посмотрим.

Какие Матрешки замечательные получились! Они все красивые, веселые и нарядные. Все вы старались и работали, как настоящие мастера!

И теперь этим Матрешкам не зачем лежать в корзине, им место на настоящей выставке, куда мы их сейчас и разместим.

А наши гости с радостью посмотрят и оценят нашу выставку народно-прикладного искусства. Над выставкой работали не только дети, но и их родители.

Ребенок: Подходите, подходите –

На Матрешек поглядите!

Получилось все на диво

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они, Матрешки – крошки!

«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»
Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: «Знакомство с русской матрёшкой». Цель. Продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству; развивать мелкую моторику рук; создавать эмоционально.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 12:03
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...