«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»

Ольга Костина
«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»

«Русская матрешка»

подготовительная группа

Программные задачи:

1. Познакомить с историей русской деревянной матрешки, как символом русской народной культуры.

2. Учить украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

4. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материал:

Деревянные матрешки, силуэты матрешек на каждого ребенка, гуашь, кисти № 2, № 4, стакан с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением русских Матрешек, дидактические игры: «Собери целое», «Лото».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребенок: В этот чудный яркий день

Нам здороваться не лень,

Шлем привет мы всем вокруг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дети: Шлем привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об игрушке, которая относится к художественно народным промыслам, а о какой – отгадайте!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки.

Называются МАТРЕШКИ!

Конечно, речь идет о Матрешках.

В гости приходит большая и маленькая Матрешки

Большая Матрешка: Здравствуйте!

Маленькая Матрешка: Вы нас узнали?

Я Матрешка – сувенир

В расписных сапожках

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего румяна я

Щеки – словно розы!

Ребенок: Желтый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек!

Упирается рука

В деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

А зовусь я Матрешкой!

Ребята, а вы знаете, что Матрешка – это традиционный русский сувенир, символ нашей страны.

А скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России

Большая Матрешка: Правильно, в России. А Матрешка в России появилась очень давно, более 100 лет назад.

Ребята, вы наверно не раз совершали путешествие в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Вот и сейчас я хочу пригласить вас в галерею и рассказать немного об истории русской матрешки.

Первый мастер, который расписал русскую матрешку был известный русский художник Сергей Малютин.

Ему из Японии привезли сувенир японского старика мудреца – Фукурума. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую. Вот и решил художник повторить эту забаву, только переодеть фигурку в русский сарафан. Он попросил токаря, потомственного игрушечника Василия Петровича Звездочкина, выточить из дерева форму – болванку, а потом собственноручно расписал ее.

Это была круглолицая, полненькая девушка, в простом русском сарафане, с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и детям, и взрослым. Нравилось ее доброе, ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме.

Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

А давайте поиграем в игру «СКАЖИ КАКАЯ?»

Матрешка какая? (веселая, озорная, румяная, яркая, улыбающаяся, добрая)

Лицо у матрешки какое? (веселое, радостное, красивое, доброе, милое, румяное, ясное, детское)

Сарафан какой? (русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, узорчатый, широкий)

Фартук (передник) какой? (красивый, пестрый, цветастый, расписной)

Большая Матрешка: Молодцы, ребята! Матрешка на самом деле такая, какой вы ее сейчас описали.

А кто может мне сказать, почему ее назвали именно МАТРЕШКА?

Ребенок: Ее назвали так потому, что раньше в России самое распространенное женское имя было Матрена, а ласково – Матрешка.

Большая Матрешка: Как вы уже слышали, Матрешка появилась очень давно, более 100 лет назад, а самые распространенные – три вида:

1. Семеновская

2. Загорская

3. Полхов-майданская

А название зависит от места, в каком городе их расписывают.

Давайте рассмотрим все три вида:

1. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА – особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук занимает огромный букет цветов.

2. ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА – Матрешка всегда в сарафане, кофточка с вышивкой, на голове платок завязан в узелок, а поверх – сарафан-фартук, в руках корзина, платок, либо узелок.

3. ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА – Матрешка тоньше, выше, лицо обрамляют кудри. У них нет сарафана, вместо фартука – большой букет цветов. На голове – полушалок, тоже с цветами, без узелка.

Всех Матрешек расписывают настоящие мастера своего дела.

Про них в народе говорят: «С мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся!»

А вы знаете пословицы про мастеров своего дела?

Дети: «Люби дело – мастером будешь»

«Терпение и труд все перетрут»

«У мастера в руках дело огнем горит»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Всякая работа мастера хвалит»

Маленькая Матрешка: Ребята, а не хотите ли вы с нами потанцевать?

Танцуют под русскую народную музыку БАРЫНЯ

Большая Матрешка: Вы, ребята, молодцы! Танцевали от души!

Посмотрите, а здесь корзинка. Интересно, что в ней?

Дети: Матрешки!

Большая Матрешка: Ребята, посмотрите на этих Матрешек, что с ними не так.

Дети: отвечают

Большая Матрешка: Не успел мастер дорисовать лицо, узоры на ее сарафане. И платок без узоров, т. к. у него закончились краски.

Маленькая Матрешка: А, давайте поможем и доделаем работу мастера.

Проходите в мастерскую, одевайте фартучки, садитесь поудобнее. Спинка ровная, коленочки под столом дружат, приступаем к работе.

Сначала нужно нарисовать лицо, затем платок, сарафан, далее используйте декоративные элементы. Кто мне назовет какие?

Дети: Прямые, волнистые линии, точки, завитки, лепестки.

Большая Матрешка: А какие краски мы используем в работе.

Дети: Гуашь

Играет музыка – дети рисуют

Вот Матрешки наши готовы, давайте на них посмотрим.

Какие Матрешки замечательные получились! Они все красивые, веселые и нарядные. Все вы старались и работали, как настоящие мастера!

И теперь этим Матрешкам не зачем лежать в корзине, им место на настоящей выставке, куда мы их сейчас и разместим.

А наши гости с радостью посмотрят и оценят нашу выставку народно-прикладного искусства. Над выставкой работали не только дети, но и их родители.

Ребенок: Подходите, подходите –

На Матрешек поглядите!

Получилось все на диво

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они, Матрешки – крошки!

«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»
Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: «Знакомство с русской матрёшкой». Цель. Продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству; развивать мелкую моторику рук; создавать эмоционально.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 12:03
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...
Эссе «Я сердце отдаю детям»
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...