МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у бабушки Елюк»

Татьяна Артемьева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у бабушки Елюк»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

«В гостях у бабушки Елюк»

Программное содержание:

1. Формировать обобщенные представления о родном крае: историческое прошлое, культура.

2. Расширять представления детей о быте чувашского народа в старину.

3. Развивать устойчивый интерес к чувашскому народному творчеству: пословицам и сказкам.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у бабушки Елюк“» размещена в разделах

4. Актуализировать в речи детей новые слова: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.

5. Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Словарная работа: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.

Материал к занятию: ноутбук, презентация «Чувашская изба», запись сказки, картинки

Предварительная работа: знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями чувашского народа; посещение мини-музея детского сада «Тымар», заучивание пословиц, поговорок.

Методические приемы:

• Словесный;

• Наглядный;

• Обсуждение;

• Дидактическая игра

• Беседа

• Компьютерные технологии (ИКТ);

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у моей бабушки. Моя бабушка живет в старинной чувашской деревне. Гостей встречает с угощеньем. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай попить, да некому передать свое искусство пироги готовить. Что же делать, ребята? Чем помочь бабушке?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке : посмотрим, как она живет, да сказочку послушаем.

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в старинную чувашскую деревню, надо произнести волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Все оказываются в избе)

Раз, два, три!

У бабушки в деревне окажись!

II. Рассматривание интерьера чувашской избы

Воспитатель: Мы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Печка занимает самое большое место в доме. А скажите, ребята, для чего нужна печка в доме?

Ответы детей:

Воспитатель: Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На ней раньше спали ребятишки и старушки, сушили валенки и варежки.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Здесь вы видите колыбельку (по-чувашски «спка»). Как вы думаете, для чего предназначена колыбелька?

Ответы детей:

Воспитатель: В колыбельке укачивали маленьких детей. Колыбельки у чувашей вовсе не походят на русские. Они делаются круглые, похожи на гнездо какой-нибудь большой птицы. Низ переплетается веревками, на которые кладется солома, а сверху расстилается старая рубаха. На нее и кладут малыша. А вот скажите, как распевают русские, когда качают малыша?

Ответы детей:

Воспитатель: Когда качают малыша, вместо «баиньки-баю» чуваши распевают: «Э-эх! Э-эх! Э-эх!».

Воспитатель: А это божница. Ребята, кто из вас видел божницу?

Ответы детей:

Воспитатель: Божница – самое красивое место в доме. Этот угол во всех домах украшен красивейшими белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.

Воспитатель: Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! Как вы думаете, для чего нужен стол?

Ответы детей:

Воспитатель: За столом собирается вся семья. Главное место для самого старшего, почетного в семье – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите, какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Как вы думаете, для чего он нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышет. Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

Ответ детей:

Воспитатель: А ставили в горячую печь чугунок ухватом.

Воспитатель: А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток вязали носочки да варежки для студеной зимы.

Воспитатель: А вот и сундук. Еще моя бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Тише едешь – дальше будешь.

Делу время – потехе – час!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сундук и открылся. Ребята, что вы здесь видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Здесь и платье, фартук и лапти лыковые. А вот это что, ребята?

Ответы детей: А это рушник! Так называли полотенце в старину. Рушник красивый, вышитый узорами. Без вышивки в доме не обойтись. «Она от болезней исцеляет», - так говорили раньше. – Вышивка оберегает дом и хозяев от беды. Вышитые полотенца, занавеси развешивали на окна, стены, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на столе защищали стол и пищу. Вышивали и одежду.

Физкультминутка

Воспитатель: Все необычно в этом. Все не так как в городской квартире. Нет шифоньера – вещи висят на шестах и лежат в сундуке. Нет кастрюль – пища готовится в чугунках. Нет швейной и вязальной машин – установлена прялка. Очень много вышитых и тканых изделий.

Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Поиграем?

Ответы детей:

Дидактическая игра «Прошлое - современное»

III. Рассказывание чувашской народной сказки.

Воспитатель: Моя бабушка знает много интересных сказок. Сейчас мы послушаем одну сказку, которую мне рассказывала бабушка. Расселись поудобнее… Слушаем сказку.

Луна в колодце

В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.

Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен, оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.

Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:

— Ах, ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.

Воспитатель: - Ребята, скажите, о чем эта сказка?

- Что увидела бабушка в колодце?

- Расскажите, как бабушка с дедушкой доставали луну из колодца?

- Как вы думаете, луна на самом ли деле была в колодце?

- Вы видели полную луну?

- Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Моя бабушка кроме сказок знает еще много чувашских игр. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, в которую научила меня играть моя бабушка.

Чувашская подвижная игра «Лесничий» (Врман хуралилле»)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т. д.).

Воспитатель: Бабушка нам и дом показала, и сказку рассказала, с новой игрой познакомила. Пора нам домой возвращаться. Давайте поблагодарим бабушку и попрощаемся с ней. Обещаем еще раз приехать в гости.

Итоги занятия

Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня побывали?

- Что нового вы узнали?

- Как все это можно назвать одним словом?

- Ребята, давайте вспомним названия мест в избе.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в деревне у бабушки. У нас в детском саду есть мини-музей «Тымар». А завтра мы с вами посетим музей и посмотрим, есть ли там предметы, с которыми познакомились.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у бабушки Елюк»
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 15:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД