Лучший педагог года

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе «Идет волшебница зима»

Елена Толкачева
Конспект НОД по освоению ОО «Познание» (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе «Идет волшебница зима»

Цели: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы

Задачи:

Образовательные: называть самостоятельно признаки зимы, рассказывать о них;

Развивающие: развивать умение устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, растений, способность к наблюдению;

Воспитательные: воспитывать чувство эмпатии к родной природе

Интеграция:

Физическая культура - закреплять умение бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, развитие координации движений и ориентировку в пространстве

Публикация «Конспект НОД по освоению ОО „Познание“ (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах

Коммуникация - обогащение активного словаря детей словами снегопад, вьюга, метель, гололед, снегоуборочная техника; развитие речи – ответы на вопросы, участие в диалоге; развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха – «чтение» слов с помощью условных обозначений, произношение всех звуков родного языка, развитие грамматического строя речи – помогать детям строить сложно – подчиненные предложения, используя языковые средства для соединения частей, упражнять в подборе прилагательных к существительному, обращать внимание на согласование слов в предложении.

ФЭМП - закрепление признаков предметов - распознание известных геометрических фигур среди предложенных объектов, последовательности чисел – знание арабских цифр, пространственных отношений- ориентация в пространстве относительно себя, временных отношений- ориентация в последовательности времен года

Чтение художественной литературы – отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста

Художественное творчество – знакомство детей с произведениями живописи

Безопасность – развитие у детей правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья, закрепление представления, что одеваться следует по погоде

Музыка – приобщать детей к музыкальной культуре

Социализация – развитие интеллектуально – перцептивных способностей дошкольников при игровом экспериментировании, воспитание умение действовать в команде, развитие сообразительности, умении решать поставленную задачу

Здоровье – синхронизация работы полушарий головного мозга при зеркальном рисовании в воздухе двумя руками, повышение энергетического обеспечения головного мозга при выполнении дыхательных упражнений

Труд – расширение представлений о труде взрослых

1. Игра – мотивация «Катина в подарок»

Восп. На своей родине, в далекой Африке, льву Бонифацию, на день рождения подарили репродукции с картин известных русских художников, они ему очень понравились. И он решил отправиться к нам.

Вот они.

Как называются эти картины и кто их написал?

Дети. Это репродукции с картин И. Шишкина «Зима», К. Юана «Русская зима»

Восп. Как вы думаете, почему Бонифаций приехал к нам в Россию?

Дети. В Африке нет зимы.

Восп. Бонифацию очень хочется узнать все о зиме. Что же делать?

Дети. Помочь

2. Актуализация знаний. Экспериментирование «Почему наступает зима»

Восп. Бонифаций интересуется, почему у нас наступает зима, а в Африке всегда жарко.

Проведем эксперимент. Наш земной шар находится в непрерывном движении, это движение двойное. Возьмем волчок и запустим его. Видите, он крутится вокруг своей оси и бежит по своей дорожке. Так и земной шар: он одновременно вращается вокруг своей оси и бежит по своей извечной дорожке вокруг солнца. Только у волчка ось торчит прямо вверх, а земная ось всегда наклонена в одну сторону. Путь земного шара вокруг Солнца имеет такую форму.

Какую геометрическую фигуру напоминает?

Дети. Овал.

Земля совершает свой путь вокруг Солнца за год?

За сколько месяцев?

Дети. За двенадцать.

Восп. За год Земля то приближается, то удаляется от Солнца. Солнечные лучи падают то прямо, то косо, то греют больше, то меньше. Происходит смена времен года. Давайте перечислим их для Бонифация.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Восп. А вот жаркие страны расположены на земном шаре по- другому, чем Россия. Там царим вечное лето.

3. Проблемная ситуация «Как узнать зиму»

Восп. Вместе с репродукциями картин друзья подарили Бонифацию набор картинок. Что они означают?

Дети. Если разложить картинки по порядку, то из первых звуков названий этих картинок можно прочесть слова.

Восп. Объединимся в три команды.

Что же за слова получились?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Восп. Как назвать их одним словом? Что это?

Дети. Названия зимних месяцев.

Восп. Бонифаций спрашивает, как мы узнаем зиму?

Дети. По приметам.

4. Решение проблемной ситуации «Рассматриваем слайды, вспоминаем приметы зимы»

Восп. Давайте посмотрим слайды о зимних приметах вместе с Бонифацием, и расскажем льву о них.

1) Дети. Вся земля покрыта снегом. Выпадает снег.

Приглашаю вас, ребята, в «Снежную лабораторию» для проведения опытов со снегом.

Опыт 1. Какого цвета снег?

Дети. Снег белого цвета.

Опыт 2. Видно ли вам через снег картинку, которая под него положена?

Дети. Нет

Восп. Какой можно сделать вывод? Снег прозрачный или непрозрачный?

Опыт 3. Что происходит со снегом под воздействием высоких температур?

Дети. Он тает и превращается в воду.

Восп. Давайте с помощью лупы рассмотрим снег

На что он похож?

Дети. На крупинки, на льдинки, блестящий порошок, на иней.

Восп. Бонифацию нравится снег, он даже хочет его полизать. Можно?

Дети. Нет. Он не такой уж и чистый. Холодный.

Восп. Как доказать?

Дети. Когда он растает, вода мутная, не чистая

Восп. Бонифаций хочет узнать, снег – это хорошо или плохо

Восп. Почему снег хорошо?

Дети. Мы любим играть в снежки, лепить снежных баб, кататься на санках, на лыжах, коньках, строить снежные крепости.

Восп. В какую погоду мы это делаем?

Дети. В солнечную теплую погоду.

Дети. Снег красивый. На солнце блестим, переливается.

Дети. Снег покрывает землю снежным покрывалом

Восп. Пригласим Бонифация рассмотреть картинки в нашей рабочей тетради. Объясним нашему гостю, что общего на рисунках.

Дети. На первой картинке мальчик сгребает снег к стволу дерева. На другой человек находится в снежном доме – игле.

На второй снег уже растаял, видно всходы озимых хлебов.

Восп. В какой сказке главная героиня увидела подобное?

Дети. В сказке «Мороз Иванович» Одоевского

Восп. Какой же вывод можно сделать?

Дети. Снег сохраняет тепло.

Восп. Почему снег плохо?

Дети. Если много снега, трудно ходить по дороге. Специальные машины очищают дороги. В другой город на машине, на автобусе не доехать.

Восп. Как называют природное явление, когда идет снег?

Дети. Снегопад.

Восп. Как называется природное явление, когда идет снег и дует сильный холодный ветер?

Дети. Метель. Вьюга.

Восп. Поиграем с Бонифацием в игру «Снег - метель – вьюга»

Описание игры. На слово «Снег» дети плавно кружатся, «Метель»- бегут в указанном направлении, «вьюга» - бегут в кругу, взявшись за руки, ускоряя темп.

Восп. Под музыку какого композитора мы играли?

Дети. Под музыку Свиридова «Метель»

Восп. Бонифаций задает вам вопрос: «Почему зимой идет снег, а не дождь, как у него на Родине»

Восп. Объясним льву, как образуются снежинки.

Дети. Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки.

2. Деревья стоят голые.

Восп. Подберем слова со сходными значениями

Дети. Нагие, обнаженные.

Восп. Лев Бонифаций спрашивает, а деревья растут зимой?

Дети. Нет, они находятся в состоянии покоя.

Восп. Как это доказать?

Дети. Мы с прогулки заносили ветки дерева, на них набухли почки. Скоро из них появятся клейкие зеленые листья.

Восп. Бониыфаций не понимает, почему на улице этого не происходит?

Дети. Зимой нет необходимых условий для роста растений.

3. Люди одеваются в зимнюю одежду

Восп. Покажем Бонифацию, пантомимой, как мы одеваемся на прогулку

Восп. Ты что надеваешь, Лиза? А ты, Дима?

4. Птицы прилетают к кормушкам ближе к жилью человека.

Восп. Назовем льву Бонифацию этих птиц.

Дети. Воробьи, вороны, сороки, снегири, голуби, синицы.

Восп. Как назвать их одним словом?

Дети. Зимующие.

Восп. Зачем человек покармливает их?

Дети. Весной они будут уничтожать вредных насекомых в садах, петь свои песни.

5. Зимние забавы, какие вы знаете, любите, играете?

Восп. Покажем Бонифацию, как мы умеем о наших любимых забавах рассказывать руками.

Между елок вдоль реки (нарисовать елку в воздухе двумя руками)

Разбрелись снеговики (обе руки с «ножками» указательными и средними пальцами расходятся в разные стороны)

Каждый ищет и зовет (рука «козырьком» ко лбу)

Снежных баб на хоровод (нарисовать в воздухе снежную бабу двумя руками)

6. Реки покрыты льдом.

Восп. Бонифаций хочет на коньках на речке покататься. Можно? Почему нет?

Дети. Можно провалиться под лед, утонуть или простыть и заболеть.

Восп. Ребята, а какая погода способствует образованию гололеда на улице?

Дети. Когда сначала была теплая погода, снег таял, превращался в воду, а потом ударил мороз.

Восп. Почему в гололед происходит много аварий на дорогах, люди часто получают травмы?

Дети. Скользко.

Восп. Бонифаций говорит: «Что же теперь и на улицу не выходить?»

Как обезопасить себя в гололед?

Дети. Ходить осторожно, не торопиться, на улице не бегать, не толкать друг друга.

7. Как в лесу зимуют дикие животные

Восп. Лев Бонифаций не знает, какие животные живут в средней полосе России и как они проводят зиму.

Поиграем в игру «Найди пару». У одного игрока картинка с изображением дикого животного, у другого – его жилища зимой.

Восп. Бонифаций спрашивает, а почему в зимнем лесу не встретишь насекомых

Дети. Они спят, спрятавшись в трещины коры, под листья, в землю.

Восп. Какой ветер дует зимой?

Дети. Холодный.

Восп. Покажем Бонифацию

Ветер воет у-у – у – у

Скучно одному – у - у – у

Песню я пою – у – у – у

И деревья гну – у – у - у

Вот подул слабенький ветерок (он дует коротко) Ф – у – у – у

А вот подул сильный ветер (он дует долго) Ф - у – у – у

5. Итог «Красивые слова о нашей зиме»

Восп. Бонифаций благодарен вам, ребята, что вы ему так интересно рассказали о зиме. Он говорит: «Какая наша зима красивая

Давайте и мы с вами придумаем красивые слова о зиме.

Зима (какая) снежная, белоснежная, холодная, красивая, хрустальная, мягкая, блестящая, долгожданная, белокрылая, сказочная, студеная, вьюжная, загадочная, величественная…

6. Самоанализ.

Восп. Наш рассказ о зиме был бы неполным, если бы не рассказали Бонифацию, какой любимый праздник дети и взрослые отмечают зимой.

Дети. Новый год.

Восп. Давайте подарим Бонифацию елочные шары на память.

Тот, кому было легко рассказывать нашему гостю о зиме, пусть выберет для Бонифация красный шар, кто встретил небольшие затруднения, выберет зеленый шар, кому было трудно помогать льву – синий шар.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по освоению ОО «Познание» (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе «Идет волшебница зима»
Опубликовано: 16 июня 2013 в 18:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД