Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Золотая хохлома»

Наталья Терентьева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Золотая хохлома»

Задачи:

1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Познакомить с видом хохломской росписи «травка» и ее элементами: «осочка», «капельки», «усики», «завиток», «кустик». Дать представление о цветовой гамме орнамента.

Учить рисовать орнамент «травка». Продолжать совершенствовать приемы работы с красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами: «осочка»,

«перпендикулярно». Активизировать словарь: «чаша», «солоница», «поставок», «тулово», «спираль», «капельки», «усики», «завиток», «кустик».

2. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать чувства красоты.

Оборудование:

- русская народная музыка.

- хохломская посуда;

- краски гуашевые (желтая, красная, зеленая);

- кисти беличьи № 2 и 3;

- банка с водой;

- салфетки фланелевые;

- заготовки хохломской посуды (ложки).

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники»:

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно).

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой).

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды).

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики).

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно).

2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи).

3. Изучение нового.

Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?

(Ответы детей).

Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка — так называется цилиндрический сосуд с крышкой — расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные поверхности этих вещей в золотые. Почему предметы, о которых пойдет речь, называются хохломой? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы звучат в строках русской песни.

Как за Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Жилье пребогато:

Серебряные листья,

Цветы золотые.

Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и рисунке.

Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком — сколько их непохожих и похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти вещи — красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны: они в самом общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным орнаментом. Это — узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Существует несколько его видов. Самый старинный и любимый художниками — «травный орнамент», или просто «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. «Травка» — обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки» художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать простейший элемент травного орнамента.

(Воспитатель показывает орнамент).

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки» рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль. «Кустик» — наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек», расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.

(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)

4. Подведение итогов.

Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемя на вашу хохломскую посуду.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Золотая хохлома»
Публикации по теме:

«Золотая Хохлома»«Золотая Хохлома» Недавно на познавательном занятии я с детьми провела беседу о хохломской росписи,мы рассмотрели элементы росписи,рисунки,картинки с изображением.

Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись»Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись» Когда я работала в старшей группе и мы знакомились с хохломской росписью, я решила сделать для ребят дидактическую игру "элементы хохломской.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Осень
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Золотая хохлома»
Опубликовано: 29 января 2014 в 17:00
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...