Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы. «Природа-чудесница»

Мария Неупокоева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы. «Природа-чудесница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы. «Природа-чудесница»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Тема: «Природа – чудесница»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ‘ПОЗНАНИЕ’

2012

Интеграция в образовательной области “Познание” с образовательными областями “ Художественное творчество”,”Коммуникация’.

Цели: - выявить и обогатить представления детей о лесе, о состоянии растений

осенью;

- закрепить знания детей о деревьях, различных их частей (корни,

ствол, крона);

- совершенствовать речь, пробуждать фантазию;

- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту при-

роды.

Предварительная работа:наблюдения на прогулке за деревьями; отгадывание загадок о деревьях; чтение пословиц о лесе; беседы «Кто заботится о лесе?», «Лес и здоровье»; рассматривание альбомов «Дикие звери», «Растения леса»; рисование на лесную тематику; чтение рассказов Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу», «Враги леса»; заучивание стихотворений о деревьях, рассматривание и обсуждение экознаков.

Материал: два дерева (клен, береза); листья деревьев; пень с корнями; звукозапись «Музыка природы»; маски облачков, гриб подберезовик, березовый сок.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

(Звучит звукозапись «Музыка природы», дети заходят под музыку)

Воспитатель: Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? А хотите отправиться в осенний лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами?

- Как можно до леса добраться?

(Дети высказывают свои варианты, в итоге проще превратиться в кого-нибудь, или во что ни будь. Предлагаю превратиться в облако.)

В облака мы превратимся

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

(Звучит музыка, дети надевают на голову маску облака, змейкой проходят вдоль группы)

Вот мы и в лесу.

Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес.

Выходит Лесовик.

Лесовик: Это кто здесь расшумелся?

- Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель:Ой, кто здесь?

Лесовик: - Это я, седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? (Садиться на пень).

Дети: Мы пришли за чудесами.

Лесовик: Знаю,знаю, за какими чудесами. Вы пришли деревья качать, ветки ломать, листья обрывать, да шуметь. Не пущу вас в лес!

Воспитатель:Лесовик, у нас нет таких ребят. Мои дети любят природу, умеют ухаживать за растениями. Среди них ты найдешь себе помощников. Пропусти нас в лес, пожалуйста!

Лесовик:Да? Говорите, любят природу? Умеют ухаживать за ней? Ну, ладно, пропущу,только с одним условием, если вы мне расскажите правила поведения в лесу.

Дети называют правила поведения влесу.

- Ветки не ломать, деревья не калечить;

Ни травинку, ни лист зря не рвать;

Не шуметь, а то лес затаится и не узнаете ни одной тайны;

Ходить осторожно, под ногами могут пострадать мелкие животные, ценные растения и др.

Лесовик:Ну, молодцы! Я вижу, среди вас действительно нет плохих ребят. А пословицы о лесе знаете?

Дети называют пословицы.

- Лес не школа, а всех учит;

- Рощи да леса - всему свету краса;

- По лесу ходи - под ноги гляди;

- Лес и вода – брат и сестра;

- Враг природе тот, кто леса не бережет и др.

Лесовик: Ну, молодцы, порадовали старика. Пропущу я вас в лес, проходите, любуйтесь осенними красками природы. Ну, а на прощанье, вот вам чудо!

(Лесовик посохом ударяет об пол; с потолка сыплются листья деревьев. Лесовик незаметно исчезает)

Воспитатель:

Листья разноцветные

На ветру кружатся,

И на землю падают,

И ковром ложатся.

Поймайте листочки (Дети ловят)

Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

- Какого цвета ваш лист?

- Каким цветом они были летом?

Вот вам и чудо, из зеленых листья становятся желтыми, а потом багряными.

- Рассмотрите свои листочки. Образуйте пары с одинаковыми листочками.

Дети образовывают пары, один ребенок остается без пары.

- С какого дерева достались вам листочки?

Дети называют деревья, один ребенок, который остался без пары затрудняется в ответе.

Предлагаю вам пройти вглубь леса, может быть там найдем отгадку, с какого дерева у Саши листочек?

(Подходим к клену)

Свой самый первый листопад

Встречает это клен.

- В свой самый праздничный наряд

Переоделся он.

Надеты на его сучки

Пять листьев вырезных

Они красны и широки

Совсем как у больших. (В. Берестов)

- У кого в руках кленовые листочки? Возьмите еще по одному.

Продолжаем нашу прогулку по лесу. Отгадайте, что я нашла?

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

- Вот такчудо! Грибок! Как он называется?

Дети: Подберезовик

Почему он так называется?

Дети:Потому что растет под березой.

- А с чем можно сравнить белый ствол березы?

Высказывание детей.

Воспитатель: Березу за ее кору называют белоствольной красавицей. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины –довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечивички», через них береза дышит.

Березонька одинакова хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.

В народе говорят «Где береза вырастет, там русский человек приживется». Она считается символом России. Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева.

- А вы знаете какие-нибудь стихи, песни о березе?

Дети читают стихи о березе.

1) Cловно девица русская, приумолкнув стоит,

Над речушкой березка листвой шелестит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь березка – частица России моей.

2) На березе поутру

Дятел продолбил кору

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже-

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила

Сладким соком оделила!

Сок березовый особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. Кто пробовал березовый сок? А давайте попробуем, березка нас им угощает.

(Дети пьют березовый сок)

Воспитатель: Ой, смотрите, а это что за чудо лесное?

Это Пень Корнеевич-самый старый житель леса. Давайте познакомимся с Пнем Корнеевичем. (Подходим ко пню и пожимаем его корень).

Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Мария Александровна.

(Дети поочередно знакомятся с пнем)

Ребята, а что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни)

- Какие они, корни? (Прямые и изогнутые, толстые и тонкие, твердые и гибкие, длинные и короткие).

- Какого они цвета?

- Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду)

- Чем покрыт пень? (Корой)

Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Пень пахнет деревом, лесом. землей)

По пню можно определить возраст дерева. Видите эти кольца? Каждое кольцо – прожитый год. Давайте посчитаем, сколько было лет этому дереву?

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит в этот год дереву не хватало влаги и питания. А посмотрите от Пня Корнеевича отходит молодой росток, и листочки висят на нем. У вас есть в руках такие же листочки? (Дети показывают)

А знаете как это дерево называется? Осина. Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому и растут рядом.

Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышатся. Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит при самом легком ветерке.

Замерли вершины,

Ветры в поле спят

Только у осины

Листья шелестят.

Необыкновенно красивы осины осенней порой. Листья их то розовые, то огненно- красные, то лиловые с багренцем. Вероятно, это дерево когда-то было большое, здоровое, но состарилось, его спилили образовался этот пень.

Ребята, а какая самая заметная осенняя примета?

Дети: Листопад.

Воспитатель: - Почему весной все растения так старались, чтобы у них появились листочки, корни усиленно пили воду с растворенными в ней питательными веществами, стволы проводили этот раствор вверх, солнышко пригревало растения, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Поиграем в игру «Превращение в дерево»

(Дети образуют круг. Самый высокий ребенок встает в центр – это сердцевина дерева. Двое встают с двух сторон от него и берутся за руки так, чтобы ребенок оказался в середине – это древесина, очень важный слой дерева, по которому от корней к листьям поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами; 3-4 детей встают вокруг древесины и берутся за руки: это слой, за счет которого дерево растет в толщину (у него нет никакого другого названия, кроме ботанического термина «камбий») Еще несколько человек встают и, взявшись за руки, замыкают дерево- это кора, по которой движутся питательные вещества. Но кора еще и защищает дерево, потому те, кто составляет кору, встают спиной к кругу. Остальные дети размещаются у подножия дерева, изображая корни. А теперь оживим наше дерево. Предлагаю «корням» показать как они пьют воду; и в то же время дети, воображающие древесину, начинают одновременно приседать и подниматься (это слой, словно насос, поднимает воду к листьям от корней) дети, изображающие кору приседают и встают в другом ритме (вниз по дереву перемещаются питательные вещества созданные листьями). Вcе, кто составляет дерево (кроме корней, поднимите руки.

С наступление осени вода в почве стала холодной, а вскоре и во все замерзнет, превратится в лед. Но листочки, растущие на дереве, все просят воды (дети шепчут –«хотим пить», и дерево задумалось. Что же делать? Сбросить листья. Устройте листопад. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза.

Вот и закончились чудеса леса! Пришло время возвращаться в детский сад.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям.

Мы дружить с тобою будем!

Добрый лес, могучий лес.

Дети надевают маску ‘облака’ и под музыку выходят из ‘леса’

Вот мы опять оказались в группе детского сада. Понравились вам чудеса леса?

Публикации по теме:

Методическое пособие «Природа Земли»Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы. «Природа-чудесница»
Опубликовано: 20 декабря 2012 в 12:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...