Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)

Вера Алексаткина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

по образовательной области:

«Познание» (рэмп) (средняя группа).

Тема: «СЧЕТ ДО ПЯТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 5

ЦЕЛЬ:

1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;

3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: медвежонок и зайчонок (игрушки, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-7.

РАЗДАТОЧНЫЙ: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 на каждого.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

Вспоминаем с детьми, к кому они ходили в гости в прошлый раз.

- Как вы думаете, где живут наши друзья? (В лесу.)

- Правильно. Ребята, медвежонок вместе с зайчонком зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)

- На чем можно добраться до леса? (Дети предлагают разные варианты, но выбирается поезд.)

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Билет на поезд».

- Ребята. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем мы сядем в поезд? (Купить билеты.)

- Верно. А где покупают билеты? (В кассе.)

- Кто знает, как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)

-Сколько нужно билетов купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько нас, детей.)

- Молодцы! А сейчас мы с вами подойдем к столу-кассе. Вы видите на нем лежат карточки- билеты с нарисованными на них предметами. Нашими билетами будут служить только те карточки, на которых изображено 4 предмета. Прошу вас приобретайте билеты, а я буду проводником и проверю ваши билеты около поезда. (Дети самостоятельно покупают билеты.)

Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так: «У меня нарисовано 4 куклы и т. п.». Проводник забирает билет.

Но может быть и то, что ребенок выберет карточку не с 4 предметами, тогда прошу его пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.

- Итак, все пассажиры на местах, билеты проверены – в путь!

- Посмотрите направо (налево).

2.2 Игра «Отдых в лесу».

- Уважаемые пассажиры мы прибыли в лес.

Дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в лес.

- Ребята, давайте вспомним как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – дом для зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.)

- А сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «По ягоды» (начало).

Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребенка.

- На нашей лесной полянке растут ягоды. Какие ягоды вы знаете?

- Хорошо. На какие ягоды похожи красные и синие круги? (Выслушиваются все ответы детей, после чего показываю детям изображение земляники и черники.)

- Итак, медвежонок собрал 4 землянички.

Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.

- Зайчонок собрал столько же ягод черники.

Дети под красными кругами выкладывают синие.

- Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)

- А почему вы выложили 4 синие ягодки? (Ответы детей.)

- Вдруг медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. (Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.)

- Сколько теперь ягод земляники?

Дети хором считают. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра «По ягоды» (продолжение).

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники?

- Кто знает, какое число следует за числом четыре?

- Молодцы! Вы нам очень помогли!

- Так давайте же вместе посчитаем до пяти.

- Итак, при счете после 4 идет 5.

- Как же получилось 5 ягод? (Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.)

- А как вы думаете, каких ягод теперь больше? (Земляничек.)

- Как сделать поровну? (Два варианта ответа: либо убрать одну землянику, либо добавить одну ягоду черники. Выбираю вариант добавить чернику.)

- А сейчас превратимся в фокусников.

- Сколько теперь ягод земляники (черники?

- Что можно сказать про ягоды? (Их поровну.)

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1. Игра «По ягоды» (продолжение).

Раскладываю на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.

Рассказываю о том, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали. Они просят вас помочь им. Поможем?

- Выберите на столе карточку, которую надо послать лисенку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.

Возникает затруднение, так как не все дети знают, как пишется цифра 5.

- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)

6. Преодоление затруднений.

6.1. Игра «По ягоды» (окончание).

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у кого-либо.)

После этого показываю им карточку, на которой написана цифра 5.

Делаю вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.

Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Ягодка для мамы».

- А теперь представим, что мы оказались на земляничной поляне.

Дети ходят по группе и изображают, как они собирают ягоды.

- Хотите отнести ягод маме?

- Но вот беда. У нас нет с собой корзинок. Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке и т. п.)

Дети изображают свой способ в движении.

7.2. Игра «Вкусные ягоды».

Дети садятся за столы, и я предлагаю им съесть вот сколько (1) ягод земляники. Дети должны взять в руку один красный круг.

- А теперь съешьте вот столько (5) ягод земляники.

Дети выполнить задание не могут.

- Почему вы не можете выполнить просьбу?

- Съешьте вот столько (5) ягод черники?

- Сколько ягод у вас осталось?

- Какие это ягоды? (Земляника.)

8. Итог занятия.

Собираю детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что интересного сделали?

Хвалю всех детей и говорю о том, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно - тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 22:04
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....