МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)

Вера Алексаткина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

по образовательной области :

«Познание» (рэмп) (средняя группа).

Тема: «СЧЕТ ДО ПЯТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 5

ЦЕЛЬ:

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Счет до пяти, Число и цифра 5“ (средняя группа)» размещена в разделах

1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;

3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: медвежонок и зайчонок (игрушки, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-7.

РАЗДАТОЧНЫЙ: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 на каждого.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

Вспоминаем с детьми, к кому они ходили в гости в прошлый раз.

- Как вы думаете, где живут наши друзья? (В лесу.)

- Правильно. Ребята, медвежонок вместе с зайчонком зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)

- На чем можно добраться до леса? (Дети предлагают разные варианты, но выбирается поезд.)

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Билет на поезд».

- Ребята. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем мы сядем в поезд? (Купить билеты.)

- Верно. А где покупают билеты? (В кассе.)

- Кто знает, как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)

-Сколько нужно билетов купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько нас, детей.)

- Молодцы! А сейчас мы с вами подойдем к столу-кассе. Вы видите на нем лежат карточки- билеты с нарисованными на них предметами. Нашими билетами будут служить только те карточки, на которых изображено 4 предмета. Прошу вас приобретайте билеты, а я буду проводником и проверю ваши билеты около поезда. (Дети самостоятельно покупают билеты.)

Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так: «У меня нарисовано 4 куклы и т. п.». Проводник забирает билет.

Но может быть и то, что ребенок выберет карточку не с 4 предметами, тогда прошу его пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.

- Итак, все пассажиры на местах, билеты проверены – в путь!

- Посмотрите направо (налево).

2.2 Игра «Отдых в лесу».

- Уважаемые пассажиры мы прибыли в лес.

Дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в лес.

- Ребята, давайте вспомним как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – дом для зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.)

- А сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «По ягоды» (начало).

Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребенка.

- На нашей лесной полянке растут ягоды. Какие ягоды вы знаете?

- Хорошо. На какие ягоды похожи красные и синие круги? (Выслушиваются все ответы детей, после чего показываю детям изображение земляники и черники.)

- Итак, медвежонок собрал 4 землянички.

Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.

- Зайчонок собрал столько же ягод черники.

Дети под красными кругами выкладывают синие.

- Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)

- А почему вы выложили 4 синие ягодки? (Ответы детей.)

- Вдруг медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. (Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.)

- Сколько теперь ягод земляники?

Дети хором считают. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра «По ягоды» (продолжение).

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники?

- Кто знает, какое число следует за числом четыре?

- Молодцы! Вы нам очень помогли!

- Так давайте же вместе посчитаем до пяти.

- Итак, при счете после 4 идет 5.

- Как же получилось 5 ягод? (Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.)

- А как вы думаете, каких ягод теперь больше? (Земляничек.)

- Как сделать поровну? ( Два варианта ответа: либо убрать одну землянику, либо добавить одну ягоду черники. Выбираю вариант добавить чернику.)

- А сейчас превратимся в фокусников.

- Сколько теперь ягод земляники (черники?

- Что можно сказать про ягоды? (Их поровну.)

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1. Игра «По ягоды» (продолжение).

Раскладываю на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.

Рассказываю о том, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали. Они просят вас помочь им. Поможем?

- Выберите на столе карточку, которую надо послать лисенку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.

Возникает затруднение, так как не все дети знают, как пишется цифра 5.

- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)

6. Преодоление затруднений.

6.1. Игра «По ягоды» (окончание).

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у кого-либо.)

После этого показываю им карточку, на которой написана цифра 5.

Делаю вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.

Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Ягодка для мамы».

- А теперь представим, что мы оказались на земляничной поляне.

Дети ходят по группе и изображают, как они собирают ягоды.

- Хотите отнести ягод маме?

- Но вот беда. У нас нет с собой корзинок. Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке и т. п.)

Дети изображают свой способ в движении.

7.2. Игра «Вкусные ягоды».

Дети садятся за столы, и я предлагаю им съесть вот сколько (1) ягод земляники. Дети должны взять в руку один красный круг.

- А теперь съешьте вот столько (5) ягод земляники.

Дети выполнить задание не могут.

- Почему вы не можете выполнить просьбу?

- Съешьте вот столько (5) ягод черники?

- Сколько ягод у вас осталось?

- Какие это ягоды? (Земляника.)

8. Итог занятия.

Собираю детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что интересного сделали?

Хвалю всех детей и говорю о том, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно - тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 22:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД