Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство со звуком и буквой Д»

Надежда Белоусова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство со звуком и буквой Д»

Образовательная область : «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 6 лет

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, беседа, ситуативный разговор, игры с правилами, дидактическая игра, физминутка, пальчиковая гимнастика, изготовление продуктов детского творчества – конструирование из бросового материала, разучивание скороговорки.

Форма организации- подгруппа.

Задачи:

Образовательные :

познакомить детей с звуком (д) и (дь) и буквой Д ;

• учить определять место звука в слове;

• учить чётко произносить и дифференцировать на слух звуки (д) и (дь) в словах;

• учить составлять слова с буквой Д ;

• закрепить знания об изученных ранее звуках и буквах;

Развивающие:

• развивать фонематическое восприятие;

• развивать психические процессы – внимание, мышление, память;

• совершенствовать навык звукового анализа слова;

• развивать умение читать слоги, соединяя согласную букву Д с гласными о,у. и,ы,е,ё,ю,я,а. ;

• повышать речевую активность.

Воспитательные:

• вызвать эмоциональный настрой детей на занятие;

• воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

• развивать навык работы в группе;

• воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа:знакомство с гласными и согласными звуками и буквами – а. у,о,м,с,ш,л,ы,н,р,к,п,т,и,х,з,в,ж,б,г,е,ё,й,ь,ъ,я,ю. ц., чтение слогов со знакомыми буквами, работа с разрезной азбукой.

Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, домик букв из картона с окошками для букв, письмо от царицы Грамоты, конверты с заданиями, предметы и игрушки, разрезная азбука, бросовый материал- пуговицы, пробки, цветной картон, картинки со звуком (д). сигнальные карточки зелёного и синего цвета.

Ход НОД:

Воспитатель встречает детей:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! - солнцу и птицам.

- Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом, с гостями.

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто нам его прислал?

Письмо от Царицы Грамоты, прочитаем, что в нём написано: «Дорогие ребята! Сегодня в моём царстве букв и звуков день рождения новой буквы. Я хочу, чтобы вы отгадали её, выполнили все мои задания и тогда она появится, а где, вы должны отгадать – В царстве грамоты моём

Есть большой красивый дом,

Буквы дружно в нём живут,

В гости нас к себе зовут!.

Догадались что это за дом?

Воспитатель: Да, это домик букв, подойдём к нему, и вы назовёте, какие буквы там живут. Дети называют знакомые - а,у,о,м,с,ш,л,ы,н,р,к,п,т,и,х,з,в,ж,б,г,е,ё,й,ь,ъ,я,ю,ц.

Воспитатель:Молодцы! Чем отличаются гласные от согласных?

(они отличаются цветом - гласные красного цвета, а согласные – синего,гласные поются, тянутся, о согласные – нет).

Интересно узнать, а какая буква празднует сегодня день рождения? Посмотрите на волшебный экран, сейчас на нём появятся картинкн, вы скажете, что изображено на них.

Идёт демонстрация слайдов, на которых – диван, дверь, динозавр, дерево, дельфин, дом. Какой звук чаще всего слышится в этих словах? (д-д-д)

Чем отличается звук от буквы (звук мы слышим, произносим, но не видим, а букву видим, пишем, она обозначает этот звук)

Воспитатель: Во всех произнесённых словах мы слышим звук (д). Значит, день рождения какой буквы мы будем отмечать сегодня?

Да, правильно буквы Д., но букву Д мы увидим немного позднее. Сейчас мы с вами будем музыкантами и поиграем - на дудочках – девочки, а мальчики – на колокольчиках. Как звучит дудочка? (ду-ду-ду).

Как звучит колокольчик? (динь-дон).

Итак, наш оркестр заиграл. Дети «играют».

Воспитатель: давайте проговорим д-д-д. Губы свободны, зубы сближены, язык стучит кончиком за верхние зубы, горлышко работает. (дети повторяют, слушают звучание).

Воспитатель: Это гласный или согласный звук.? Почему вы так думаете?

Это звонкий или глухой звук? Давайте проверим. Почему вы так думаете?

(закрепляют эти понятия).

Воспитатель: Произнесите – динь-дон. Что одинакового в произнесении динь и дон, а что разного в звучании (динь произносится мягко, а дон – твёрдо).

Да, у звука (д) есть младший брат звук -(дь) (закрепляют понятие).

С каким новым звуком мы познакомились? Ребята, вы готовы выполнить задания царицы Грамоты?

1 задание (конверт).Игра «Найди звук».

Дети выбирают из предметов, раложенных на столе предмет, в названии которой живёт звук (д, (дь, обосновывают свой выбор.

2 задание. Игра «Определи мягкий или твёрдый звук. Воспитатель называет слова, а дети при том, как услышат звук (д) или (дь) должны показать синюю или зелёную карточку.

3 задание. Игра «Определи место звука в слове».Воспитатель раздаёт каждому ребёнку картинку, они определяют, где «живёт» звук (д) или (дь)- в начале, середине, конце слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этими заданиями мы успешно справились, и немного отдохнём.

Воспитатель: Ребята! Дружно все вставайте, физминутку начинайте!

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Драконы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. («метем» метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперед, ладонями вверх)

На пол – мягкую дорожку, (наклон вперед, руками «стелем» дорожку)

Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, потом под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

Молодцы! Дружно и красиво вы делали физминутку.

Ребята, с каким новым звуком вы сей час познакомились?

Как вы думаете, как обозначается этот звук?

Молодцы, верно, на письме согласный звук (д) и (дь) обозначается буквой Д. Вот она на нашем волшебном экране. (слайд буквы Д).

Д – с высокой крышей дом,

В этом доме мы живём!

Посмотрите, на что похожа буква Д?

Воспитатель предлагает написать букву Д пальцем в воздухе.

Молодцы! Выполняем наши задания дальше – задание № 4 «Скажи чистоговорку»: Да-да-да у меня вода,

Ды-ды-ды -нет воды,

Ду-ду-ду за водой пойду.

Дети повторяют скороговорку хором и индивидуально.

Задание № 5 «Прочитай слоги с буквой Д» (на экране слайд со слогами – да, ду, ди, де, дю, дя, ды, дё, дю) Дети по очереди читают слоги.

Задание № 6 «Составь слово с буквой Д». Каждому ребёнку даётся набор букв, они составляют слово.

Воспитатель:День рождения какой буквы сегодня в царстве грамоты?Что мы можем сделать, чтобы поздравить букву Д? (подарок)

Воспитатель: Выложите букву Д из пробочек и пуговиц.

Какие красивые буквы у нас получились! Буква Д будет очень рада такому подарку. Пусть наши пальчики отдохнут, сделаем пальчиковую гимнастику

«На поляне дом стоит».

На поляне дом стоит – пальцы касаются друг друга, сложены «крышей».

Ну, а к дому путь закрыт – касаются пальцы безымянные, большие пальцы под-

няты вверх,

Мы ворота открываем – ладони разъезжаются,образуя ворота.

В этот домик приглашаем – делаются ладонями «зовущие» движения к себе.

Воспитатель: Молодцы! Задания все выполнили? Вспомните, пожалуйста, для чего мы выполняли эти задания? Что мы должны сделать дальше?

Правильно, подойти к нашему домику букв и поискать новую букву.

Вот она именница – буква Д,подарим ей наши подарки.

Воспитатель: Чем сегодня занимались? Какая новая буква появилась в домике букв? Для чего мы познакомились сегодня с новой буквой? Где нам это пригодится (познакомились с буквой Д, чтобы составлять и читать слоги,слова).

Дети замечают коробочку возле домика букв.

Воспитатель: Кто мог прислать? Царица Грамоты прислала нам подарок - загадки на каждого ребёнка на букву Д.

Воспитатель раздаёт детям загадки и предлагает отгадать их вместе с воспитателем в группе в свободное от непосредственной образовательной деятельности время.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство со звуком и буквой Д»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 14:49
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...