Конспект непосредственной образовательной деятельности, в подготовительной группе, на тему «Животные разных климатических зон»

ольга коковина
Конспект непосредственной образовательной деятельности, в подготовительной группе, на тему «Животные разных климатических зон»

Задачи:

1. Систематизировать представление о разнообразии природы, климата, растительного и животного мира климатических зон России.

2. Закреплять умение пользоваться картой, глобусом.

3. Упражнять в умении устанавливать взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

4. Развивать любознательность, желание отвечать на вопросы, умение слушать товарищей и дополнять их ответы.

5. Активизировать словарный запас детей.

6. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение энциклопедии о животных, лепка «Животные жарких стран», сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк», отгадывание кроссворда о животных.

Материал: кукла Почемучка, глобус, картины разных климатических зон, картинки с животными разных зон.

Ход беседы:

В гости к ребятам приходит Почемучка, здоровается с ними.

- Ребята, мы родились в великой стране, имя которой…. (дети: Россия).

- Покажите ее на карте и глобусе. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

- Хотите совершить путешествие по России? Мы проедем нашу страну с севера на юг, проследим как изменяется климат, растительность, животный мир.

- Какой океан находится на севере? (Северный Ледовитый океан).

- Как называется самый северный район нашей страны? (Арктика). Пейзаж Арктики.

- Что вы знаете об Арктике? (снега и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день – их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги).

- Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? (нет, здесь живут животные и птицы). Дети выбирают картинки животных и называют их. Белый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова.

- Как животные приспособились к суровым условиям? (белая маскировочная окраска, теплая шерсть).

- Рассказы детей о животных. Почемучка дополняет их рассказы.

- Белый медведь – белый густой, теплый мех, и на подошвах лап, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах, хорошо ныряют и плавают, тихо подкрадываются к добыче, сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы; строят берлоги из снега. Медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает своим теплом.

- Рассматривание картинки с изображением тюленя. Тюлень хорошо плавает, питается рыбой, имеет толстый подкожный слой жира.

- Рассматривание иллюстраций птиц. Они на лето слетаются в эти края. Почему? (находят пищу – мелкая рыбешка, рачки).

- Что будет, если белый медведь встретиться с пингвином? (белый медведь живет в Арктике, а пингвин – В Антарктиде, они не могут встретиться).

Почемучка: побережье Северного Ледовитого океана – царство тундры (картина). В тундре холодно, лето очень короткое, почва за короткое лето не успевает прогреться, поэтому под землей образовался слой вечной мерзлоты.

Зима начинается в сентябре, а снег сходит только к июню. Дуют сильные ветры. Бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - полярный день.

- Как вы думаете, можем ли мы встретить здесь растения?

- Какими они будут? Низкими. Это карликовые березы, ивы, мхи и лишайники. Корни могут удержать только низкие растения, т. к. они располагаются в самом верхнем слое, а глубже вечная мерзлота.

- Выберите животных ледяной зоны. Картинки – волки, песцы, горностаи, северные олени, куропатки.

- Как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Имеют густую шерсть, птицы – пушистое оперение, светлую окраску.

- Северный олень – крупное животное, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм – тарву, ягель. Самки оленя имеют рога и способны постоять за себя. Около оленей находят себе корм песцы, совы и куропатки (мышей пеструшек). Одомашненный северный олень служит людям в тундре и транспортным средством и пищей, из шкур шьют одежду, а из рогов делают лекарство. В тундре летом много птиц. Почему? - т. к. много насекомых.

- Почемучка: ребята, вы не замерзли? Давайте согреемся. (дети с Почемучкой делают упражнения).

- Южнее тундры простирается тайга (в переводе с тюрского языка – «дремучий лес»). Показ на карте и глобусе.

- Здесь растут хвойные деревья. Какие? Ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. Показ на картинках. Тундра не сразу переходит в лес. Сначала появляются отдельные деревья, потом группы деревьев, которых все больше и больше и, наконец, начинается лес.

- Какой здесь климат? – мягче, зима не такая длинная, как в тундре, а лето длинное и теплое. Солнце греет лучше, достаточно света и влаги. Здесь много животных и птиц. Дети выбирают картинки и называют животных - волки, зайцы, куницы, росомахи, сурки, бурундуки, кабаны, бобры, лисы. Птицы – дятел, глухарь, ястреб, сойка, тетерев, журавль, щеглы, сокол.

- Какого животного называют хозяином тайги? – бурого медведя.

- Как он приспособился к жизни в тайге?

- Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?

Различия: бурый медведь живет в лесу, а белый во льдах северных морей, что делает их незаметными. Шерсть у белого медведя гуще; берлогу он делает из снега, а бурый из ветвей.

Сходство: похожи по форме и строению тела. Оба покрыты густою шерстью, есть большие и крепкие зубы и когти. Самостоятельно добывают пищу. Оба медведя дикие животные, хищники.

Игра «Кто живет в лесу» (да – хлопают). Белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот. Волки, верблюды, моржи и тюлени. Медведи, слоны, обезьяны, олени.

- Южные районы России занимают степи (картина).

- Какая там почва? – плодородная, темного цвета – чернозем.

- Какой климат в степи? – схема. Много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима, мало дождей, сильные ветры – суховеи. От суховея растрескивается земля, растения вырываются с корнем. Оживает степь с началом дождей.

- Какие животные живут в степи? – много ящериц, черепахи, лисы, хорьки, горностаи, змеи. Зубы обитателей степей приспособлены для разгрызания корешков, стеблей растений, поэтому их называют грызунами. Это суслики, тушканчики, сурки.

- В степи много птиц. Степной орел питается мышами, сусликами, хомяками, способен парить в воздухе. Дрофа хорошо бегает и неплохо летает, питается семенами растений, насекомыми, мышами, лягушками.

- Почемучка показывает картинки зайца-беляка и зайца-русака. Просит убрать животное, которое не живет в степи. Почему ты так решил? – это заяц-беляк. Заяц-русак – степное животное, питается травами, быстро бегает, делает большие прыжки.

- Проблемная ситуация: на одном листке встретились два жука: оранжевый и зеленый. Посмотрели друг на друга и удивились.

- Почему ты весь зеленый?

- Чтобы птицы не съели.

- Вот чудак. Чтобы птицы не съели, надо быть оранжевым!

- Нет, - сказал зеленый.

- Да, сказал оранжевый.

Долго жуки спорили. И тут их заметила птица. Жуки увидели ее и что они сделали? Что сделал зеленый жук? Что сделал оранжевый жук? – рассуждения детей.

Почемучка: Вот желтая страница-

Пустынная страна.

Песок на ней кружится,

Несется, как волна.

- О какой климатической зоне это стихотворение? – о пустыне.

- Вы хотели бы оказаться в пустыне?

- Пустыня – царство неживой природы. Почему? – всюду песок.

- Что можно сказать о климате? – сухо, небо безоблачно, ярко светит солнце. Песок такой горячий, что нельзя ходить босиком. Ветер такой же горячий как песок, часто бывают песчаные бури. Иногда за лето не выпадает ни капли дождя. Часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.

- Как вы думаете, есть в пустыне деревья? – да. Это саксаул, дерево без листьев, кактусы.

- Какое название у растения, которое любят верблюды? – верблюжья колючка.

- Загадки о животных пустыни (картинки).

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит

Под ним не зная страха

Гуляет….(черепаха)

- Что вы знаете о черепахах? – тело покрыто панцирем – защищает черепаху от врагов, не может быстро бегать, имеет маскировочную окраску.

Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь? – ящерица

- Почему ящерицу не поймать за хвост? – защищается с помощью хвоста от врагов, отдает его и у нее вырастает новый.

- Может ли ящерица прыгать? – нет, только бегать, у нее все лапки одинаковые.

Встречаются и хищные ящерицы – это варан. Нападают на грызунов, черепах, птиц, мелких ящериц. Пищу они не жуют, заглатывают целиком. Защищаются при помощи хвоста.

Он решил, что он жираф,

Ходит голову задрав,

Говорят из разных блюд

Лишь колючку ест … верблюд

Это сильное, выносливое животное. Могут обходиться без воды, 4-5 дней без пищи. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке.

- Почему их называют кораблем пустыни?

- Еще в пустыне живут антилопы джейран.

- Какого они цвета? Почему? На антилоп могут нападать волки, беркуты.

Почемучка: вот и заканчивается наше путешествие по России. Мы увидели, как велика наша Россия.

- Где мы побывали?

- Что нового узнали?

Почемучка прощается с ребятами.

Публикации по теме:

Циклограмма образовательной деятельности на учебный год Период Тематический блок Общая цель Сентябрь Развлечение, посвященное 1 сентября (по ПДД) 1 неделя «Дети на улицах города» Формировать представления.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности, в подготовительной группе, на тему «Животные разных климатических зон»
Опубликовано: 12 октября 2012 в 18:57
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...