Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Путешествие по родному краю»

Любовь Федорова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Путешествие по родному краю»

Задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства к родному краю;

2. Систематизировать знания детей о Кемеровской области;

3. Развивать память, мышление, внимание;

4. Закрепить умение складывать из букв слова;

5. Обогащение словарного запаса;

6. Развитие артикуляционной и лицевой моторики;

7. Формирование речевого дыхания посредством дыхательной гимнастики.

Оборудование:

Голубой шифон, плакат с изображением шахтеров, «дощечки» с буквами, запись песни «Кузнецкий край», записи звуков леса, шума воды, плакат с изображением герба Кемеровской области, макеты деревьев, шишки по количеству детей.

Предварительная работа была направлена на знакомство детей с:

1. Животными, ягодами и грибами Кузбасса;

2. Красной книгой Кузбасса, животными и растениями, которые в нее занесены;

3. Полезными ископаемыми, добываемыми в Кузбассе;

4. Профессиями людей, занимающихся добычей полезных ископаемых;

5. Достопримечательностями Кемеровской области и Тисульского района;

6. Знаменитыми людьми Кузбасса и Тисульского района;

7. Заповедниками и заказниками Кузбасса.

Содержание непосредственной образовательной деятельности

Дети входят под песню «Кузнецкий край».

Песня "Кузнецкий край

Там, где с улыбкой детской,

Выглянул из-за гор,

Солнце на край чудесный

Свой обращает взор,

Там, где собрав потоки,

Бег начинает Томь-

Жизни моей истоки,

Отчий, родимый дом.

Край любимый - горы и тайга,

Быстрых рек крутые берега,

На равнинах хлебные поля

И углем богатая земля.

Рубят уголь здесь и варят сталь,

Наш Леонов в космосе летал!

И в сраженьях и в труде не раз

Прославляли земляки Кузбасс!

Бьется в Сибири сердце,

Слышное всей стране-

Так о Кузбассе в детстве

Мама сказала мне.

Манят другие трассы,

Страны и города,

Только с родным Кузбассом

Сердце мое всегда!

Край любимый- горы и Тайга,

Быстрых рек крутые берега,

На равнинах хлебные поля

И углем богатая земля.

Край Кузнецкий славен с давних пор.

Мой отец- потомственный шахтер,

Провожая внука в 1 класс,

Гордо скажем: Пусть живет Кузбасс!

Логопед: Ребята, у нас сегодня праздник. Нашей области исполняется 70 лет, и в честь этого праздника мы отправимся в экскурсию по родному краю.

В зал вбегает Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, а мне сказали, что у вас сегодня праздник! Вот только пока к вам бежал, забыл какой! Вы мне напомните?

Дети: Да! 70 лет Кемеровской области!

Незнайка: 70 лет! Ого, какая она у вас уже старенькая!

Логопед: Ну что ты, Незнайка, наша область совсем не старенькая, она еще молодая, и мы ее очень любим и гордимся ей! Правда, ребята?

Дети: Да!

Незнайка: А по-моему ничего особенного! (пожимает плечами)

Логопед: Ты просто ничего не знаешь о ней, поэтому тебе так и кажется. Ребята, а давайте расскажем Незнайке о нашем Кузбассе!

(Дети читают стихи о Кузбассе)

1 реб. : Тайга и полей необъятная ширь,

Долины, поляны с клубникой…

Родной наш Кузбасс, процветай и расти -

Частица России великой.

2 реб. : Могучие реки на север текут,

С гористого юга веками,

И жизнь свою здесь неустанно куют

Трудяги своими руками.

3 реб. : Не отдыхая ни минуты,

В Кузбассе жизнь кипит всегда,

По всей стране проложены маршруты,

По нашим рельсам ездят поезда!

4 реб. : Здесь строят, возводят, и пашут поля,

И уголь с рудой добывают,

Недаром Кузбасская наша Земля

Богатым считается краем.

5 реб. : Кузбасс - "Жемчужина Сибири",

Зовет его так вся страна.

Он трудится на благо всей России!

На всю страну он прославляет имена.

Незнайка: Да. Теперь и я понимаю, что в Кузбассе очень много всего интересного! Эх, вот бы мне хотелось все увидеть!

Логопед: Незнайка, а мы как раз собирались на экскурсию по Кемеровской области, хочешь с нами?

Незнайка: Вы еще спрашиваете! Конечно, хочу!

Логопед: Ребята возьмем Незнайку с собой, покажем ему как много интересного у нас в Кузбассе?

Дети: Да!

Логопед: А начнем мы нашу экскурсию с той частички Кузбасса, которая является нашей малой Родиной! Незнайка, а ты знаешь, что такое малая Родина?

Незнайка: Нет, а что это?

Логопед: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что зовется малой Родиной.

Дети: Это место где мы родились и растем.

Логопед: Правильно! А как называется наша малая Родина?

Дети: Тисуль

Логопед: А к какому району относится Тисуль?

Дети: К Тисульскому.

Логопед: Молодцы, ребята. А скажите, чем славится наш район?

Дети: В нашем районе находится самое большое озеро во всей Кемеровской области.

Незнайка: Ого! И что же это за озеро?

Дети: Озеро Берчикуль.

Незнайка: А еще ваш район чем-нибудь славится?

Дети: Да! Здесь много животных, лесных ягод и грибов, добывается много полезных ископаемых.

Незнайка: Правда! А каких?

Дети: Уголь, золото, руда.

Незнайка: Вот это да! А знаменитые люди у вас есть?

Дети: Да

Незнайка: А какие?

Дети: Алексей Архипович Леонов

Незнайка: А кто это?

Дети: Наш земляк. Это летчик – космонавт. Он первым вышел в открытый космос.

Незнайка: Вот это да!

Логопед: Вот видишь, Незнайка, а ты говорил: «ничего особенного»! А первым пунктом нашего назначения будет река, название которой схоже с названием нашего поселка. Как вы думаете, что это за река?

Дети: Тисулька.

Логопед: Правильно, Тисулька! А отправимся мы туда на лошадках.

Артикуляционное упражнение «Лошадка» (Дети скачут, цокая языком)

Логопед: Ну, вот мы и добрались!

(На полу, имитируя реку, разложен голубой шифон, а на «берегу», 7 «дощечек» с буквами, звучит фоновая музыка «Журчание воды»)

Незнайка: Ой, какая красивая река!

Логопед: Да, Незнайка! Эта река берет свое начало с гор и впадает в большую реку, которая называется Кия.

Незнайка: Но посмотрите, ребята, река достаточно глубокая, а моста поблизости нет! Как же мы ее перейдем?

Логопед: Давайте подумаем, как же нам перейти эту реку?

Дети: Сделать мост из дощечек!

Логопед: Верно, но сделать это будет не просто! Посмотрите внимательно, на каждой дощечке написано по букве. Для того чтобы мост был крепкий и нас выдержал, мы должны вспомнить название еще одной реки, протекающей в Тисуле и выложить ее название из дощечек в виде мостика. Вспомните, что это за река?

Дети: Каштак.

(Дети выкладывают «мостик» с названием реки из «дощечек» и переходят через «реку»)

Логопед: Вот мы и перешли реку! Незнайка, а ты знаешь, что в Кемеровской области насчитывают 1600 рек.

Незнайка: Ого! Ребята, какая же из них самая главная?

Дети: Томь.

Логопед: Да, Незнайка, главная река в Кемеровской области - Томь.

А дальше мы отправимся на поезде!

(Дети встают друг за другом в виде паровозика и начинают движение чух-чух-чух)

Незнайка: Ой, смотрите, а что это?

(Плакат с изображением угольного карьера и работающих шахтеров)

Логопед: Незнайка, да это же угольный карьер!

Незнайка: Угольный карьер! А что там делают? (Обращается к детям)

Дети: Добывают уголь.

Незнайка: А зачем нужен уголь?

Дети: Углем топят печи, чтобы было тепло. А еще, если не будет угля, то не будут работать фабрики и заводы.

Незнайка: Неужели уголь так важен?

Логопед: Конечно, Незнайка! Уголь даже называют «Черным золотом»!

Незнайка: Ого-го!

Логопед: Ребята, а вы знаете, что уголь добывают как под землей, так и над землей?

Дети: Да!

Логопед: А в нашем районе есть Кайчакский угольный разрез. В нем добывают бурый уголь, которым отапливается практически весь Тисуль.

Незнайка: У вас в районе даже свой угольный разрез есть? Ничего себе! А это кто, угольщики? (показывает на шахтеров, обращается к детям).

Дети: Нет, шахтеры.

Логопед: Действительно, людей, занимающихся добычей угля, называют шахтерами. Незнайка, а ты знаешь, что более половины угля, добытого за год во всей России, добывается в Кузбассе?

Незнайка: Так много?

Логопед: Конечно, угольная промышленность является ведущей в Кузбассе и в ней задействовано очень много людей. Давайте не будем мешать шахтерам работать и отправимся дальше.

(Дети «едут паровозиком»)

Логопед: Смотрите, впереди замечательное озеро. А давайте вспомним, как называется самое большое озеро в Кемеровской области?

Дети: Озеро Берчикуль.

(На полу, имитируя озеро, разложен голубой шифон)

Незнайка: О…. Какое оно большое и глубокое!

Логопед: давайте искупаемся! (Дети «заходят в озеро»)

Игра на релаксацию «ныряльщики»

Мы купаемся в море, «ныряем» и плывем под водой (наклон, смотрим вперед, руками делаем жесты пловца, мышцы напряжены). Выныриваем (выпрямляемся)

Логопед: А теперь давайте выйдем на берег и немного отдохнем. Солнышко ярко светит и согревает нас своим теплом. Нам радостно, покажите мне как вам радостно! (дети изображают на лицах радость). Но вдруг налетели тучи и закрыли солнышко, мы сначала испугались (дети изображают на лицах испуг, а затем даже немного рассердились (дети изображают на лицах злость, но подул ветерок (дети дуют перед собой, изображая ветерок, прогнал тучи, выглянуло солнышко, и на наших лицах вновь заиграла улыбка (дети улыбаются).

А теперь нам пора отправляться в дорогу.

Незнайка: Ой, ребята подождите, я вам кое-что забыл передать! Когда я к вам собирался меня просили вам передать вот этот рисунок, только я не знаю что на них изображено! (достает из сумки рисунок, где изображен герб Кемеровской области и показывает их детям)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что изображено на этом рисунке?

Дети: Да!

Логопед: Давайте расскажем Незнайке!

Дети рассказывают Незнайке, что изображено на рисунке и дают описание герба Кемеровской области.

Незнайка: У вашей области даже герб свой есть? Прямо как у страны! А может у вас и президент свой есть?

Логопед: Да, Незнайка, есть! Только не президент, а губернатор.

Незнайка: А как же его зовут? (обращается к детям)

Дети: Аман Гумирович Тулеев.

Логопед: Ребята, здесь неподалеку есть замечательный лес, давайте до него прогуляемся!

Логопед: Ну, вот мы и добрались!

(На полу расставлены макеты деревьев, играет фоновая музыка «Звуки леса»)

Логопед: А кто мне скажет, как нужно себя вести в лесу?

Дети: Не включать громкую музыку;

Не рвать цветы;

Не шуметь и не бегать;

Ходить только по тропинке;

Не ломать ветки деревьев.

Логопед: Молодцы, ребята, правильно!

Незнайка: Какая здесь красота!

Логопед: Да в наших лесах действительно очень красиво. Незнайка, а ты знаешь, что в лесах растет много грибов и ягод?

Незнайка: Нет, не знаю. А каких?

Логопед: Ребята, а давайте расскажем Незнайке какие в наших лесах растут грибы и ягоды.

(Дети рассказывают Незнайке о грибах и ягодах растущих в лесах Кузбасса).

Незнайка: Ого, как много! А в ваших лесах обезьяны есть?

Дети: Нет

Логопед: Что ты, Незнайка, обезьяны в наших лесах не водятся. Зато в них водится много других животных.

Незнайка: Да, а каких?

Логопед: Сейчас ребята загадают тебе о них загадки, а ты попробуй отгадать.

(Дети загадывают Незнайке загадки о животных, обитающих в Кузбасских лесах).

1. Бурый, косолапый,

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд.

(Медведь)

2. Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка.

В клубок свернуться может.

Конечно, это. (Ёжик)

3. Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это? (Зайчишка)

4. Предок всех собак, поверь,

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк,

Страшный, хитрый, лютый (Волк)

5. Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там,

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это (Белочка)

6. Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот)

Логопед: Молодец, Незнайка, все загадки отгадал!

Незнайка: Да… Я и не думал, что в Кузбасских лесах так много животных!

Логопед: Да, Незнайка, очень много! В Кузбассе даже своя красная книга есть.

Незнайка: А что это за книга? (обращается к детям)

Дети: Это книга, в которую вносятся редкие животные и животные, которые могут исчезнуть.

Незнайка: А почему она называется Красной?

Дети: Потому что красный цвет символизирует опасность.

Незнайка: И какие же животные внесены в эту книгу?

Дети: Выдра, норка, лось, бобр, волк, кабан, крот, медведь, олень…

Незнайка: Так много! А их что, совсем не защищают? (обращается к детям)

Дети: Защищают.

Незнайка: А как?

Дети: В Кузбассе открыты заповедники и заказники.

Незнайка: А что это такое?

Дети: Это территории, на которых нельзя рубить деревья, рвать цветы, охотиться, рыбачить…

Незнайка: Как у вас интересно! И еще здесь такой чистый воздух! Я им дышу, дышу, и никак не могу надышаться (глубоко вдыхает)

Логопед: Ты прав, в наших лесах действительно очень чистый воздух!

А вы знаете, что дышать чистым воздухом полезно для здоровья?

Дети: Знаем!

Незнайка: А давайте подышим!

Логопед:

По родным краям шагаем (ходьба на месте)

Раз (вдох)- два (выдох, раз-два.

И здоровье улучшаем

Раз (согнутые в локтях руки разводим в стороны, делаем вдох) -

Два (сводим руки на уровне груди, делаем выдох)

Раз- два.

Вместе в озере купались (руками делаем плавательные движения)

Раз (вдох) – два (выдох, раз- два.

Дружно солнцу улыбались

Раз (поднимаем руки вверх, делаем вдох) –

Два (опускаем руки вниз, делаем выдох)

Раз- два.

А сейчас в лесу гуляем (ходьба на месте)

Раз (вдох) – два (выдох, раз- два

Аромат цветов вдыхаем

Раз (глубокий вдох) – два (выдох, раз- два.

Любим мы наш край родной (поднимаем руки на уровне плеч)

Поздравляем всей душой! (хором)

Незнайка: Я сегодня так много нового узнал о Кузбассе! Большое спасибо, ребята, что вы взяли меня с собой, теперь я всем расскажу какая у вас замечательная область! Ну а сейчас мне уже пора. До свидания, ребята! (уходит)

Логопед: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, а на память о нашей экскурсии я хочу подарить вам по шишке. Они собраны в лесах Кузбасса. Берегите их и всегда помните, как богат и прекрасен наш родной край!

Публикации по теме:

Акция: «Единство народное»Акция: «Единство народное» Акция: «Единство народное» Тема: Комплексное занятие на тему «Славься, Русь – Отчизна моя!» Дата: 2 октября 2012год Цель: Воспитывать патриотические.

Дидактическая игра «Угадай слово» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию свою игру "Угадай слово".Она предназначена для читающих детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Путешествие по родному краю»
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 13:04
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...