Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы»

Ирина Ильенко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Ильенко Ирина Леонидовна, БДОУ г. Омска «Детский сад № 191 компенсирующего вида», учитель-логопед, г. Омск.

Предмет (направленность): дошкольное образование.

Возраст детей: старшая группа.

Место проведения: групповая комната.

Цель: формировать связную речь у детей дошкольного возраста с ОНР; профилактика оптической дисграфии.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

• побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;

• упражнять в согласовании существительных с глаголами;

• упражнять в согласовании существительных с числительными;

• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

• развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы.

Образовательная область «Социализация»:

• воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;

• формировать умение оценивать работу товарища;

• совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

• приобщать к словесному искусству через сказки;

• развивать литературную речь (при проговаривании текста физминутки).

Образовательная область «Здоровье»:

• развивать координацию речи с движением (физминутка);

• формировать умение выполнять самомассаж;

• формировать речевой выдох;

• развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Безопасность»:

• воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений (физминутки, прищепкотерапии)

Образовательная область «Познание»:

• расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы» (Снегирь, зимующие, воробей, чирикает, стрекочет, каркает, тинькает, хищница и тд.);

• формировать умение использовать в речи предлоги В, НА, ОКОЛО;

• совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам;

• развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц).

Предварительная работа:

- подбор иллюстраций к сказке;

- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинского;

- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;

- подбор опорных картинок к рассказу;

- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;

- прищепки - птички;

- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, гречка, сушеные ягоды;

- подобрать речевой материал к физминутке.

Оборудование: демонстрационный материал «Зимующие птицы», силуэтные картинки (дятел, сова, голубь, воробей, сорока, магнитофон, звуки зимы, снежинки. Кормушка, ветки, корм для птиц.

Ход:

1. Оргмомент

- Ребята, давайте поздороваемся с окружающим миром:

Здравствуй, солнце,

Здравствуйте, птицы,

Здравствуйте, животные,

Здравствуйте, друзья,

Здравствуйте, Ирина Леонидовна!

2. Сообщение темы (звук вьюги)

- Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Как вы считаете, легко ли птицам жить зимой? Давайте подумаем, как мы можем помочь зимующим птицам. Ребята, вы любите сказки?

- Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

- Сказка называется «Проказы Старухи-Зимы». Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

3. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

- Чьи это голоса, ребята?

- Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

- Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты каких птиц вы видите?

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

- Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т. д.).

Так вот, не помогли Старухе – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

4. Игра «Кто как голос подает?»

- Кто это? (Воробей)

- Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать (Чик-чирик)

- Значит, он что будет делать? (Он будет чирикать)

- Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

- А сова? (Ухать) и т. д.

5. Физминутка (самомассаж)

- Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке. Пуще прежнего разозлилась Старуха -Зима.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

6. Игра «Кто где?»

- Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

(Подходим к кормушке и веткам. На них сидят зимующие птицы)

- Посмотрите, какую кормушку сделали дети для птиц. И кто же к нам в кормушку прилетел? (Дети называют птиц: воробьи, синицы)

- Сколько синиц? (Одина синица, две синицы, три синицы)

- Давайте возьмем птичек-прищепки и сосчитаем воробьев с помощью пальчиков и птичек. (массаж пальцев с помощью прищепок-птиц)

- Положите птиц, ребята на стол.

- Кого больше – синиц или воробьев? (Больше воробьев)

- Кого меньше? (Меньше синиц)

- Ребята, а кто сидит около кормушки? (около кормушки сидит ворона)

- Посмотрите, а кто сидит на ветках? (На ветках сидят свиристель, сова)

- Кто из них меньше? (свиристель)

- Кто больше? (Сова)

7. Игра «Чем угостим?»

- Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два –три раза)

- Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц. Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном, свиристель – семенами)

– А сове не хватило угощения. Кто знает, почему?

- Сова – хищная птица, охотится на мышей (грызунов). Она сама себе пищу добывает.

8. Рассказ

- Пройдите, ребята, на стульчики.

- Посмотрите на картинки. (На доске опорные картинки к рассказу: зима; дети делают кормушку; дети вешают кормушку на дерево; семечки, ягоды, сало, хлебные крошки, гречка; птицы у кормушки и сова рядом; сова; сова охотится на мышь)

Вопросы по тексту:

- Какое время года наступило?

- Кто сделал кормушку для птиц?

- Куда повесили кормушку?

- Что положили, ребята, в кормушку?

- Кто прилетел к кормушке?

- Кому не понравилось угощение?

- Почему сове не понравилось угощение?

- Как назовем рассказ?

- Давайте составим рассказ по картинкам.

Кормушка для птиц.

Наступила зима. Дети сделали кормушку для птиц. Они повесили кормушку на дерево. В нее положили хлебные крошки, семена и много другого корма. К кормушке прилетели зимующие птицы: воробьи, синицы, снегири и даже сова. Только сове угощение не понравилось. Она хищная птица и ловит мышей.

- Кто составит рассказ по картинкам?

(Спрашиваю 2-3 детей. Дети оценивают рассказы товарищей и объясняют, почему они считают этот рассказ лучшим. Можно рассказ делить на двоих)

- Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса, даже сова заухала. Поняла зима, что не с кем она справится не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

- Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

9. Итог

- Понравилась вам сказка, ребята?

- Мне запомнилось, как вьюга замела и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

- Что нового вы узнали сегодня?

- А кто сегодня был самый активный?

- Вот вам подарок от старушки-зимы. Она просит вам передать эти снежинки (наклейки) и ее извинения, за то, что она проказничала. А это, как можно самим сделать дома кормушку для птиц. (образцы кормушек из тетрапакетов и из дерева) Помните, что без вашей помощи им трудно придется. Вдруг опять Зима начнет проказничать!

Публикации по теме:

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы»
Опубликовано: 29 декабря 2012 в 17:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....