Лучший педагог года

Конспект НОД «Богатыри земли русской»

Ирина Степанова
Конспект НОД «Богатыри земли русской»

Тема: Богатыри земли русской.

Интеграция: Познание, коммуникация, социализация,

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.

Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к защитникам Отечества. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить отечеству. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

1. :Продолжать обобщать и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).

Познакомить с гусарами, элементами их костюма (кивер, мундир, ментик, рейтузы)

(Познание).

2. Расширять словарный запас: кольчуга, шлем, наручи, поножи, наносник, бармица, палица, колчан, ножны, сбруя, стремена, уздечка, гусар, кивер, ментик, мундир, рейтузы, славяне, русичи.

Совершенствовать диалогическую форму речи. (Коммуникация).

3. Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду, создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности. (Социализация).

Предварительная работа: Чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», Слушание в грам. записи былин: «Змей Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».

Разучивание песен, стихов об армии, о Родине, о длужбе.

Материалы: Презентация: «Защитники отечества», «Лента времени» с фоном, картинки с изображением воинов различных родов войск и разных эпох.

Ход НОД.

- Дети, как называется наше Отечество?

- Россия!

- Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… Россия. Что вы представляете, когда произносите это слово? Произнесите его торжественно…Россия.

- Как еще можно назвать Россию?

-Родина. Отчизна. Страна. Родина-Мать.

- Что такое Родина?

- Это место где человек родился.

-Наша Родина Россия – Это большая страна, с ее дремучими лесами, полноводными реками, высокими горами, безбрежными полями, глубокими морями (показ иллюстраций).

- Ребята, какие пословицы вы знаете о Родине?

- Родная сторонушка – мать, а чужая – мачеха.

- С родной земли умри – не сходи.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

- За родной край и жизнь отдай.

- Родина любимая, что мать родимая.

- Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

- А как называлась наша страна раньше?

- Русь.

- Как называли себя наши предки?

- Славяне, русичи.

- Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

- «Славяне» похоже на слово «слава».

- А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какими были древние русичи?

- Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые и гостеприимные, очень храбрые смелые, они любили свою Родину,

- А всегда ли наша Родина была такой как сейчас?

- Она была меньше. Не такой красивой. На ней проживало не так много людей.

Вношу ленту времени.

- Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь! Слово короткое, а с нами осталось навеки. Было наше государство вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина. Со временем государство росло, расширялось, люди научились строить дома из камня, а сейчас наша Родина самая большая страна в мире.

- А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? Зачем их нужно защищать?

- На Руси много лесов, рек, животных, растений. Вот и привлекали эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние - давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

- А кто защищает нашу Родину?

- Воины.

- Существует много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи, водители и другие. Но есть самая почетная, важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Это военные.

- Что является главным в этой профессии?

-Защита Родины от врагов.

-Как народ называет этих людей?

- Защитники Отечества.

- Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества», а как мы об этом узнаем?

- По военной форме.

- Интересно заглянуть в глубь истории и посмотреть, какие костюмы носили первые защитники земли русской

Послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину?

- Прослушивание отрывка из песни, ответы детей.

- Да, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины - богатырями.

Русь ты моя великая,

Русь ты моя прекрасная.

Сколько врагов-захватчиков

Хотело тебя сломить.

Но воины твои храбрые,

Богатыри, тебе богом данные

Громили врагов-захватчиков,

Сметали с родной земли.

- Дети а откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад?

- Слушали былины о подвигах богатырей, рассматривали картины.

- А что такое былина? От какого слова оно происходит?

- Быль, было. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев, похоже на песню, былину.

- Правильно, богатырей изображали на картинах, о них складывали былины. Что же вы знаете о богатырях? Что охраняют богатыри?

- Богатыри охраняют землю русскую, ее границы, свой народ.

- Как одеты богатыри? Вы видите, что костюмы воинов Древней Руси выглядят очень красиво. Они сшиты из тканей самых разных расцветок, украшены всевозможными пряжками, медальонами, золочеными нитями. Они носили богато расшитые рубахи с разрезами спереди сзади и по бокам – так было удобнее сидеть в седле. Штаны шили из льняного полотна или тонкой кожи. Самой распространенной обувью в те времена были сапоги из мягкой кожи. Кожаные или металлические пластины плотно облегают фигуру воина.

- Что надето на рубаху?

-Кольчуга – железная рубашка.

- Зачем она нужна богатырям?

- Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

- Кольчуга имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. На руках закреплялись «наручи», а на ногах – «поножи».

-Что надето на головы богатырей?

- Шлем.

- На Руси его называли шелом. А как вы думаете, из чего делали шлем?

- Шлем изготавливали из металла. Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная бармица крепилась к шлему сбоку и сзади, полностью закрывая шею. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки.

- Какие еще доспехи имеются у богатырей?

- Щиты, лук, колчан со стрелами палица, топор, меч – булава, копье.

-Меч был главным оружием воинов – богатырей. Меч еще называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятку меча и ножны украшали орнаментом не только с целью украшения но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом, был оберегом.

- А это что? (Щит).

- А для чего он был нужен? (Защита от меча, стрел и другого оружия).

- Главным другом богатырей был конь. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажите?

- А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

- То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

- Эти сильные смелые, любящие свою землю люди защищали и освобождали русский народ от унижения и разорения от врагов.

- Что давало силу богатырям?

- Да ребята. Мужество, смелость, и великая любовь к своей земле, к своему народу давали силу богатырям.

- Чем бы вы хотели быть похожими на них?

- Силой, мужеством, также любить Родину.

-Ребята, а сейчас подойдите к столу и рассмотрите «доспехи» богатырей, примерьте их., вот какие богатыри на Матушке-Руси, ни враг не пройдет, ни птица не пролетит.

- Представьте, дети, что вы все – богатыри русские, садитесь на добрых коней и едьте в чисто поле.

Звучит «Марш Черномора», муз. М. И. Глинки.

Дети выполняют образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

- Минули времена былинных богатырей, но русское воинство продолжало расти и крепнуть. В давние времена во главе русского государства стоял князь, а позже правителя стали называть царем. Одним из выдающихся русских царей был Петр Первый. При нем появилась первая регулярная армия, то есть постоянная. Солдат служил в армии долго – целых 25 лет. Его жизнь проходила в учениях, в походах и в боях.

Появились гусарские эскадроны – легкая кавалерия. Это были самые надежные и преданные царю войска. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, отлично владели саблей, шпагой, побеждали врага не числом, а умением. Гусары часто повторяли такие слова: «Пусть покинет меня все, только бы не покинуло мужество!»

-Ребенок: Сколько же гостей не званых

Побывало на Руси!

Их рубить не уставали

Наши русские мечи!

Мы смелые гусары,

Мы носим кивера!

Российской нашей армии:

Ура! Ура! Ура!

- Посмотрите на иллюстрации, какими были гусары?

-Посмотрите, какая нарядная форма у гусаров. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым – поступай в гусары». Обратите внимание на высокую цилиндрическую шапку с козырьком – это кивер. Короткий мундир называется доломан, меховая накидка – ментик. Есть и рейтузы, и высокие черные сапоги.

- А теперь давайте посмотрим на изображение солдата нашего времени, который защищают нашу Родину сейчас.

- Чем отличается внешний вид солдат?

- А что у них общего?

- Обратить внимание на то, как изменилась форма солдат, боевая техника.

- Лучшие инженеры трудятся на благо нашей Родины, все стало современным, маневренным, улучшенным.

- А как вы думаете, современный солдат обладает теми же качествами, о которых мы говорили или что-то изменилось?

- Прошли гусарские времена, а дух той славной эпохи остался, он живет в сердце каждого истинного патриота, бойца современной армии.

- Какая она современная армия, какие рода войск существуют в ней расскажут наши мальчики – будущие защитники Отечества.

Дети: 1. Я пойду служить танкистом,

Научусь в мишень стрелять!

3. У меня мечта простая:

Покорить бы высоту!

Лётчиком я стать мечтаю,

Но сначала подрасту!

4. Я пошё л бы в капитаны:

Плавать в реках и морях,

Охранять Россию стану

На военных кораблях.

5. А мне нравится пехота:

Каска, пряжка на ремне,

Очень важная работа –

Быть солдатом на земле.

Мы с вами живём в стране, которая называется Россия! Россия – наше отечество. На земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооружённые силы. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. В мирное время они учатся, проводят учебные сражения в морях степях, лесах, горах. Изучают военную технику.

В армии есть корабли, самолёты, танки, вездеходы. Есть у военных разное оружие: пистолеты, пушки, миномёты, ракетные установки. Все военная техника должна быть в порядке.

-А сейчас я хочу проверить, как вы знаете современную боевую технику и тех, кто ею управляет.

Педагог загадывает детям загадки.

Загадки.

1. Смело в небо проплывает, обгоняя птиц полёт, Человек им управляет, что же это … (самолёт).

2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, Отправляется в полёт наш российский … (вертолёт).

3. Под водой железный кит. Днём и ночью он не спит, Днём и ночью под водой охраняет наш покой … (подводная лодка).

4. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять, И служить не на земле, а на военном … (корабле).

5. Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом управляется … (танкистом).

6. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут опустился … (парашют).

7. Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись, Будешь ты отличником, станешь … (пограничником).

Мы с вами живём в стране, которая называется Россия! Россия – наше отечество. На земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооружённые силы. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. В мирное время они учатся, проводят учебные сражения в морях степях, лесах, горах. Изучают военную технику.

В армии есть корабли, самолёты, танки, вездеходы. Есть у военных разное оружие: пистолеты, пушки, миномёты, ракетные установки. Все военная техника должна быть в порядке. А сейчас я вам предлагаю выбрать военного любой эпохи и наклеить на ленту времени.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Богатыри земли русской» План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества. Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель. Задачи: познакомить детей с.

Интегрированное занятие ИЗО и музыка «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по ИЗО и музыке в старшей группе ЦДТ школы дошкольников «Капелька» Дата: 19 февраля 2016 г. Тема: «Богатыри земли.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской!» Татьяна Карцева. Задачи. Сформировать знания дошкольников.

Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской». Старшая группаКонспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской». Старшая группа Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской» Программное содержание: - учить рисовать русского богатыря в доспехах; - продолжать.

Музыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» ВидеоМузыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» Видео Дети входят под песню с флажками. Перестроение с флажками под музыку «Моя Россия» Гр. Непоседы Вед: Сколько народов, сколько традиций.

Подготовительная группа «Богатыри-защитники земли русской» Интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество,.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект: «Богатыри земли русской» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА», ЕАО. ПРОЕКТ "БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" Автор: Гордеева.

Сценарий театрализованной деятельности «Чудо-богатыри земли русской» Сценарий театрализованного представления воспитанников подготовительной группы №6 на тему: «Чудо-богатыри земли русской» Интеграция совместной.

Спортивное развлечение «Богатыри земли русской» Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси и нашего края, о родном городе, его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД